Владимир Пронин

Станислав Айдинян

Художник Владимир Пронин доказал свое право на успех “по ту сторону горизонта” — он много раз выступал с вернисажами в США — во Флориде, в Пенсильвании, в Майами, в Неваде, в Нью-Йорке. Ныне — своеобразное “возвращение” — состоялось сначала выставкой двух художников — Вл. Пронина и знаменитого Мих.Шемякина, в отеле “Рэдиссон-Славянская”, теперь же — в культурном центре и клубе “Екатерининская площадь”, принадлежащем фирме “Спейс” в отеле “Космос” близ бывшего ВДНХ…
Вл.Пронин родился в 1955 году в Красногорске под Москвой. Окончил в 1974 году Федоскинскую школу миниатюрной живописи. В 1982 году — выпускник Московской текстильной академии. Работал дизайнером по тканям, и дизайнером по интерьерам, реставратором.
В его творчестве — торжество и торжественность орнаментальной наполнености, создающей впечатление богатства холста.
Полотна Вл. Пронина могли бы войти в книгу рекордов Гиннеса, по количеству отдельных декоративных элементов — сложноконфигурированных квадратов, звезд, взаимопререливающихся, эстетически-законченных мозаичных рядов.
Загадочную галюцинаторность орнаментов умели в былые века создавать мастера мусульманского Востока, которым запрещено было религиозным каноном изображать людей. У Пронина, напротив, орнаментальность сопутствует лицам человеческим. Большей частью это утонченно-женские лики. Если всматриваться долго в орнаментальные полотна Пронина, также возникает чуть гипнотическое ощущение, от них веет спокойствием, но они не скушны, поскольку в цветовом отношении в них много живости, живописности —“живой узорчатой письменности”, в которую введены живописцем и визуальные “ленты”, — стилизованные “надписи”, сделанные церковнославянским алфавитом. В последнее время Пронин стал применять и готическую форму, на сей раз латинизированных буквиц-литер…
Пронин отдает дань и анимализму — у него есть серия работ, в которой проявлены анималистические мотивы. Особенно хорош его “Зеленоглазый кот”. Кот получился естественный и на удивление деликатным — из орнаментальной вязи видна лишь мордочка и уловленный точной кистью взгляд настороженного внимания. Он уловлен столь хорошо, что кажется, мы уже где-то в гостях или в подворотне старого города видели этот взгляд…
Более торжественны, а оттого и более статичны два “Парадных портрета” — также анимальных, на них — в обрамлении человеческих аксессуаров и одежды нарисованы собаки. Говорят, где-то в Европе есть целый музей изображений животных, облеченных в человеческую одежду. Для подобного музея “парадные портреты” были бы как нельзя кстати… Изображения вочеловеченных породистых четвероногих напоминают некоторых из тех наших современников, которые покупают себе герб и выращивают “частным образом” себе генеалогическое древо в домашнем горшке готовых к услугам неомонархических генеалогических комиссий… Так что эта серия даже не по воле художника, а по сути несет в себе и невольный сатирический элемент…
Вл. Пронина своей византийской декоративностью привлекают и изобразительные традиции русской православной церкви. Тому порукой его иконоподобные работы, сложные по технике и сюжету. На выставке в “Космосе” представлено выдающееся среди подобных существующих полотно — “Ангел-Хранитель”. На нем — под сенью орнаментально-живописных, овальных крыл — Ангел. В руке его меч, большой, грозный, сплошь также покрытый резным червлено-синеватым орнаментом. Как и положено по канонам старорусской иконописи, он возвышается над старинным городом, над символически данными, вписанными в здания фигурками людей, над окнами и кровлей… Острие меча и необутая нога плотно уставлены на ворота — зримым заслоном, охраняющим…
Есть у Вл. Пронина и работа “Сладкий сон”, на котором и Мать и Ребенок, объяты — за щеку — материнскими руками… Это совсем нестандартно поданное материнство позволяет предположить — по композиции и умиротворенной гармоничности работы, — что художник находится на пути к созданию собственного образа Мадонны, ибо “Сладкий сон” напоминает (и не только издали) мадонн классического ренессанса — особенно по спокойной красоте и умиротворенности лиц, вписанных в сдержанную по цветовой гамме орнаментацию…
“Любовный напиток” Вл.Пронина был выставлен в 1999 году на благотворительном аукционе “Операция улыбка”, осуществленном при поддержке “Сотбис”. На этом знаменательном и ответственном показе работа была приобретена.
Художественный стиль, который сформировался по пути творческих исканий у Вл. Пронина можно определить как орнаментальный неосимволизм. Стиль этот осуществляется и проецируется в вариациях, но живописец в русле этого стиля всегда узнаваем…
Сам Вл. Пронин пишет: “Картина — как живое существо, которое живет своей собственной жизнью. И ответственность творца в том, чтобы это существо, созданное им, несло в мир только добро, радость, свет, т.к. дурного в мире и так достаточно…”

Станислав АЙДИНЯН,
Директор культурных программ “Спейс”,
Вице-президент Российско-ительянской
научно-иследовательской “Академии Феррони”