Валерий Чурик – В реалистико-фантастическом ключе…

 

Валерий Чурик художник и график особого душевного строя и живописного камертона… Он не боится  касаться тем трагического, порой эсхатологического мирового звучания. Его искания осуществляются в особом, таинственном поле жизненных и философских постижений. В его произведениях порой обретается равновесие между мастерством, заостренном в Строгановском училище, и тем символическим началом, которое живет в его творческой основе. От  картин Валерия веет тематической широтой и свободой. У него безусловно есть индивидуальность, хотя провидятся и общеевропейские черты… Хочется с самого начала обратить внимание на то, что предстает наиболее важным и художественно характерным…

 

Исключительно сильной работой представляется нам «Спаситель и Харон» (2012), — в этом полотне художник соединил  евангельское предание с эллинской, древнегреческой мифологией… Сюжет картины Валерия Чурика уникален. Мы вместе с художником, видим сон о схождении Христа в загробное царство. Иисус Христос спокоен, он созерцает Харона, перевозящего на своей утлой ладье очередную душу в подземный мир.  В реалистико-фантастическом ключе дан образ Христа. В неземном, запредельном свечении предстает Иисус — воплощение Любови космической. Он спокойно сидит на Ките, символе мировых основ – возможно, это один из тех трех китов, на которых мистически зиждется Земля… Правит веслом свой челн  вечный кормщик Харон; он оборачивается ко Христу. На фоне высветленного пространства – две основные фигуры, вокруг фигур — свет… У В. Чурика —таинственная, сдержанно звучащая почти монохромная палитра.

Сюжет глубок, — заметим, что здесь душа лишь созерцаема Христом. Вся тайная сила Творения через Иисуса глядит на душу, которую Харон провозит на ладье мимо него, Сына Божьего, во власти которого — дать душе покой и Бессмертие. Харон обращен лицом ко Христу — как знать, не остановит ли его Он?.. Не направит ли в иную сторону движение Перевозчика своей волей?.. Или лишь с грустью великого сострадания Христос проводит взглядом своим душу в последний путь…Отметим сразу благородство образов и их  европейский строй,- они будто сошли с фресок времен Ренессанса. Однако некоторая свобода бликов на заднем плане картины обличает произведение художника, знающего традиции искусства XX века. Христос – провожающий. Харон с шестом — увозящий. Трагедия выбора посмертного пути предстает перед нами в этом эпическом по тематике и графичном по воплощению произведении… Картина по стилистике принадлежит к неосимволизму, как и некоторые иные картины художника, созданные в зрелый период творчества.

 

Сколько иронической театральности вложил Валерий в полотно, названное им «Диалог Венеции и Рима» (2011), где  две фигуры, картинно живут в диалоге. Престарелый Рим в чем-то хитро убеждает красавицу-Венецию, которая изящно внимает старику. Она напряжена, стан ее тонок. За его плечами столетия. Череп человеческий – у его ног. Жест его руки легко сопровождает птица… И там, где-то в дали – малый образ древнего ужаса с косою… И «тень» большой бутыли… Может быть в ней – нектар забвения… Но приглядимся к героям холста и увидим, что это историко-легендарныйо шарж на два «вечных» города Италии. «Диалог…» был оценен по достоинству в 2011году — Российско-итальянская  Академия Феррони присудила Валерию Чурику за это произведение номерной Диплом «за вклад в мировое искусство»…

 

Среди основных «сочинений» кисти художника последнего времени значится его «Реквием» (2015). Это полотно не раз переделывалось, создавались авторские варианты. С первого же взгляда явственен космизм этого сложнокомпозиционного полотна. При традиционной для автора сдержанно-бликовой палитре, свету уделено решающее внимание. В центре – круг пространства, будто бы поглощающий свет, центр круга тёмен… Слева – основной антропоморфный Образ картины, — молитвенно воздевший руки к небу Иисус Христос… Над ним – круг планеты, а может это его ночная звезда –Солнце?.. Звезды, звезды по темному небу картины… Пространство сворачивается, будто исчезая в космическую черную Дыру… Но Земля пролетает мимо захвата Черной Дыры. Она в падении, но не захвачена, не притянута Темнотою… А там, наверху летящая таинственная фигура и у нее – перст указующий… Мотив не от Микеланджело ли, с росписи потолка Сикстинской Капеллы в Ватикане, — с «Сотворения Адама», где Творец Вселенной дает указующим перстом Адаму жизнь?.. Наверх, на мистериально летящую, почти бесплотную Фигуру смотрит Иисус… И планета, будто спускаясь сверху вниз, оставляет ровный светлый слоистый свет, подобный памяти человечества, подобный акаша-хронике… Ведь планета и впрямь в пространстве летит!.. Загадочен неизреченный смысл великой  мистерии жизни планеты, ее падения и Верховного покровительства, молитвенного, Свыше… Техника, художественное решение, построение и соотношение образов – меркнут перед Тайной, которой коснулся тот, кто сотворил это полотно, стараясь разглядеть смысл в мерцающих над нами звездах, смысл вечного и предвечного…

 

Во многих работах начала ХХI века у Чурика, начавшего творить в веке ХХ-ом, мы уверенно выделяем частый образ остова рыбы… Знают ли все зрители картин, что рыба- древний образ-символ Христа, а так же древний образ первохристианства?.. И вот – религия постепенно исчезает из современной жизни. Рыба лишается плоти… .Вновь художник задумывается о вечном человеческом «Momento Mori!» — «Помни о смерти!» — вечный глас вопиющего в пустыне Мудреца, осознавшего тщетность бытия мирского…

 

Нельзя обойти вниманием и основательную галерею портретов, созданную В. Чуриком в разные годы. О нем конечно, можно уверенно сказать, что он и художник портретист. В любом в своем портрете он выделяет самую характерную, с его точки зрения, черту. Эту черту он делает определяющей и заостряет её до камертона создаваемого портрета. Вот откуда восхищающая многих цельность, считается, что она–  след основательного и настоящего образования, но мы думаем, что дело здесь в иероглифическом восприятии, когда воспринятый образ изначально обладает камертоном цельности и «распространяется незамедлительно по холсту». Если бы юные художники учились у В. Чурика портретному искусству, они бы поняли, что достаточно одной камертонной ноты, одной основополагающей черты, чтобы создать похожий внешне и внутренне образ отражения живущей и творящей личности. Успех, конечно, зависит от натуры, от того, кого сумел одухотворить и изобразить своей кистью художник…

 

Даже в простом натюрморте у Чурика мы видим трагические, умирающие розы, которые доживает свой век, мы найдем все тот же авторский подчерк, остроту света и цвета, насыщенность свето-цветого фона, благодаря которому наш непритязательный образ из традиции флоризма обретет всю ту же трагичность и тонкость, всегда свойственные манере художника… Нечто подобное видим в графическом листе «Осень, листья» (1993).

 

В. Чурик и талантливый пейзажист. Его пейзажи, такие как «Перед бурей», можно было бы отнести к произведением южно-русской школы, к которой он мог бы принадлежать  по духу, если не по рождению, учитывая «разницу во времени… Но именно в некой южности Валерий проявляет качества несколько менее свойственные «генеральной линии» его творчества, — его реальные пейзажи могут обладать не столько сдержанной таинственностью, сколько теплотой, тогда как в эпических его полотнах часто таится осознание трагедии бытия. Она проявляется там, где художник безоглядно смело касается ледяных вершин мысли, — нашего осознания трагической по сути европейской ментальности, давно рассмотревшей обреченность, тщету привычного нам и физически «обоснованного» мира…

 

Сновиденность – непременное качество творчества В. Чурика, которое наблюдается и в набросках, и в графических рисунках, так и в больших эпических листах и холстах. Фантастические черты — непременное качество созданных художником многих циклов.

Скажем так же, что по культурной наполненности избранные графические и живописные работы мастера достойны своего полноправного места в истории отечественного искусства. А как художник-анималист В. Чурик созданием многих мультфильмов утвердил свое имя и в кинолетописи, проявив себя еще раз как разносторонняя личность…

 

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись