О творчестве художника Виктора Самокатова

Станислав Айдинян

Виктор Самокатов – художник широкой кисти и богатой палитры. Он – талантливый абстракционист, в творчестве которого явственны порой черты экспрессионизма.
Жизненно биография художника многогранна. Родился в Одессе в творческой семье, мать Е.А. Некрасова, заслуженная артистка УССР, концертирующая пианистка, отец – капитан дальнего плавания. Виктор начал свой путь в Искусстве как пианист; он закончил Школу-интернат им. проф. Столярского по классу фортепьяно, получил и художественное образование — окончил художественную школу при Одесском государственном художественном музее, где обучался скульптуре и живописи.
В. Самокатов – победитель всесоюзного конкурса – «Музыка – второе призвание…», причем лауреатства он удостоился, когда, временно бросив музыку, работал машинистом тепловоза на Одесско-Кишиневской железной дороге, при этом и в железнодорожном деле был тоже профессионалом, ведь он закончил и Государственный техникум железнодорожного транспорта им. Ф. Дзержинского. Затем вернулся к роялю и окончил Музыкально педагогический институт им. Гнесиных по классу фортепьяно. Был победителем всесоюзных и международных конкурсов, в том числе конкурса Маргариты Лонг в Париже в конце 1970-ых годов… Карьера пианиста-исполнителя прервалась из-за ножевого ранения в левую руку…
Потом он стал строителем, работал заместителем генерального директора в строительной фирме «Паккард». Был завучем, далее и директором Московской специальной музыкальной школы № 53, трудился и на дипломатическом поприще – был работником консульского отдела советского посольства в Варшаве, по возвращении работал в отделе культуры Кунцевского района Москвы, это в 1980-ые годы… Как видим, деятельностей у художника «в миру» было очень много, и, тем не менее, его все равно стремило к изобразительному искусству, к берегам которого и «причалила» его душа, пройдя множество кругов по стремнинам жизни…

«Художник, как и музыкант, как и литератор, доложен нести идею, в картине должен быть глубокий смысл, она делается не на один день. Создание картины — это способ выразить свой взгляд на жизнь – на религию, на отношение к детям, на любовь к месту, где ты родился… В отдельных нотах–звуках смысла нет, а если из нот создать мелодию, гармонией соединить ноты, получится музыкальное произведение… У художника же основной метод выражения – краски и форма. И если есть возможность свои мысли красками перенести на холст, то это большая удача…» — говорит В.Самокатов.
Картина «Тревожный лунный свет» (2005) — призыв задуматься о том, что от великого Создателя мы получили чистую планету, а человечество ее не сохранило в первозданности – ни Всемирный потоп, ни Содом, ни Гоморра не научили человека относиться бережно к окружающему миру. В картине звучит гневное предупреждение Природы — человечеству. В темном мареве клубящихся красок, под неверным светом луны, сотворяется видение недоброго лика, из темноты возбужденно смотрящего на смятенного зрителя. Настороженностью и ночным ужасом веет от этого, астрального по сути, пугающего, и, одновременно, притягивающего образа. Темные тона «тайно и явно» пронизывают лучики-мазки красочных молний. Сгущенная атмосфера тайны, за которой – опасность, трагедия конечности бытия… Эффектное и опасное для слабых душ изображение… Здесь в манере художника явственно звучны черты экпрессионизма.
О серии «Религия в современном городе» — художник говорит – «Я не мыслю себя вне этой темы. Религия в цивилизованных странах всегда исторически была в центре государства и личности каждого, живущего в нем. Нет такой дороги, которая не вела бы к Храму. Церковь окружена современными зданиями, заводами, скоростными магистралями, и все равно дорога приведет к Храму, куда бы она ни вела…»
Серию «Религия в современном городе» одобрили – отец Феодосий, игумен Савинно-Сторожевского монастыря, отец Алексей настоятель церкви в Аксинино… Серия обратила на себя внимание искусствоведа Третьяковской галереи Ел. Вл. Бехтиевой.
Другая серия, «Крымские видения», переполнена эмоциями. Она берет исток от чистоты моря, от природной благодати крымской. На одной из картин серии – среди марева ярких красок, призрачно видится морда дельфина, заглядывающая сквозь земные врата, обещающая дружбу и любовь…
Коронным в цикле «Крымские видения» считается холст «Птица счастья». Автор высказывает концепцию этого произведения – «Небо желает человеку добра и счастья: и его лучи, его послания, его птицы пройдут сквозь темные тучи и силы зла, и достигнут жаждущей света земли!..».
Если посмотреть внимательно, то видно динамическое борение богатых по палитре световых и волновых импульсов с темными тонами… Работа исключительной цельности. Она не только емка по смыслу, но и исключительно эффектна!.. В ней особая, редко удающаяся современным художникам-абстракционистам художественная цельность!
Особенное значение в авторской коллекции Виктора Самокатова имеет произведение, названное «Астероид 2024»… У работы — своя пророческая история. Написана она в 2006 году. Цель была – изобразить летящее к Земле космическое тело. И вот в 2009 году обсерватория НАСА в США опубликовала фотографию реального астероида, который действительно стремительно приближается к Земле, и его направленный ход может пересечься с земной орбитой в 2024 году, что представляет опасность для нашей планеты. Так вот, художник точно изобразил интуитивно угаданный заранее, еще в 2006 году, вид летящей в безвоздушном пространстве гигантской, стометровой небесной глыбы… Это – удивительный пример интуитивных обретений. Краски холста намеренно настораживают зрителя. Как угль рдеющий, пышет астероид из рамок картины. В нем есть что-то мощное, пугающее и фатальное; причем эффект опять таки достигается колористически, соотношением и взамоперетеканием тональностей зелено желтых, каменно тяжелых на красном фоне тонов…
«Африканские впечатления» Николая Гумилева навеяли В. Самокатову сюжет одноименной картины — «Оглушенная ревом и топотом / Обрамленная в пламя и дымы/ О тебе, моя Африка, шепотом, / в небесах говорят Серафимы». Это чувственный «двухфигурный» сюжет на фоне заходящего солнца…
Однажды в Московском художественно производственном комбинате Вучетича И. Глазунов увидел холст Виктора Самокатова «Начало». Он сказал директору комбината Александру Урсину, что приглашает это полотно на вернисаж «Илья Глазунов и его ученики», который состоялся в старом Большом Манеже.
«Начало» создавалось сложно, — художник тренировался на вариантах оттенков, создавал игру цвета. Цвет вулкана, лавы, цвет магмы, это цвет Первоначального взрыва, образовавшего Вселенную Красный цвет доминирует в картине, он, по мнению автора, хочет поглотить все сущее, и тогда все повторится сначала…
Есть и картины, в которых художник отдал дань Востоку. Вот большой и сильный восьмиугольный символ «Ба-Гуа», созерцание его несет благополучие в делах, в семье, покровительствует целеустремленным людям. Если «Тревожный лунный свет» несет тревогу невыполненной ответственности, то «Ба-Гуа» заряжает положительной энергией.
«В современной практике Фен-шуй Восьмиугольник Ба-гуа является инструментом для понимания энергетической конфигурации, присущей любому жилому дому, квартире, саду…» — цитирует художник.
В этой картине есть равновесие меж спокойной и очень гармоничной цветовой гаммой и спонтанной орнаментальностью. Художник написал ее легко, за один вечер — ночь, тогда как его другие холсты рождались месяцами, «Тревожный лунный свет», например, писался очень долго, более четырех месяцев, поскольку его тема внутренне трагична, — Всевышний там осуждает за неправедность жизни на земле…
Есть у В. Самокатова работы, отмеченные особой творческой удачей, — «Композиция из треугольников» относится к их числу. Созерцание цветов и форм треугольников создает впечатление уравновешенного тонкого покоя… Эта чисто абстрактная работа, за счет богатства оттенков фона, не только видится богато объемной, но и несет в себе позитивную силу…Это основательное произведение, достойное музеев современного искусства. Кольца и шары, помещенные автором в правом верхнем углу холста, символизируют, по мысли художника, Недреманное око Космоса….
К той же серии и к тому же творческому периоду относится «Ночная регата». Это также удачная по силе выражения абстракция, которая преодолевает абстрактную свою суть крайней оттеночной выразительностью, сложным и, одновременно, емким чувством соотношения фигур… «Зашифрована» в цвете и свете луна, которая, при внимательном взгляде зрителя, впрочем, оптически легко угадывается. Это ее свет «заостряетя» в узкие треугольники, которые будто бы служат своеобразными «отвесами» света, который, расширяясь, стремится к земле, по которой вкрадчиво ходят зеленоватые лунные блики, создающие таинственность, придающие загадочность всему холсту…
Своеобразным «оберегом» видится комический «меч» равновесия, висящий в пространстве левой части холста. По мечу – знаки грядущей победы над непокоем. По замыслу автора меч оберегает и защищает лунное равновесие. Создается впечатление, что во всех – круглых и заостренно лунных фигурах таится священное число золотого сечения…
Оригинален холст «Свечение. Фантазия», — затягивающий в себя круг белой круговерти красок, в центе круг венчается темным центром. Динамизм открытого цветового кружения дает порыв воображения к сотворению запредельных астральных миров. Как и в других произведениях художника, основа творческого метода тут — свободный импровизационный колоризм, создающий прежде всего цветовое впечатление… При создании этого произведения В. Самокатов использовал флуоресцентные краски. Этот холст находится в собственности московской галереи Фонда «Ардена».
«По прочтению «Тайны» Ронды Берн», — так называется абстрактная работа, созданная по мотивам книги «Тайна», повествующей о мировой энергетике каждого живого существа и всей Вселенной. Картина хранится на Кипре, в городе Лимасол, в галерее «Андроника». На ней автором сделана попытка передать дух книги, изобразить символически соотнесенность человека и опускающейся из космоса энергии…
«Голгофа» — написана по впечатлению от посещения Иерусалима. Глубокий, пастозный, широкомазочный, тонально богатый фон. На вершине горы, коей мы видим лишь вершину, – крест Христов – белей белизны! – и на нем повис на двух его воскрылиях, — золотой венец страдания, венец жертвы искупительной Сына Божия… Над крестом – белый нимб, символ света предвечного, напоминающий полумесяц, полумесяц обычно изображается на купольных крестах церквей в нижней части православного креста… Идея художника – вечное напоминание о Великой Жертве во имя жизни…
В. Самокатов ищет и находит духовные ориентиры в жизни и в творчестве, уже прошедшем несколько плодотворных и разнообразных по палитре и составу этапов. Его работы хранятся в частных собраниях, он постоянно принимает участие в арт-проектах во многих известных и именитых выставочных залах Москвы. Творческий путь талантливого и своеобразного художника интенсивно и изобретательно продолжается.

Станислав Айдинян
вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись, член Союза дизайнеров Москвы, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины