Главная » Статьи об искусстве » Второй «Московский альбом» Татьяны Малюсовой в ее творчестве

Второй «Московский альбом» Татьяны Малюсовой в ее творчестве

 

Татьяна Малюсова – художник тонкий и разнообразный. Она – создатель больших, тематико-урбанистических серий, которые составлены из ее рисунков, посвященных Москве. Уже первый из «Московских альбомов», названный «Страна Замоскворечье» (2013) убедительно показал, что художница не только творчески изучает Москву, но стремится по-своему отразить ее древности, храмы, исторические уголки и переулки, попробовать передать то, что можно сделать только художественными средствами – запечатлеть Дух Города!..

 

Второй «Московский альбом» Татьяны Малюсовой посвящен Китай-Городу, он озаглавлен – «Московский Китай» (2015). Как и первый выпуск, графические рисунки Татьяны сопровождают тексты Юрия Гуллера, в них московский журналист, геолог по образованию, непринужденно рассказывает о московских улицах, о зданиях древней столицы то, что ему известно — о том, как с годами, с веками менялся вид города, что разрушалось, что на месте разрушенного возводилось, что исчезало навсегда, что искажалось неблагодарными потомками, а что чудом оставалось первозданным, нетронутым…

 

В последнем альбоме, на обложке которого скромно, неброско отмечены имена авторов, Татьяна Малюсова, как график-художник использует в большинстве случаев предельно ясный, классический художественный подход, реалистический по своей сути и основному творческому посылу. Штрихами Татьяна создает объем и даже иллюзию определенного освещения — неба, мостовой, зданий. Штрихи бывают у нее – гуще, там, например, где она изображает стену кремля – «Вид на Мавзолей» (2013) или «Храм Знаменского Монастыря» (2013). В других листах, таких как, например, «Рыбный Переулок. Вдали Храм Максима Блаженного» (2014), штриховка минимальна, однако объем рисунка и глубина перспективы все равно дают полное художественное впечатление о том, что художница-график посчитала важным выделить в пейзаже. Не только графические работы мы находим в этом, втором «Московском альбоме». Разнообразие создает «Никольская улица. Сентябрь 2014 г.», — это уже пастель. Пастельными мелками Татьяна Малюсова работает давно. На ее персональных выставках не раз наблюдались и пастельные, и станковые работы, исполненные по холсту масляными красками. Однако пастельный опыт в альбоме следует считать скорее исключением из общего «графического правила».

 

Бывает у Малюсовой, что она овальным росчерком, появившемся в небе над домами, придает всему рисунку эстетическую тональность, звучную ноту изящества. Именно так построен и звучит графический лист «Здания Верхних и Средних торговых рядов. Лобное место» (2013). Это изображение отнесено к разделу, озаглавленному «Красная площадь, или Пожар». Второе название, как уточняет Ю. Гуллер, было дано площади в 1493 году в результате и в память особо буйного пожара, «уничтожившего практически все здания в Кремле и вокруг него». Сколько их, пожаров, было в древней, преимущественно деревянной Москве!..

 

Т. Малюсова помнит ту, 1950-60-ых годов еще в немалой доле деревянную Москву, но за последние полвека она исчезла, стерта с карты города безжалостной рукой времени, не щадящей и каменных построек… Однако уют живых еще старых зданий Татьяне удается передать. Без глубокой любви к родному городу это было бы невозможно, какой бы степенью мастерства ни владела наша жрица тонкого московского пера!..

Хочется обратить внимание на изображение «Старое английское подворье на Варварке» (2014). Казалось бы, тут все линейно просто. А дух и вид старины московской столь явственны что, кажется, из дома сейчас выйдет подданный королевы английской, Джером Горсей, посланник ко двору Ивана Грозного, и, постукивая тростью, зашагает к нам навстречу, тая в уголках губ лукавую улыбку… В графике Т. Малюсовой люди, горожане тоже довольно нередкие гости. Их малые фигурки убедительно, но отдаленно наблюдаемы в «Третьяковском проезде, вид от Никольской улицы» (2014), в «Ильинке», «Ипатьевском переулке…» и  в «Здании Гостиного двора на Ильинке», и на многих других, таких как «Театр имени Б. Покровского или «Славянский базар», где у двух девушек в правой части листа даже намечен характер, видны черты женственности. Подобный мотив наблюдаем в не менее удачном изображении «Здание Гостиного двора на Ильинке». А что касается «Славянского базара», то мы помним ту эпоху в 1990-ых, когда это ресторан, ныне преобразованный после пожара в театр, славился на всю Москву чудной кухней и фирменной хлебной миниатюрной выпечкой в форме лебедей. Только сейчас, посмотрев на его «отражение», сделанное Татьяной, видим некоторое сходство этого ряда домов с домами Арбата.

 

Альбом «Московский Китай» открывается произведением — «Воскресенские, или Иверские ворота» (2013), несущем все авторские черты индивидуального графического почерка художницы.

 

Как же формировалась ее творческая манера, какую школу прошла, у каких мастеров кисти училась, кого почитает за своих учителей?..

 

В 1973-74 годах Татьяна брала уроки у Виталия Вермеля, ученика К.Коровина, его задания сразу проясняли суть художественной грамоты, его заветы художница помнит до сих пор, именно он дал ей понимание смысла художественной задачи, которую творец должен поставить себе перед исполнением замысла.

 

Татьяна Малюсова с 1974-го до 1980 года училась в Народной изостудии в Москве у Татьяны Васильевны Крыловой, ученицы С.Герасимова. Ученики тепло вспоминают этого замечательного педагога. «Она учила не только рисовать, главное – она учила видеть. И понимать. И профессионально доносить свои эмоции до зрителя»; «Ее остроумные, эмоциональные разборы наших эскизов, рисунков, живописи, советы о главном в искусстве остались с нами навсегда. Принесенный кем-то в студию альбом мог стать для студийцев увлекательной экскурсией  в историю живописи или послужить иллюстрацией глубокого и точного обзора творчества современного художника» — писала о Т. Н. Крыловой ее ученица Ирина Дворкина.

В 1984 году Татьяна Малюсова закончила факультет изобразительного искусства в Заочном народном университете искусств. И с 1983-го по 1990 год Татьяна  училась в Московском полиграфическом институте, прошла курс у М. Митурича, известнейшего советского художника иллюстратора, что позволило ей с 1985 года работать в московских издательствах. Она оформляла многие  журналы, ею оформлено более ста книг. Ее рисунки публиковались в газетах «Вечерняя Москва», «Вечерний Клуб», «Мир новостей» и, конечно, вслед за своим учителем, Май Митуричем, она иллюстрировала детские книги  для издательств. В частности, для издательства  «Русский мир».

 

Немало сделала Татьяна Малюсова и на общественной стезе – она принимала самое деятельное участие в становлении основанного И.В. Игнатковым Творческого союза профессиональных художников, став с 2007 года членом правления, помогала выпускать ежегодные объемные издания ТСПХ.

Татьяна Малюсова уверенно продолжает московскую серию графики для будущего издания следующего альбома. Ее авторская коллекция неустанно пополняется. Тут и большая серия подмосковных пейзажей – среди них, например, нежно, мастерски нарисованные травы, растущие на поляне близ леса, названные — «Вырубка около Тучково», или цветные пейзажи, привезенные из путешествий — на остров Крит, в Римини, в Венецию… И, далее, во много иных мест Земного Шара …

Творческая неустанность – непременный удел художницы, чьи кисти и перо путешествуют по миру, не забывая свою родную старозаветную Москву с предместьями…

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана