Волшебный мир кисти Татьяны Петровой-Латышевой

Татьяна Петрова-Латышева — личность разнообразно и широко одаренная. Татьяна — выпускница легендарного Московского архитектурного института , где потом много лет работала на кафедре рисунка и скульптуры, преподавала и во ВГИКе, и в МГУ. Как художник она смогла исключительно профессионально освоить многие жанры изобразительного искусства.

Татьяне свойственен удивительно естественный взгляд на реальность, особенно на живую природу. Создается впечатление, что ее изображения рождаются совершенно спонтанно, как бы сами собой. Особенно это ощущение естественности, широты, природности композиции возникает, когда мы становимся «свидетелями» акварелей Татьяны…

На одной из них усталое солнце садится над рекой, последним светом озаряя небо. Усталый солнечный отсвет ложиться на воду совсем близко к берегу, на котором туманно дремлют далекие деревья. На переднем плане – рыбачий домик, пышные прибрежные травы… Но главное в этой акварели, это все объединяющий белесый небесный свет, затопляющий  все изображение!.. У Татьяны светоцветовое явление – заход солнца создает центр композиции и дает доминанту созданного впечатления – дали воздуха и света. В пейзажах России есть всегда некая волшебная длительность. Она есть и здесь, и в другой акварели, где мы со стороны одного берега реки – на другом берегу видим церкви, главы церквей, лес; и в центре композиции, «триумфальное» облако которое «снеговой шапкой» нависло над зелеными деревьями, над церквами, над отражением в небесно-светлой реке….

Совсем иное впечатление создает художница, когда берет в руки цветные пастельные мелки и вглядывается оком своей души в Природу. Есть у Татьяны особый по колориту художественный опыт – Татьяна нарисовала мелководную северную речку, текущею меж крупных валунов в горной лощине, где растут редкие деревья. Но и тут, где нет привычного ей «широководья» русских равнин, художница верна себе: на небе, из-за туч — торжествующий над рекой и горами пенистый всполох заоблачного света. Из-за белой тучи – торжество белых лучей вздымается в высь!.. Торжественная гармония – вот то, что художница кистью научилась открывать в Природе!..

Атмосферным, небесным, облачным явлениям посвящены пастельные работы Татьяны Петровой-Латышевой, отнесенные автором к циклу «Гималаи». Горы и небо, небо и горы, — вот основные составляющие цикла. Лучи с неба падают на горы, на реки, на землю и мы начинаем на многих пастельных листах — смотреть с верху — на горы, на облака, на них мы смотрим будто с выси звезды. И само солнце тоже предстает как звезда. А на другом пастельном листе – целые каскады лучей из белого облака, они прямо рушатся вниз… И «центральный» луч тоже фантастически вертикально опускается в реку. Такое впечатление, словно мы смотрим в этот пейзаж прищуренными глазами! Этому пейзажу присущ сдержанный колорит всего земного и безудержно белый колорит всего светового, небесного. Вообще весь цикл пронизан восхищенной горной романтикой.

Однако этим чертами цикл не исчерпывается. В него входят и другие работы. Одна среди них, акварельная по впечатлению, кистью рассказывает уже не о небе, а о цветовой фактуре самих гор. Художница невольно творчески «угадала», что сам камень и гора в целом, из камней состоящая, суть едины. Здесь любование фактурой камня композиционно раскрывается в белеющие на горизонте вершины гор.

Особую графическую манеру Татьяна Петрова-Латышева выработала при освоении ею урбанистического городского пейзажа. Ей подвластна атмосфера одноэтажной городской русской провинции. Как реалистически тонко, правдиво, одновременно художественно она передает улицы старой подмосковной Коломны!.. Здесь все дышит правдой – и деревья вдоль забора, и их тени, и трава и там, вдали, каменные «кокошники» пятиглавой старинной церкви. А как виртуозно композиция строится по контрапосту, коим служит причудливая по форме калитка у скромного одноэтажного дома!

Помещения в Коломенский художественный музей заслуживает и другой пастельно графический лист, на котором – соборная площадь , где меж двух колоколен – многоглавие луковичных куполов, увенчанное крестами…

В той же палитре, с той же графической четкостью старинных архитектурных деталей, Татьяна создала и образ старинного города Торжка. Ее Торжок прямо просится на гравюрное воспроизведение…

Совсем иной опыт урбанистического, городского пейзажа создан Татьяной в ее чешском цикле – «Прага». В одном из ключевых графических листов цикла художница придает облику города фантасмагорический, причудливый вид. Старая Прага, с узнаваемыми барочными башнями, с многолюдством площадей, улиц предстает перед нами  намеренно оптически деформированной. Технически – акварельность здесь соседствует с активным цветом зданий, изображенных четко тушью, может быть аэрографом, резким, четким пером. Город тут и реален и фантастичен, он будто в видении художницы, колеблем невидимым ветром. Башни, фонари словно подвергнуты ветровому порыву.

В том же цикле есть и иные, менее четкие по рисунку листы, в которых образ города Праги, — который для автора своей атмосферой воскрешает Средневековье,—  становится более дымчатым туманным. Крыши, шпили, фонари, роятся под небом, живут своею жизнью.

В другом же листе чешского цикла, Прага вообще – то ли тонет в облаках, «опираясь» на собственное отражение, толи город фантастически медленно летит к дальней параболе горизонта…

Пражский цикл разнообразен, он создавался в 1996 году. В нем есть и работы, таинственно рассказывающие о пражских сумерках, когда зажигаются фонари. Есть и лист, на котором призрачные облики жителей Праги, которые даны средь абстрактных овальных форм… Татьяна в Праге увидела спектакль «Дон Жуан», и тогда пражский цикл обогатился новыми лирическими мотивами.

Натюрморты! У Татьяны Петровой—Латышевой – свой, волновой, «вихревой» натюрморт.  У нее красные, желтые розы – над тарелкой с яблоками, над чашкой, будто плавятся под нашим взглядом! Такое акварельное «марево» создает особый пластический образ, где цветы расплавляются в цветную плазму, будто мы увидели их сквозь неровное стекло .

На другой акварели подобное же впечатление доходит до абсолюта. Цвета словно умываются светом и отдельные овальные штрихи только подчеркивают импрессионистически нечеткий характер изображения… Есть у Татьяны и особый натюрморт, созданный в 2000 году. Тут и зеркало в роскошной орнаментальной раме, и две тонкие вазы с пионами, и в центре безрукий белый гипсовый торс женщины… Но загадка этой акварели в том, что в зеркале отражается и старинная люстра и симпатичная головка юной девушки – не призрак ли это, мелькнувший в нашу явь из давних времен?..

Совершенно особое место в творческой коллекции Татьяны занимает графический цикл – «Тутаевские травы». Эти графические листы коренным образом отличается от иных пластов творчества Т. Петровой-Латышевой. Здесь образы уже более свободны по рисунку, менее «академичны», в них что-то есть от лубка. Они отдаленно подобны порою линогравюрам. Это явственно особенно там, где в цикле использованы образы русских резных оконных наличников. В окнах – и образы старух, и их «воспоминания», и цветы… Это единственный цикл Татьяны, где у нее иногда применен черный фон.

Татьяна Петрова-Латышева долгие годы была главным художником известного Русского Духовного театра «Глас» в Москве. Это был христианский православный театр со своим уникальным репертуаром. Основатели театра очень почитали высокий классический драматический дар Н. Гоголя и Татьяна приложила свою кисть к созданию декораций многих спектаклей.

Татьяна Петрова-Латышева в определенное время развития своего творчества не обошла вниманием и такую духовную отрасль искусства, как путь изографа, создателя икон. На этом пути художница не стала строго следовать канонам, определенным направлениям, или иконной школе. Оставаясь за пределами канона, Татьяна по-своему изобразила Спаса – голову Христа с нимбом, на условном блекло-красочном фоне. Глаза Христа исключительно выразительны, они, не отрываясь, глядят перед собою. Нос исключительно тонок, как и брови. Особое своеобразие этого лика заключается в том, что золотой нимб по цвету неоднороден, он состоит будто бы из золотых лепестков роз… Такого нимба нам не приходилось ни у кого видеть.  Автор рассказала, что лик действительно создавался из розовых лепестков…

Несколько проще выглядит вышедший из-под кисти Татьяны образ Божьей Матери. Этому изображению послужил основой образ Богоматери Игоревской, Характерен плат со звездою на голове Богоматери, монохромный золотой нимб и протянутая рука божественного младенца. Это очень простое изображение, его фон также блекло условен.

Татьяна Петрова-Латышева обладает развитым, профессионально оснащенным талантом, она наиболее ярко, своеобразно проявила себя как художник-пейзажист, чьи произведения не чужды цвето-световой фантастики, хотя она при желании, может оставаться художником исключительно реалистического ключа. Иной раз мы наблюдаем у Татьяны работы волшебной глубины и оригинальности, такие как «Вознесенская церковь». В этом графическом изображении старинной деревянной церкви мы видим храм исключительно изнутри. Этот вид получился очень теплым и композиционно многоступенчатым, — наш взгляд поднимается к верхнему кругу храмовой росписи, к самому внутреннему основанию купола. Мы прямо втягиваемся в пространство графического лита, передавшего и теплую деревянную фактуру стен, и стародавнюю заповедность решетчатых церковных окон. Вот где дониконианская православная Русь!.. Волшебство кисти Татьяны заключается в умении в любом жанре создать неповторимую, волшебную атмосферу любого изображения, за воплощение которого берется талантливая художница.

Т. Петрова-Латышева без условно имеет право считаться мастером-графиком, занимающим свое полноправное место среди современных выдающихся художников, ныне живущих и работающих в Столице России.

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, заместитель по общественным связям председателя ТСПХ, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза российских писателей, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературных премий им. Юрия Каплана и «Славянские традиции».