Станислав Айдинян – БУДУЩЕЕ БУДУЩЕГО – Художник-карикатурист Сергей Куанов и художник-изобретатель Андрей Умнов

На протяжении ХХ века не только существовала, но и совершенствовалась родившаяся в прошлые столетия графическая традиция, которую определяли как жанр карикатуры, отличающийся чертами шаржа и гротеска, имеющий юмористическое или сатирическое направление. В каждой стране этот жанр развивался по-своему. В России предшественниками карикатуры были печатные листы, лубочные изображения – картинки для народа. Были и рисунки-карикатуры, существовавшие только в одном экземпляре, который тайно показывали друзьям. Но по-настоящему карикатура развилась, конечно, тогда, когда широкое распространение получил печатный станок и стали печататься тиражи. Известны распространявшиеся в девятнадцатом столетии в Европе юмористические и сатирические журналы… До революции карикатуры печатались в газетах и журналах России, в частности в знаменитом «Сатириконе», где блистали художники-мастера Юнгер, Билибин, Бакст, Судейкин, Ремизов… Потом, в Советской России, карикатура получила уже преимущественно агитационный политический смысл, стала обслуживать художественно идеологические нужды правящей в СССР коммунистической партии.

В истории советской карикатуры также были знаменитые имена, такие, например, как художник-академик Борис Ефимов, а были и неяркие звезды, не получившие правительственного признания, наследие которых, тем не менее, впечатляет.

Среди безусловно талантливых представителей жанра, художник-карикатурист Сергей Куанов. Сергей Тлеубергенович, имевший казахское происхождение, родился в 16 августа 1949 г. Вышнем Волочке, в семье кадрового военного, Куанова Тлеубергена Куановича (1919-1977), который был участником Великой Отечественной, дважды был ранен, горел в танке, имел много наград, после войны служил в Германии. Выйдя на военную пенсию полковником, переехал с семьей в Караганду.

Потом Сергей Куанов учился в Медицинском институте, жил в разных городах страны, после основным местом жительства избрал Караганду, где рисунки художника-самородка выходили в местной, городской периодической печати, его публиковали и в Москве, например в журнале «Юность». В Караганде прошли его последние годы жизни и творчества. Он не только рисовал карикатуры, но и писал по холсту маслом. Был талантливым скульптором, хотя не имел никакого специального художественного образования. С.Куанов всесторонне образован, обладал энциклопедическим запасом знаний по всевозможным направлениям литературы и искусства; владел методом скорочтения, читал книги по диагонали. Его универсализм дополнялся и тем, что он писал прозу, был и поэтом, писал стихи; для периодических изданий составлял кроссворды. Однажды он показал Наталье свою сатирическую версию известного классического произведения – написал копию картины Василия Перова «Охотники на привале» (1871), но персонажами там стали Ленин, Хрущев и Брежнев, каждый из которых действительно любил охоту. И Наталья ему сказала – «Уничтожь, а то тебя посадят!»

История его любви достойна особого упоминания. С Натальей Умновой, приехавшей в гости из Екатеринбурга (тогда Свердловска), они познакомились в Караганде, в ту пору Наталье было семнадцать лет. Сергей без памяти влюбился в уральскую красавицу. Любовь их была яркой и трагической. Пять лет он писал ей письма в стихах. Сергей вырос в обеспеченной семье, он не знал тяжелых жизненных трудностей. Наташа, выросшая без родителей, хотела, чтобы рядом с ней был надежный, мужественный мужчина, прошедший армию. Она сказала Сергею об этом, и он сам пошел в военкомат. Его направили в Семипалатинск в танковые войска – художником… Наталья не дождалась его, вышла замуж за исключительно положительного человека, очень ее полюбившего. Узнав об этом, Сергей перерезал себе вены и написал кровью на стене: «Наташа, я тебя люблю…» Их переписка продолжалась. Она, студентка юридического факультета, бросила мужа и приехала к любимому Сергею, устремившись на зов его любви. Они стали чуть не самой красивой парой в Караганде. У них родился сын Андрей, будущий художник. Но совместная жизнь не задалась из-за свекрови. Наталья Романовна годы спустя сравнивала ее характер с Пестимеей, персонажем романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» — та Пестимея стала с возрастом превращаться в злобную женщину, понимающую, что её жизнь прошла, а она лишь тень своего прошлого… И Наталья Романовна ушла от них, уехала к себе на родину, на Урал. Оба, и она и он, более семей не создали. Она жила с сыном, он остался в Караганде со своей матерью, продолжая любить свою Наташу, которая была уже навсегда далеко. Потом ушла в иной мир его мать, следом, 6 апреля 2012 года ушел и он… Наталья Романовна приехала в Караганду и поставила ему памятник, на нем она попросила выбить слова: «…С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают…» Наталья Романовна облагородила заросшую, заброшенную могилу художника. В наследство она ничего не получила кроме документов, фотографий, частично его творческого наследия, газет с карикатурами.

На сохранившейся рисованной афише выставки Сергея Куанова значится – «Все, что осталось от Куанова». И еще – «Маме моей, Серафиме Васильевне посвящается». Следовательно, название своему вернисажу дал при жизни сам художник, и сделал это столь горько-иронически… Есть и другая афиша выставки Куанова – на ней своеобразный парафраз на название известного романа Оноре де Бальзака «Блеск и нищета куртизанок», у Куанова — «Блеск и нищета перестройки»…

Если современный зритель вглядится внимательно в эти старые карикатуры, скоро станет ясно, что у избранных из них есть исключительно философский смысл, делающий их вечно актуальными… Возьмем, например, графический лист, где художник изобразил лабиринт из книг, стоящих рядами вертикально, и образующими собою лабиринт, – на книгах – на многих из них всего две фразы, два вопроса – «Что делать?» и «Кто виноват?»… Именно так называются входившие некогда в школьную советскую программу книги Н.Г.Чернышевского и А.И.Герцена. Между стоящими книгами, как меж стенами причудливого лабиринта-музея, видны небольшие группы толпящихся людей, экскурсантов… А смысл во времена горбачевской перестройки был таков – страна в тупике, и что теперь делать, и кто в этом виноват? И за большими, намного выше людей, книгами, закатывается (или встает?) солнце – и никто не знает, закат это, или восход!..

Однако эти же, начертанные на книгах вопросы актуальны и в следующем столетии, страна-Россия все так же далека от удовлетворительного состояния в экономике, в общественной жизни, и оттого людей мучают все те же, знаменитые в истории литературы русской, вселенские вопросы…

Есть у Куанова-карикатуриста совсем «прямые» по смыслу карикатуры, в которых запечатлено сожаление о развале великой некогда страны. На одной из таких – двое людей в галстуках, бюрократы, в пень, на котором нарисован герб СССР, — каждый из тех двоих,  замахнувшись тяжелым молотом, вбивают широкий клин в этот самый герб, на лицах их нет никакого выражения, только в напряжении замахнувшихся рук —  уверенность в ударе по гербу, по стране…

И все это рисовалось тогда, когда большинство населения, несмотря на нищету, безработицу, все равно жило надеждами и верило в то, что может быть грядущий рынок сделает жизнь в стране лучше… А С.Куанов на одной из цветных карикатур показал, что та дорога, по которой Россия шла к рынку, ведет через кладбище… Такие графические «предостережения» очень характерны для всего творчества Куанова.

Не менее трагично смотрится лишь на первый взгляд простая карикатура, на которой – отрывной календарь, на нем  дата – 1991 – 1 апреля, вторник, и на этом листе надпись – фиолетовым, как будто даже химическим карандашом – шрифтом 1950-ых годов – «Последний день смеха», и карандаш, которым сделана надпись тут нарисован, он указывает снизу на написанное… Смысл прозрачен – с 1991 года в день веселых розыгрышей уже было ясно – всем будет не до смеха!.. Художник опять таки – предупреждал…

Далее наблюдаем у Куанова не предупреждающие, а констатирующие карикатуры – это, например, изображенные им медали – «Ударинику перестройки», где разорванная надвое надпись «СССР». Следующая медаль — «Один срок на руководящей должности», где длиннобородый старец с огромным портфелем, где у него то ли послужной список, то ли пачки денег. И третья, очень выразительная медаль, — «За оборону хаты, которая с краю». На ней вооруженный «хозяин» с огромным баулом – такой ни с кем не поделится, ведь он живое и выразительное воплощение эгоизма рыночного времени. Все три медали имеют год 1992, — первый год после развала страны. Так что тут уже констатация…

Карикатуры Куванова бывают очень хлесткими, как, допустим, его «дорыночная», антисоветская по духу карикатура, на которой сжатая в кулак рука уверенно сжимает треххвостую плеть; и на ней, явившейся из пиджачного рукава, имеется четкая татуировка «Слава КПСС». Тут художник изобразил карающую длань социалистического времени, готовую отхлестать диссидентов… Да, и это чувствовал и отражал художник-график…

Есть у С.Куанова карикатуры вневременные, общечеловеческие. На подобном рисунке видим и поясняющие надписи. Герой древнегреческого мифа Сизиф втаскивал на гору камень, но тот все равно срывался бессчетное число раз с горы вниз. Тут в надписи говорится– «Сизиф: — Я рад, что мой миф в надежных руках», и перед его «перстом указующим»  обнаженные мужские фигуры тащат в гору огромные камни и на них надписи – «Жалоба», «Справка», «Заявление», «Просьба», —  и тащат они каждый свой камень на гору, на которой за письменным столом сидит грозный «Зевс-Громовержец», начальник, верховный бородатый бюрократ в очках, от удара кулака которого  возлетают молнии!.. Вот уж метко и убедительно смысловым образом и художественно отражен бюрократизм, свойственный любой стране и любому времени…

В карикатурах Сергея Куанова немеркнущая актуальность соседствует с уже историческими  приметами его времени, которое отразилось в остроумных графических листах как ряд метких и образных «горестных замет»… Художник С.Т. Куанов имеет, мы полагаем, полное право на свое заслуженное место в истории постсоветской карикатуры.

Сын С. Т. Куанова, известный благодаря его ярким, запоминающимся столичным вернисажам, — художник-мыслитель, художник-исследователь Андрей Умнов. Родившийся в 1975 году в Караганде в Казахстане, он рано проявил свой талант рисовальщика. Образование, полученное в Дягилевском лицее в Еватеринбурге, в художественной школе в Москве и в Московском театральном художественном училище, помогло усовершенствовать свойства таланта, которые были получены «по наследству», генетически, от отца. Со временем творчество Андрея Умнова все усложнялось и усложнялось. Замыслы художника стали еще масштабнее, они начали «заглядывать» в беспредельную бесконечность. Не зря Андрей Умнов, объясняя свои работы по просьбе интересующихся его творчеством искусствоведов, подписывал созданные им письменные объяснения к холстам и графическим листам как INVENTOR, – то есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬ…

Вот что Андрей Сергеевич Умнов, в частности, пишет о современной, подытоживающей определенный этап его творчества серии многообразных живописных опытов, которые родились у художника и графика в последние годы: «Каждое изображение – иллюстрация к будущим сказам о далёком будущем человеческой цивилизации. В качестве интриги понимания смыслов полотен взят вольный эстетический принцип – эклектика. Она пропитывает всю концепцию выставки; все ребусы, коими «нафаршированы» работы. Заведомо не использованы узнаваемые элементы, либо их очень мало – не дать сознанию «зацепиться» за знакомое, а активировать опцию персональной фантазии, «заставить» мозг мыслить иначе (иной нейронной схемой). Автор готов вести диалог с каждым «визионером», относительно любой композиции, но оставаться авторитарным в вольности суждений о «грядущем».

Так что Анрей Умнов сознательно расширяет применительно к своему творчеству термин «Эклектика», означающий в теории искусства эстетически организованное смешение элементов разных стилей в определенном художественном произведении. У Умнова в работах «эклектика» проявляется несколько иначе. Возьмем для объяснения феномена его работу  «КВЕСТ-ВЕКТОР 0.0127» (2020). В причудливом, амальгамном мягком свечении проявляются, как протуберанцы Вселенной, сотворяющиеся сами собой, плывущие формы. По своей сути и виду они космичны. Взгляд зрителя ищет смысла. Но находит особую «эклектику» самосотворяющегося под взглядом и кистью художника, ф а н т о м а. Составляющие этого «эклектического» изображения – «острова»  орнаментированной фактуры, поверх которой прочерчены белые, четкие, «чертежные» линии, которые будто бы тщетно пытаются «проверить алгеброй гармонию». Соотношение намеренно «недорожденных» иероглифов с маревом богатого нюансами фона придает особый световой поющий «симфонизм» всей композицинно созданной прихотливой абстракции… Эклектика тут кроется  именно в соотношении линий, в цвето-световых формах, которые по сути своей активно динамичны, в высветленном белым цветом кружке-центре, контрапосте картины. В верхнем поле холста фосфоресцируют черные сгустки материи, они тоже эклектически входят в создаваемое целое…

Мы так подробно остановились для примера на этой работе, чтобы показать характерные черты, которые свойственны многим работам последнего времени, этого определенного этапа творчества Андрея Умнова. И еще одна подробность: Андрей создал и вторую, подобную первой работу. Чтобы подчеркнуть их схожесть, он смело дал ей то же название. Но в авторском «повторе» он создал совершенно иное цветовое освещение, вторая работа «КВЕСТ-ВЕКТОР 0.0127. А» вся залита фиолетовым светом. И можно догадаться, что это взгляд из глубин галактики иного существа, иного глаза, иного сознания, воспринимающего сотворенную художником инореальность…

Сам Андрей Умнов написал о своем, авторском видении этой работы – «КВЕСТ-ВЕКТОР»  — это фиксация на стационарном полотне  фантазийно- фантомных схем направлений поиска спец-артефакта , либо, достойных его потенциала, аналогов. Каждый юнит планеты Земля зачастую самостоятельно определяет, что ему следует и необходимо искать, а что в поисках не нуждается (…) Можно поставить перед собой задачу опознать, хотя бы поверхностно, назначение и значимость найденного, «прикинуть» степень его воздействия на внешнюю среду и на внутренний мир созерцателя. Это могут быть придуманные, возможно нелепые, изотопы, либо знаки, указывающие на  вектор поиска следующей подсказки для достижения своеобразной метафизической цели.

Отслеживая векторы движения, зритель способен легко «зацепить», достичь, так называемые «промежуточные» цели, что-то более важное и потаённое скрывается далеко за пределами акрилового полотна…»

Даже из одного этого фрагмента пояснений художника к его конкретной работе видно, какими сложными ментальными путями происходит создание полотна, в котором использована очень сложная авторская техника, нестандартные для подобного овеществленного изображения материалы, такие как — дерево, акрил, флюоресцентный акрил, маркер…

Сходным образом нам видятся созданными такие работы мастера, как «ХИМ-ДЗА-ДЗА» (2019), «ФАНТАЗИМУТ» (2019) и некоторые иные…

Многие художественные особенности, образная система «КВЕСТ-ВЕКТОРА» узнаваемы в других, даже рисовально-графических произведениях Андрея Умнова, обладающего, что всегда и особенно ценно, своим запоминающимся и эстетически полнозвучным, определенным с т и л ем…

Концепт будущей задуманной художником-новатором большой выставки, в которую смело включены и графические карандашные рисунки, предельно метафизичен и краток – Фантазии в статусе «FUTURE OF THE FUTURE » — «БУДУЩЕЕ БУДУЩЕГО».

Станислав Айдинян,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств.