О Творчестве Сергея Потапова

Творчество Сергея Потапова занимает совершенно исключительное место в пространстве изобразительного искусства России. Художник сам определил как постсимволизм направление, к которому относятся его произведения, удивительно насыщенные и загадочные опыты в живописи и графике. Сергей Потапов обладает, конечно, глубинно организованным эйдетическим, образным мышлением, которое помогает ему создавать его панорамные визуализации. Однако это не просто плоды фантазии художника, а плоды интуитивных постижений. Сознание заглядывает в астральные слои ноосферы, наблюдая в определенном континиуме длящиеся образы. Однако этот «континиум» не имеет строго организованной последовательности, а может рассматриваться с любой точки изображенного к другой любой точке изображенного… От любого образа или группы образов к другой, не менее важной и насыщенной группе. Здесь все и важно и второстепенно одновременно. И оттого всецельно и взамосвязано, ноосферично, как сама Жизнь на планете Земля.
Общепланетарность обобщений, постигаемых кистью, у Потапова спрятана в многообразие, в котором все время происходит внутренняя игра. Переходя в разной последовательности от одного соотношения к другому, С. Потапов раскрывает многосложные пласты бытия, потому фигурки его героев иероглифичны, порой кажется, что если отключить дневное сознание, остановить собственную мысль и продолжать вглядываться в потаповские образные «гирлянды», зазвучит возвышенная, как «Реквием» Моцарта, сильная музыка, которой откликнутся звездные и зазвездные миры… Отсюда можно сделать вывод о медитативной приводе этих произведений. Художник сам поясняет, что передает своими художественными средствами связь Космоса и Человека, который как существо биологическое, ментальное и социальное предстает перед нами носителем неких программ, соотносящихся как с атомарным так и с планетарным уровнями. Вообще «точка зрения» художника как расширяющаяся Вселенная, охватывает все от – высших духовных слоев до самых плотных, «нижних» слоев материи… Выразить эту всеохватность, узнанную подсознанием творца, – труд кисти С. Потапова…
Холсты и листы С.Потапова требуют от зрителя-ценителя очень внимательного, проницательного и неравнодушного взгляда, требуют внутренней духовной Культуры, без которой немыслимо восприятие столь насыщенного и оснащенного искусства. Однако интеллектуализм не перевешивает у С.Потапова визуального ряда, да и как колорист он виртуозен и достаточно многообразен, хотя его можно назвать художником преимущественно приглушенной, глубокой цветовой тональности…
Вхождение в профессию для Потапова начиналось с увлечения титанами Ренессанса, с академического рисунка, потом наступило увлечение примитивным искусством, художник обратил внимание на городецкие росписи. Там он находил незамутненную искренность. В клеенчатых пространствах художников примитива оживали сказки и надежды. И свои ранние работы он стилизовал под «наив» задолго до того, как это сделали ныне известные мастера жанра, такие как Н.Нестерова… Но С. Потапов не задержался навсегда на своих первых пробах, пошел значительно дальше. Закончил в 1970 году Московское высшее художественно- промышленное училище (бывшее Строгановское), отточил свое мастерство, но не потерял свежести восприятия, тому способствовало прохождение курса у профессора Генриха Людвига, к которому молодого тогда художника стремило желание изучить герменевтику символов, которой серьезнейше владел профессор-архитектор.
На С.Потапова духовное влияние оказали труды П. Флоренского, русские космисты, определенное время увлекался творческой группой 1920-ых годов — «Амаравелой», на волне этого увлечения ему довелось встречаться с Б. А.Смирновым-Русецким, встречался и со Святославом Рерихом… Нам представляется, что из манифеста «Амаравеллы» к его собственному творчеству подходят особенно два положения – «Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника». И еще – «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира».
С.Потапов известен знатокам как один из выдающихся художников-нонконформистов, еще с 1960-70-ых годов участвовавших в неофициальном художественном процессе, в андерграундном движении. Он выставлялся на Малой Грузинской и других полулегальных вернисажах тех «потаенных» лет… Его работы находятся в известной коллекции Нортона Доджа, во многих музеях и собраниях Европы и США.
Искусствоведы отмечают отдаленное сходство полотен С. Потапова с полотнами И.Босха по плотности явленной во взаимосвязях образности. Сложнее пути сходства с П.Филоновым, с которым роднит и духовный анализ лиц, предметов и ликов, и умение писать не только вещи, но и свое отношение к ним… И Филонов и Потапов видятся Мастерами-исследователями, умеющими охватить взглядом спираль изреченных и неизреченных миров… У обоих – процитируем П.Филонова – «… целый мир видимых и невидимых, известных или тайных свойств, имеющих, в свою очередь, бесчисленные предикаты»… У Филонова и Потапова разный темпоритм, разная динамика изображений, но равная тяга к Бесконечности, к ее цветам и радугам. С. Потапова его духовный компас ориентирует – Ввысь, к Положительному Полюсу бытия, к Творцу, а земное зовет к отражению сложной, полной соблазнов и противоречий множественности…
Нам небезосновательно кажется, что и по мастерству, и по своеобразию, и по всеохватности, творчество Сергей Потапова имеет реальную потенциальную возможность не просто быть оцененным по достоинству, но встать вровень с теми мастерами кисти, чьи имена составляют антологию истории изобразительного искусства своего времени….

Станислав АЙДИНЯН,
вице-президент Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член ученого совета Государственной галереи «Творчество» (Москва),почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись.