Художественный проект DP2

КЛУБ «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ»
Станислав Айдинян

Художественный проект DP2 (Дэ Пи в квадрате) объединяет два имени и фамилии художников — Дмитрий Плынов и Денис Пьянов, — с совпадающими инициалами «Д.П.». Оба они совершенно свободны в средствах выражения, оба, однако, имеют ученые степени, оба живут в Москве, оба философичны, интенсивны в творчестве… Оба творца обладают парадоксальным взглядом на мир. Проект осуществлен в Выставочном центре современного искусства им. Анатолия Зверева. Можно было бы вольно раскрыть название проекта как «Demonstrational Project-2» — «Демонстрационный Проект -2»… Картины, графические листы, -все они обращены к живому восприятию зрителя, и в этом смысле они «демонстрационны»…

Дмитрий Плынов, член Профессионального союза художников России, член Международного художественного Фонда, развивает свое разнообразное по сути и по форме искусство в русле авангардно-калористического неосимволизма. Сила его творчества в том, что он узнаваем. Его вряд ли спутаешь с другим творцом даже на самом большом представительном составном вернисаже. Он человек образованный, три высших образования создают ему основательную интеллектуальную базу, а ученая степень по экономике дополняет эту характеристику. Однако ныне, в зрелые годы, Искусство и самовыражение в искусстве захлестнули его полностью, дали возможность выразить каждый замысел экспромтально и в своем эстетическом ключе. Даже собственную фамилию он склонен свободно интерпретировать, выделяя ее первый слог, начертав его по-английски — «Ply», т.е. — слой, прядь. Однако у этого слова в английском языке есть и не менее подходящие Дм. Плынову творческие значения — To take a ply – взять уклон, направление; усердно работать, налегать, заниматься (работой, ремеслом)… Мы говорим об этом слове, так как оно стало эпиграфом сайта художника в Интернете.
Работы Дм. Плынова, несмотря на кажущуюся простоту, очень емки по содержанию. Они, как правило, афористичны. Исключительно точно выражено понятие «Чужой сад» в одноименной работе, — там из за забора на ветке свесилось, соблазняя путника, сочное яблоко… Так создан понятийно-художественный образ. Холст «Вместе» имеет уже более мистико-философское значение. На необозримо-пустынном, одиноком поле – шесть малых человеческих фигур. Вдали – трехкупольный храм, обобщенный, — неизвестно какой он принадлежит конфессии, – именно к нему устремлены ждущие в пустыни откровения шесть паломников-странников, их число шесть знаменует собою – «выбор пути»… Шесть странников идут к трехглавому храму – к Триединству вселенной, к Троичной тайне Бытия, к святой Троице…

Денис Пьянов, художник в высокой степени профессиональный, потомственный реставратор, член Профессионального союза художников; Творческого союза художников России и Международной федерации художников. Учился в Московском институте реставрационного искусства; в Московском государственном педагогическом институте защитил ученую степень кандидата филологических наук, написав диссертацию, посвященную творчеству Марка Твена. Это мастер богатой и гармоничной палитры, работы его порой декоративны. В Искусстве он продолжает путь своего отца, известного художника Валерия Александровича Плынова. Творческая манера у отца и сына разные, однако у них бывала сюжетная общность, например – оба рисовали сойму – рыбачий большой баркас… У Дениса Пьянова есть исключительно цвето-световые пейзажные работы, как «Весна», есть исключительно гармоничные, чуть не «золотого сечения» голубые женственные «Ню». Талантливо он проявляет себя в философско-кубистической графике, создавая циклы. Пьянов-младщий опытный иллюстратор, работал в полиграфии. Однако творческие работы его скорее не иллюстративны, а имеют характер философского обобщения. Например, цикл «Маленькая революция», в котором найдем и образы скорби, и динамичные, экспрессивно поданные коловращения мятущихся, напряженных, как сама жизнь, форм… Подобными качествами обладают и иные его богатые смыслами, порой изящные графические опыты.
Д. Пьянову, как и Д. Плынову, также присущ парадоксальный взгляд на вещи, из которого рождается принцип экзистенциального расширения объема произведения, когда вдохновенно удается вдохнуть жизнь в абстрактные, отвлеченные понятия… Присутствует и мудрость иронического, окрашенного юмором взгляда «со стороны» на нашу цивилизацию.
Д. Пьянов говорит – «Платон, а за ним и Фома Аквинский утверждали, что «Философия это упражнение в смерти, — Я же считаю, что Искусство это упражнение в бессмертии…».

Станислав АЙДИНЯН,
вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной ассоциации содействия культуре,
искусствовед Федерации Акваживопись, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей

Клуб «Екатерининская площадь», находится в Москве;его заседатели и друзья собираются в зале «Саквояж» в отеле «Космос», что поукружием высится напротив метро «ВДНХ». Клуб, основанный В.А.Богатыревым и Ж.А.Богатыревой, посвящен Одессе и ее искусству, он объединяет более сорока художников и графиков. Здесь выставлялись многие видные деятели искусств России, Украины, в выставках принимали участие художники из Франции, из Испании. И вот в клубе – новое открытие.
Выставка, названная «Приглашение к путешествию» показывает графику Константина Скопцова. Художник родился и живет в Одессе. Он представитель французской арт-ассоциации «Феникс» на юге Украины, действительный член Российско-итальянской академии Феррони. В 1991 году галерея «Крымский вал» в Центральном доме художника в Москве представила работы Скопцова, которые, как отмечала «Независимая газета», пользовались большим успехом. Уже тогда об этом художественном феномене можно было сказать словами самого художника: «Здесь реальность может служить для искусства лишь первой отправной точкой путешествия в страну, где живет идея, «облеченная в чувственную форму».
Графика Константина Скопцова—это поле многогранной и многоступенчатой игры.
Здесь лики, струны и параболы ритма. Искусство Константина Скопцова положительно метафорично. Оно служит стремлению к отражению той полноты мира, которой владеет душа художника. Душа художника в силу этой наполненности не может не странствовать. Она пускается на поиски пластических форм, отражающих то, что Бог скрыл в каждой снежинке, создавая красоту, но по дороге к Красоте она наталкивается на глубину смысла и застывает в созерцании. В греческой древности существовало понятие «Плерома» – «полнота». Счастье для человека состоит в любви. Если он простец, незатейлив и больше чувствует, чем мыслит, то ему дается дар любви земной, человеческой. Если избран, то по Воле свыше в нем раскрываются белые крылья любви Божественной. Любовь Божественная ко всему сотворенному Творцом, к самому Творцу порождает Полноту Бытия. Этой полноте Бытия поют хвалу Ангелы, она сияет неземным и несказанным светом, в ней отражение творящего, созидающего начала Мира. К отражению полноты бытия стремится К.Скопцов.
Тема «Вавилонской башни всегда волновала художников. К.Скопцов говорит: «Есть работы, отражающие состояние духовной неуверенности и внутренней неустойчивости современного общества. В серии «Вавилонская башня» сконцентрирована многократность, а порой и тщетность мирских исканий, переплетение путей, которые никуда не ведут, если лишены благословения Творца. Дано смешение символов, языков народов разнопредельных времен». И еще одна решающая тема. В художественной серии «Сущности Апокалипсиса» отражены библейские символы, которые появляются в Ветхом Завете, в Книге Пророка Иезекиля и далее в Откровении Иоанна Богослова. Применимо к человеческой личности эти же символы, по словам художника, читаются как путеводные маяки на пути духовного восхождения человека. Сущность-человек символизирует отправную точку этого пути, тварное эго человека, отягощенное грехами и соблазнами, от которого он должен отказаться, очистившись Молитвой-Орлом и Жертвенностью-Тельцом для достижения высшего начала, Человека-Любви, чей царственный символ – Лев.
Образы этой графики образуют сложносплетенные цепи причинно-следственных моделей, обладающих смысловым ключом, которым в полной мере обладает только автор. Но эстетико-визуальный уровень восприятия позволяет, не углубляясь в смысл, видеть игровую, живую разнонаправленность взаимоотношений этих таинственных визуализаций. Освоение смыслового уровня зависит от внутреннего компаса зрителя, его собственной полноты и способности идти навстречу полноте бытия, запечатленной в душе художника. Любое искусство – маяк подобий меж людьми, находящимися в скрытом сотворчестве, что существует меж зрителями и художником, которому они отдают свое внимание. Человеку свойственно стремиться за пределы материального и иногда запредельность посылает знаки и символы, которые зоркий и талантливый улавливает во глубине себя. И все зависит от того, сможет ли он точку своего «Я» на миг сделать центром мира. А ведь любая точка – центр мира. Но в латенте, в потенции, в возможности, в надежде. Когда Сила и Воля в чистоте придаются богоданному таланту, вот тогда точка светится творчеством и рождаются произведения, которые со временем становятся истинной ценностью человечества, обретают свое место в «аксиологической шкале» цивилизации, наряду с творениями классиков… Надеемся, что не только современники, но и отдаленные потомки будут ценить сложное и утонченно-виртуозное по технике творчество Константина Михайловича Скопцова, который отправляет нас в причудливые параболы своих «семантических» графических путешествий.

Станислав Айдинян
директор культурных программ «Спейс»