Художница Аида

Станислав Айдинян

Полотна и графика Аиды наполнены светлым, воздушным, мечтательным чувством. Она хорошо чувствует пространство и воплощает его тонкой, изящной, очень женственной кистью…

Аида Ханемайер родилась в Эфиопии, в городе Ассаб, где работали ее родители. Имя Аида получила по героине оперы Верди, эфиопской принцессе Аиде. Это имя и, одновременно, творческий псевдоним художницы. Родовая ее фамилия по отцу — Лисенкова. «Аида» — так она подписывает свои картины.

Училась Аида Лисенкова в художественной школе в Москве, в 1988 году закончила Московский полиграфический институт, его художественно-графический факультет. Теперь это Московская полиграфическая академия.

Если судить объективно, Аида на самом деле, можно сказать, институт окончила дважды. Сначала отец привозил ее на занятия и она училась со студентами вечернего факультета неофициально, по воле друга семьи, Бориса Анатольевича Шолохова, любимого ученика П. Корина.

Б.А.Шолохов — учитель любимый, но не единственный. Ведь Аиде в Институте преподавали М.Митурич, Дм. Бисти, А. Котляров, М. Васнецов, Е. Адамов, В. Рывчин…

Первые художественные переживания, осветившие душу, таковы: в шестилетнем возрасте: на девочку большое впечатление произвела древнегреческая скульптура «Смерть Лаокоона», гипсовую копию которой она увидела в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, бывшем Музее изящных искусств.

Аида рассказывает, — В мраморе предстали трагические образы — Лаокоон и его сыновья, которых душат змеи. Аида была потрясена, много думала об этой работе. Размышляла о том, с какой мощью древнему скульптору удалось победить пространство и время…

Сразу после окончания Института, Аида прошла немалую протяженность пути художника-полиграфиста. Сотрудничала с «Внешторгиздатом», «Роскоопторгрекламой». Много лет занималась выпуском изданий различного характера, это были и детские книжки-малышки — стихи С.Маршака, Агнии Барто, «Занимательная математика» Перельмана, «Слово о словах», журнал «Боевые искусства»; около 150 рисунков наглядного обучающего пособия по грамматике для глухих детей… Создала макет и красочно иллюстрировала книжку альбомного формата «Пальчиковые игры» для издательства «Карапуз», разработанные психологом Т.Михайловой, где у нее виртуозно нарисованы в движении пальцы человека… Была создана и целая серия книг на английском языке, среди них культурологический словарь «Words about Eloquence». Она создала художественную концепцию и иллюстрировала множество номеров журналов «Этнополис» и «Русско-британская кафедра». В приложении к журналу «Крестьянка» вела раздел мужской моды, делала рисунки по описаниям, сделанным модельерами. Разрабатывала логотипы фирмам. Сотрудничала с множеством издательств, количество которых приближается к 100-а. Например, очень хороши ее обложки к научным книгам, таким как «Анонимность, безличность, виртуальность», «Преступление и наказание на британских островах в XVIII веке». Также профессиональны и иллюстрации к научно-популярной философской книге Вл. Быченкова «Торжество Минервы» и к его же научному труду «Институты».

Аида немало занималась творчески акварелями и графикой, писала маслом по холсту; начала пробовать пастозную манеру письма, которая на несколько лет стала доминантной в ее творчестве. На третьем курсе института посетила Германию, поездка также оставила по себе творческий след.

В 1990-м году прошла первая персональная выставка Аиды, организованная Союзом художников в выставочном павильоне в Калуге, городе, где в те годы она очень часто бывала. Представлено было больше сотни графических и акварельных работ. С тех пор началась выставочная деятельность. Художница прошла период увлечения флористическими объемными работами, — жасмин, сирень, маки, ирисы, подсолнухи, яблони в цвету, — все эти живые воплощения земной красоты становились темами ее произведений.

В первой половине 1990-ых годов Аида увлеклась авангардным искусством, участвовала в коллективных выставках современного авангарда, проходивших в Калуге. Тогда появился ряд авангардных по стилистике работ, среди которых было и сегодня наблюдаемое на ее вернисажах «Рождение Земли», центральная часть триптиха «Сотворение мира». Одна из подобных работ находится в частной коллекции в Лодзе, в Польше, где также проходила персональная выставка Аиды, другая работа — в Германии…

Несколько этапных для нее выставок прошло в Калуге, в частности, в 1994-ом году в Калужском региональном филиале Промстройбанка, где была устроена тематическая портретная выставка. С жанром портрета у Аиды Ханемайер особые «взаимоотношения». В начале это были и автопортреты и портреты родственников — деда, бабушки, сестры. Она показывала некоторые свои портретные опыты в Суриковском институте. Ей было всего 15 лет, когда Аида сделала вид, что она — абитуриент, что поступает в вуз, это нужно было ей, чтобы узнать мнение о своих данных… Преподаватели исключительно высоко оценили именно живописную одаренность юной художницы, проявленную ею, когда она создавала портреты. Портретов она создала очень много и в этом ее особое призвание. Недавно она написала портрет хирурга-офтальмолога доктора В.К.Зуева, ведущего специалиста столичного офтальмологического центра имени Федорова. Зуев — врач, берущийся за невероятно сложные операции, от осуществления которых другие отказываются. Поэтому можно сказать, что это портрет героя Медицины…

Загородные пейзажи — сельские, дачные, деревенские мотивы пришли в ее творчество в ученические годы. Ее пригласил в поездку студентов на практику, на пленэр Б.А. Шолохов, как мы уже говорили, друг ее семьи, преподаватель Полиграфические института, и тринадцатилетняя школьница в поездке стала рисовать пейзажи — Боровский цикл, Пафнутьев монастырь. С тех пор в ее творчестве стала развиваться пейзажная линия, манера художницы со временем менялась и развивалась, приобретая некоторые черты импрессионистичности, светлой освещенности домиков в мерцающей зелени. Аида каждый год неизменно посещает свой дачный домик на берегу Волги и привозит оттуда серии пейзажей. Какая цветущая проникновенность ждет тех, кто всмотрится внимательно в эти дачные домики, в их теплый, летний, очень русский уют! Это в полной мере относится к ее работам «С добрым утром», «Утро на даче», «Дачная улица», «Садовые участки» и многие другие.

Аида может создавать и достаточно неожиданные вещи, как ее длинный, горизонтально построенный холст «Рассвет на Волге». Это тихая панорама водной глади, ширящейся от берега до берега. И рыбаки на лодке дополняют рассветное впечатление. Все это реалистичные работы, очень человечные, полные чувством… Зимний пейзаж в Тарусе, исполненный акварельными красками, пришелся по душе художнице в 1989 году. В Тарусе она побывала в свадебном путешествии. В том же, 1989 году вошла в Творческий союз художников России, тогда — Международную федерацию художников при Юнеско. Вид на имение Бутурлиных появился оттуда же, он таинственен и грустен. Это вид полуразрушенной дворянской усадьбы. Пейзажи писала и в ранней юности и на Истре…

Урбанистические работы художницы… Городские пейзажи. Это были серии, посвященные Москве, Львову, Тарусе, Волгограду, Калуге. Нет, их не меньше, чем «загородных»… У нее есть серия «Москва златоглавая», куда входят изображения снежного города. Тут и Спасская башня в непривычном, оригинальном ракурсе, и очень удачно нарисованный, на наш взгляд, Новодевичий монастырь. Есть и внесерийные работы, такие как «Московский сквер». К серии стилистически примыкает и самостоятельный, по теме иной «Сергиев Посад», тем не менее сходный по формату и манере исполнения.

Холст «Москва и москвичи» изображает Кузнецкий мост, причем дает его таким, каким он был в советскую эпоху, в 1986 году. Есть что-то в этой работе исключительно цельное, гармоничное, что приковывает взгляд. В 1999 году городские пейзажи на прибалтийскую и калужскую тематику были представлены в ЦДХ на «Золотой кисти»; работы имели успех у зрителей. Ими интересовались, их обсуждали, чувствуя, видя их поэтичность.

Из созданных уже в ХХ веке московских работ Аиды особенно проникновенна работа «Скамейка у Патриарших». Тут трагическая лирика. Изображен сквер у прудов, некогда воспетых М.Булгаковым. Пустующие зимой скамейки, одинокий прохожий на заснеженной, обледенелой аллее. Женщина, гуляющая с маленьким ребенком… Даже не фигуры людей, а почти силуэты. На скамейке, в массивной урне и близ нее на снегу — сломанные брошенные розы, и мы догадываемся — девушка не пришла на свидание, и юноша сломал цветы в гневе и отчаянии. Или девушка пришла, и сказала, что больше нет любви, что все кончено, что в ее сердце теперь — другой!.. Именно этим была когда-то сильна русская жанровая живопись, — силой обобщения… С этой работой сравним по проникновенности холст «Арбат», где изображена потерявшаяся одинокая собачонка в ошейнике с волочащемся по земле поводком, до потерявшейся нет никому из людей дела… Здесь боль одиночества, оставленности…

Пробовала Аида, и не без успеха, рисовать жанровые исторические работы, посвященные прошлому России, той еще, стародавней, былинной, где в теремах томились красны девицы. Их то, тех барышень и любит изображать Аида.

С 2001 по 2003 — Аида работала на «Мосфильме» художником-графиком, потом главным художественным редактором в Издательстве Бауманского института.

После ретроспективной, большой выставки в исключительно элитарной галерее «Ардена», расположенной недалеко от московского Кремля, Аида Ханемайер подготовила к показу новую экспозицию «Город, люди, цветы», которая предстанет перед ценителями прекрасного в выставочном зале Московского общественного фонда культуры. Старинный особняк, где находится зал, расположен на Проспекте Мира, в нем проходят выставки многих признанных мастеров отечественного изобразительного искусства.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерацией Степан Водчиц, побывав на одной из выставок нашей героини, жрицы кисти, написал: «Творчество Аиды свободно от какой бы то ни было конъюнктуры, но не от культурных традиций, являющихся постоянным источником вдохновения. В лучших ее работах эти качества проявились со всею полнотой и яркостью». Авторитетная газета «Культура», в лице ее художественного критика Эльмиры Исаевой, не менее высоко оценила представленное в «Ардене»: «С одной стороны, техническое мастерство: динамичность, экспрессивность, четкость рисунка, лаконичность линий, точность штриха, мазка, пятна. С другой стороны — психологизм: ритмичность, музыкальность, высокий эмоциональный потенциал ее картин, их притягательность, созвучность внутреннему миру — все, что резонирует в душе…»

От выставки к выставке дар Аиды находится в движении, в совершенствовании. Она не останавливается, у нее есть и душевный жар и желание пробовать новое, творить. Ей предстоит еще немало поисков и находок на столь многотрудном (особенно в наши дни) и, одновременно, столь вдохновенном творческом, да и жизненном пути…

Станислав Айдинян,
искусствовед Федерации Акваживописи,
почетный член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов,
член Союза российских писателей.