Валентина Матасова – на пути обретений…

 

Нам уже приходилось обращать взгляд на учеников Татьяны Александровны Михайловой, которой, как учителю особой, герметической эстетики и гармонии, удается вдохнуть даже в произведения начинающих свой путь в искусстве художников духовное поветрие пронизанности всего сущего токами Творения. Татьяна Александровна старается прививать и умение слышать кистью отголоски космических токов иных измерений и претворять их в образы земной Красоты, без которых часто тщетно и бескровно изобразительное искусство.

На сей раз речь пойдет об обретаемых навыках художества ученицы  Михайловой, Валентины Матасовой, который по методике Татьяны Александровны первоначально входит в Реальность мира, в реалистическую колею отражения увиденного.

Начнем с того, что лучше всего, на наш взгляд, художнице удается. Это, конечно, прежде всего, флористический опыт – Валентина Матасова, отразив кистью целое «сообщество» цветов, — астр, хризантем, — сделала их свежими, живыми… Нет, не чрезмерно яркими, хотя яркость, конечно, присутствуют. Тут в глаза бросается равновесное соотношение – доминирующих, красных цветов, от которых глаз закономерно идет к бело розовым, остужается в бело-сиреневых и, наконец, в чисто белых, строящих первый план.

Но обратите внимание на один единственный цветок, находящийся в самом центре, в контрапосте всей картины!.. Это, на поверхностный взгляд просто цветок, но вглядимся пристальнее —  он своим сиренево-бело-фиолетовым тоном создает компасное цвето-световое распределение на всему холсту. Данный на черном фоне, он «позволяет» появиться зеленому цвету стеблей и листьев «сопровождающему» уже упомянутые белые цветы!.. В левой части холста и в центре фон темен. В правой части фон  болотно зелено светел – эта гамма дает возможность реально передать — до свежего аромата, — живое цветение… Кто бы мог подумать, что в мастерской у Учителя Валентины было всего три-четыре  цветка, они служили моделью для нарисованного, сотворенного кистью множества, так как все в мире подчиняется Закону Подобия, начертанному на Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста. Так что же по сути, поверх формы, удалось нарисовать Валентине Матасовой? – Мир цветения, светлого, насыщенного цветом произрастания. И это не был натюрморт, цветы жили своей естественной жизнью.

Второй флористический холст – сходен с первым, он написан художницей Валентиной даже несколько ранее, тут цвета приглушеннее, и если эти две работы поставить рядом, составив из них диптих, можно представить себе, что на втором холсте ночью к дремлющим цветам подкрались первые осенние холода, оттого цветы выглядят более настороженно, они будто замерли в ожидании… А казалось бы – композиционно все равновесно и при определенной стройности этих двух работ, гармонично. И центр картины тоже может быть отмечен как отдельный в пестреющем множестве цветок… И все же каждое из созданных «соцветий», каждая из картин несет и свою тишину, и свое дыхание, и свою палитру, и свою кантилену… Название, данное этой работе Учителем было – «Цветы запоздалые», одною строкою из стихотворения, написанного ее предком…

Не менее удачно, и даже оригинально получился у Валентины Матасовой холст «На Волге». Этот холст аскетичный по цветам и оттенкам, создан автором в русле основных цветов – черного – желтого – белого, идущих к горизонту; и от горизонта – вновь – черного, желтого, небесно белого!.. На первом плане черное текучее пространство это — сама Волга-река, по небу – белые льдистые ещё в марте блики.  Далее – под эффектным резким углом линия берега, и белое снежное взгорье, а за ним – как часто на берегах Волги – золотисто желтое поле… И вот следует – прямо по черной условной линии дальнего плана, также под эффектно спускающимся углом – самый лирический момент этого почти условного по художественному подходу холста… Лирика тут – две черные отдаленные крыши, над которыми два дерева с шаровидной кроной ветвей. Оттуда пахнуло теплом – там жилье человека… Черный, желтый, белый далее строят уже пространство, где живет человек!.. Вот как можно дать присутствие человека, вовсе не изображая его… Реально картина художницей писалась, когда Татьяна Александровна Михайлова собрала на берегу реки своих учеников, чтобы давать им уроки высоких смыслов жизни и мира…

Не забудем сказать и о перовом опыте художницы. Это был постановочный натюрморт, где — свекла, красные помидоры на ветке, а вот зеленые огурцы – наиболее естественно удались. Созерцанию натюрморта никак не мешает чисто условная линия стола, на котором овощи удобно «расположились», также и то, что некоторые овощи менее узнаваемы, как венчающая натюрморт капуста, похожая и на какой-то иноземный плод, не всякий распознает и зелень, петрушку, укроп, на которых возлежит капуста. «Неявственность» плодов земных настолько живописна, насколько художнице позволила интуиция первого художественного опыта, где она впервые стала создавать на холсте форму, требующую оснащения цветом…

Валентина Матасова уже пробует себя и в жанре урбанизма – написала маслом по холсту улочку в старом Берлине, где в доминанте желтых и коричневых тонов перед нами предстают – дом с балконами, уютными палисадниками; деревья, скамейки… Таинственность создают темные окна… Все это дышит покоем раннего утра, дышит осенью…

В заключение упомянем самые недавние работы художницы, исполненные в 2016 году. Во-первых это цветок «Фрезия». Изображен завороженный темной фоновой тишиною белый цветок, чей зев желтым оттенком пестиков входит в контраст с нежно желтоватым «белоснежьем» самого цветка. Работа подана как натурная, это не натюрморт. И второй холст – пленэрное изображение садовых цветов, геоцинтов близ леса; холст носит название «Побег от одиночества». Интерпретировать такое название можно, представив себе, что садовые цветы случайно родились в лесу, на естественной природе, бежав от одиночества… И однако – фиолетовый тон только что выросших цветов на фоне безлистых, весенних деревьев и коричневой почвы – все тут дышит не одиночеством, а его преодолением, весной, дневным ровным светом, освещающем цветы, деревья, природу, …

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана