Северный мир художника и графика Игоря Осипова

Выставка «Как прекрасен этот мир…» художника и графика Игоря Осипова была в 2021 году показана и в Москве в самом центре столицы, в Музее Садового кольца. Она была проведена в рамках межрегионального сотрудничества с Ямало-Ненецким автономным округом. Игорь Викторович Осипов – художник в своем регионе замеченный и признанный, его работы хранятся в Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств.

Самая сильная сторона Игоря Осипова, по нашему мнению заключается в его открытой сердечности, в его любви ко всему, чего бы ни коснулась его кисть. Он тонко чувствует Природу, относится к ней искренно и пристрастно, потому во многих его станковых работах царит настоящая подкупающая непосредственность. Мы наблюдаем не сухую академичность правильной во всем «школы», а творчество художника, самостоятельно научившегося видеть и по-своему передавать красоту. Это умение не только помогло И. Осипову осознать свой выбор света и цвета в его картинах, оно создало также его индивидуальный  стиль. Он художник узнаваемый. Посмотрев его выставку, увидев картины, мы уже не ошибемся, заметив где-либо еще плоды этой кисти.

Что касается графики, то и она была представлена на выставке в Москве, и тут видно, что Иг. Осипов рано проявил себя как тонкий европейский, можно сказать даже классичный рисовальщик. Его «Старая сосна», относящаяся к раннему творчеству, созданная автором в 1997 году, нарисованная тушью, восходит к европейской реалистической традиции. Близка к этому графическому листу и старая лиственница с рисунка «На севере дальнем», создана в том же году. Однако она дана суше, четче и строже, в ней меньше плавного романтического изящества, а есть что-то готическое, суровое, тревожное. В «Старой сосне» — нечто отдаленно напоминающее творения Каспара Давида Фридриха, отчасти это отдаленное сходство есть и в «На севере дальнем».

Возвращаясь к станковым работам, написанным на холсте масляными красками, обратим внимание на картину«Малая Родина». Автор рассказывает, что тут собирательное изображение – это Харьковская область на востоке Украины, близ города Балаклея, где родился художник и откуда 1983 году переехал в Новый Уренгой, связав свою судьбу с далеким Севером.

Итак, «Малая Родина» (2002). Под пронзительно ясными облаками меж двумя холмистыми зелеными травяными пространствами, издалека параболически бежит узкая проселочная дорога. Она проходит мимо дерева, которое стоит прямо в центре композиции, явно образуя центр, контрапост всей картины. На переднем плане – пышнотравье… И тут сама перспектива, влекущая вдаль, туда, за дерево, по направлению к горизонту, становится основной «героиней» этого холста, ведущего взгляд к ясному облачному небу. Перспектива строится и влево и вправо от дерева, — мы будто стоим над низиной, на низменности. Тем самым эта непростая природная панорама становится масштабнее, благороднее, грандиозней… Покрытая травою земля в цветовом отношении создает торжество зеленого цвета под ясным бело-голубым небом. Эта работа среди иных на конкурсе пейзажного жанра могла бы взять приз за оригинальность…

С чем бы соотнести композиционно эту картину Игоря Осипова в его богатом опытами творчестве? Внутренний комозиционно-концептуальный «заквас» этого холста переносит нас через годы и обращает к картине «Цветет пушица» (2019). Там в грандиозном разлете пространства налево и направо уходят, как раскрытые крылья птицы, две излучины реки, и центр холста – их встреча… Берега заболочены заливными лугами, сплошным ковром белых на зеленых стеблях цветов осоки. Горизонт ровен, и над ним – все те же белые, немного туманные облака…

Крайний Север отражен в творчестве художника немалым количеством работ, среди которых особым уютом и цельностью отличается «Под северным сиянием» (1999) – чум, дымок из него, санки. И несколькими взмахами кисти – небесное сияние, не во весь холст, а небесным локальным свечением… Художник говорит об этой картине – «…на Земле, посреди ледяной равнины стоит и манит теплом, традиционный для кочующих народов севера дом — чум, а в холодном полярном небе рождаются сполохи северного сияния. Сполохи сияния освещают дорогу уставшему путнику. В чуме горит очаг. Кто-то в доме ждет путника!..». Человечность и естественность этого изображения и тут неоспоримы. И совершенно не удивительно, что эта работа была замечена и отмечена на международном конкурсе. Она может быть символом всего Ново-уренгойского региона. Переведенная в графику-миниатюру, могла бы быть своеобразным региональным «логотипом». Но нет, краски тогда пропадут, а они придают неповторимый уют. Краски трогательно и верно отражают природу, которую художник увидел и принял в душу на Севере…

Холсту «Под северным сиянием» тематически предшествовала не менее выразительная работа. Имя ей – «Предзимье» (1994). На переднем плане большая сосна, потом замерзшие, протаявшие водою льдистые пространства, и над ними – те же сполохи северного сияния. Здесь они широко, как стихия, полыхают под звездным небом. Они как волны фантастического небесного океана. И некоторые сполохи свечения круто и резко, как белые фонтаны, вздымаются к вечерней темноте высоты…

Заметим, что в описанных выше работах северной тематики нет намеренно эффектных цветовых колористических высветов,  и вообще нет чисто внешних эффектов. Все как в природе естественно и органично, как чистое детское дыхание…

Рыбный день (2019) это совсем иная работа. Перед нами символизированный, обобщенный триумф дня рыбака. Изображены в естественном, ровном цвете – только что пойманные рыбы, разложенные  на ровно срезанном пне, на фоне живой лесной зелени. Это натюрморт–любование. Армейский котелок, еще советского образца. Картофелины. Болгарский перец. Луковицы, укроп; брошенный на котелок стрельчатый побег зеленого лука – все это в преддверии ухи. Любой любитель рыбалки размягчится душою и захочет пригласить такую картину в свой дом, повесить над столом, чтобы мечтать о реке, где водятся рыбы, и о все той же Природе, без которой нельзя представить творчество Игоря Осипова.

«Таежный приют» (2019) относится к той колее живописного пути художника, на котором стилистика его пейзажей обретает схожесть с картинами зимней тематики, которые были растиражированы западно-европейскими почтовыми открытками времен второй мировой войны. Густо заснеженные ели, охотничий домик, затерянный в таежной глуши. Дверь в него открыта и у порога – рюкзак, гость только что вошел в дом… Схожий мотив с тем, который мы увидели ранее в холсте «Под северным сиянием», но уже решенный совершенно иначе, в другом, дневном, настроении, с иными народными обычаями и подробностями…

Есть у Игоря Осипова и декоративно-символические живописные опыты. Например, «Белые ночи» относятся именно к таким мечтательным картинам. Они также прежде всего соотносятся с представлением о Севере. Бегут прямо по вечереющему небу под большой полной луной олени. Или, может быть, они отразились в нем? Миражность происходящего дополнена и подчеркнута наложившимися на бегущих оленей одуванчиками на тонких стеблях… В этом своем опыте художник дал волю воображению, и оно ответило сновиденной фантастикой…

Мы желаем художнику Игорю Осипову оставаться верным себе, неостывающего ему сердечного жара и преданности Природе, в которой он всегда видит Красоту, без которой бедным кажется любое пейзажное изобразительное искусство, в какой бы стране, в каком стиле, под каким бы небом оно ни было создано.

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, действительный член  Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.