Художница Наталья Межерицкая относится к той, уже редкой в наши дни части живущих в России образованных людей, которые свое жизненное и профессиональное призвание смело дополняют стремлением освоить мастерство живописца, — начать творчески освещать окружающий мир, видя его по-своему, и по-своему его отражая…Ее основная профессия, профессия психолога, исследователя побудительных мотивов душевных движений, исследователя человеческих душ, существует в том же русле напряженного поиска, что и Искусство, которое художественными средствами также движется, познавая, – от души к душе…
Наталья продолжает серьезно работать, экспериментировать и обретать опыт под руководством своего известного и заслуженного наставника, Татьяны Михайловой. Она создала ряд новых работ, о которых можно продолжить некогда начатый нами разговор, а начался он тогда, когда Наталья уже осуществляла свои ранние замыслы.
Сразу же отметим, что несомненной победой в живописном плане у Натальи Межерицкой стал ее очень основательно проработанный холст – «Маяк» (2015). Чем замечательна эта работа? Тут удалось передать не что иное, как… головокружение. Да, именно это чувство испытывает тот, кто спускается по довольно узкому бревенчатому трапу к небольшому красноглавому маяку! Неведомая оптическая сила нас прямо стремит в центр композиции. Мы, как завороженные, ступаем шаг за шагом вперед, и нас ведет созерцание; и ведет еще и потому, что бухта, залив на фоне гор поразительно красивы. Они именно живописны в основном и определяющем смыслах слова. И как быстро бегут слева и справа от маяка волны с белыми, штрихоподобными бурунчиками!.. И как стремителен этот небесный желто-синий тон облаков, будто помедливших на небе, чтобы взглянуть на маяк. И вот – и резкость волн, и спуск дороги к маяку и сказочные цветные блики на скалах – все это создало эстетическую цельность этого очень убедительного и достойного изображения…
В реалистическом плане Н. Межерицкая становится все более «крепким» живописцем, и ей все легче удаются пейзажно-интерьерные ее опыты, такие как, симпатичная, по теме и по настрою весьма европейская картина «Бочки с оливками».
Говоря о том, чего еще удалось добиться Наталье за последний творческий период — это, кроме освоения живописных приемов, это и большая степень свободы выражения. Если в ранних работах художница закономерно концентрировалась на конкретно избранном предмете, то на определенном этапе ей удалось возвысить свою кисть до более емких тематических высот и начать обретать свой стиль, и в цвете и в построении часто уходящей вдаль перспективы.
К огромному сожалению Натальей Межурицкой была трагически утрачена одна замечательная, высокая по цветовому и интуитивному результату работа. К счастью, ее фотовоспроизведение сохранилось и потому мы можем и рады – конечно, исключительно с нашей точки зрения, — рассказать о том, чего нежданно добилась художница… Это будет взгляд со стороны…
Да, исключительной удачей мы смело признаем ее холст «Путь» (2015), где наблюдается колористическое богатство, разнообразие переливающейся цветовой палитры. Все цвета и краски тут подчинены центральной части композиции, где таинственная Фигура, данная со спины, будто бы идет вперед по канату, руки ее будто касаются параболы планеты, ее овального, плавного горизонта… Эта, немного женственная, фигура может быть даже андрогинная по впечатлению, напоминает идею Первообраза человека, для которого Бог-Творец, великий Демиург, создал планету Земля. Такое впечатление подтверждается красочным миром картины, который явно символизирует динамически живущие краски астрального мира, в котором – цветовые отзвуки чувств человека, человечества. При всем том необходимо отметить общий положительный тон, создаваемый движением образа человеческого к солнечному, солярному центру, от которого идут почти концентрическое сияние золотого Света. Более темный, коричнево-синий, первый план углубляет впечатление от центрального образа, доминирующего в композиции. И очень изящны будто летящие в солнечные лучи, похожие на водоросли, свивы и извивы астрального пространства, напоминающие побеги нездешних, запредельных инорастений – и тут догадка, что может быть так художница и изобразила астральные тела растений, невиданные непосвященному взору. Так для нас видится смысл холста «Путь». И мы полагаем, что средь иных трактовок, это полотноможно трактовать как астральный свето-цветовой гимн Идее человека, родившегося в Астрале, то есть это своего рода Адам Кадмон в его потенциале будущего рождения, воплощения и развития, к которому его направил Первоимульс, идущий от Творца.
Сходна по манере написания и по астральному «призвуку» работа – «Песни рыбака» (2015). Если «Путь» несколько структурно прямолинеен и тем гармоничен, то «Песням рыбака» свойственна иная гармония. «Концентризм» Солнца вроде тот же, но насколько все же иной по тональности рожденный смысл картины. Динамизм движения будто плавно, волною, подхвачен водным потоком!.. Слева направо будто плавно движется водная волна, оптически изменяя формы подводных растений на стеблях… Будь стебли длиннее, вспомнился бы Чурлёнис!.. Но в овалах «шляпок» цветов, да и в их стеблях, намечено что-то от «югенд-стиля», от стиля «модерн»… Есть на фоне светлого солнечного круга и «придымлённая», неясная, призрачно-туманная фигура, издали напоминающая римского воина в доспехах и шлеме… И в который раз вспомним, что по латыни человек – аквариус (aquarius) то есть порожденный водной стихией. В этом смысле он вечный рыбак вечности, невольно поющий гимн солнцу, но пребывающий в материи, на плане жизненной реализации… Обе работы и «Путь» и «Песни рыбака» производят впечатление опытов в смысловом отношении наполненных и весьма притягательных в свето-цветовом отношении. Гамма их обогащена еще и некоторыми, не видными с первого взгляда, спонтанными нюансами…
В смысловом и визуально-цветовом плане работа «Кувшинки» много спокойнее, в ней что-то таинственное, бёклиновское, вечернее… И ракурс – где за кувшинками – отражение древесных стволов в воде – тоже напоминает времена Серебряного века. Композиция цвета тут очень стройная, импрессионистичность холсту придают условные пастозные – разовые, серые, голубые – мазки на самом первом плане, они «играют» блики на воде… На более отдаленном плане те же блики обретают стройность и завершают впечатление, создаваемое центром картины. Дальний план высветленностью меж стволов деревьев хорошо углубляя взгляд, удлиняет видимую перспективу, что еще раз напоминает об обретаемом мастерстве художницы… Эта работа, пожалуй, сильнее, чем полотно «Туман», хотя и его нужно было создать, чтобы лучше понять и «осознать» кистью – лес…
Этюдами, «штудийным опытом» на фоне этой работы выглядит диптих «Кувшинки-2», где прямая подача водяных цветов остается «портретами» этих вечных природных «натурщиков» художника. По палитре, краскам Н. Межерицкая остается верна тому же подходу, что и в «вечерних», более ранних и более загадочных «Кувшинках».
«Пашня» (2015) — холст, распахнутый солнцу. Его можно бы назвать панорамным, столь прихотливо и одновременно стройно чертят узор борозды вспаханной пашни. А вот и лошадь, впряженная в телегу, дремлет на меже… Это мирный «пахотный» пейзаж, напоминающий и традиции русской живописи второй половины и конца ХIХ века, одновременно уместно вспомнить и ранний сталинский соцреализм. Сюжетика этого незатейливого пейзажа все же южная – тут и холмообразная гора на заднем плане и кипарисы у видных издали домов. Все это заставляет вспомнить крымские реалистические пейзажи отечественных авторов разных лет. Свет очень ровно распределен по широким полям картины, он проникает всюду и царствует безраздельно, что тоже прибавляет позитива в восприятии произведения.
По отношению к работе «Всадник» Натальи Межерицкой хочется поделиться одной причудливой ассоциацией — В ГМИИ им.Пушкина в 1988 году проходила выставка графики Сальвадора Дали, это были двести гравюр из фондов французского Музея сюрреализма; вернисаж открывал друг Сальвадора, Пьер Аржиле. И мы помним, что в уникальной «собственноручной» графике Дали были графически изображены закругленные, крутящиеся формы. Из них появлялись части лошади… Похожий мотив провидится нам во «Всаднике» Н.Межурицкой, хотя сразу оговоримся, что ни коричневая палитра, ни масляная краска, ни песочный фон, ни красные летящие штрихи над вздыбленным конем в графическом произведении С. Дали, конечно не присутствовали. Там был замечен лишь «взверченный» «клубок», локально концентрирующий видение зрителя, многократно повторенный и в поле холста художницы. Эта работа видится весьма импровизационной и, возможно, менее разработанной в деталях. Тут просто максимально выражен один графико-динамический вихревой мотив!..
Сходный мотив мы видим и в работе «Сомнение», где основной трагический человекоподобный образ, данный в условном пространстве, изображает своими движениями – поражённость. Другие фигуры, решенные в коричневых тонах, и страдательны и условны. Их сопровождают неявственные строки латинского текста, будто строки нечетких мыслей…
Столь же условны и уже даже статуарно схематичны атропоморфные фигуры на холсте «Кульбит». В произведении есть совершенно определенные черты неосюрреализма. Работа эта, с акробатикой фигурок над их отражением в луже на городской площади, композиционно многосложна, от нее веет фантастикой и… одиночеством.
Очень трогательна работа «Я уже далеко» — на ней изображены кеды на морском песчаном берегу. Почему морском? Да потому, что там лежит на песке ракушка, большая, белая…Можно пофантазировать, что юная хозяйка или хозяин этих кедов поплыл далеко в море, а кеды преданно лежат на берегу, дожидаются… Никакой мрачности, оставленности не чувствуется. Это потому, что освещение тут совсем не мрачное. Почти недвижны волны спокойного прибоя, эта часть холста подана менее объемно… И вот Наталья Межурицкая уверенно создает иной, второй авторский вариант, посвященный развитию того же психологически емкого мотива… Название — «Я уже далеко-2». Ракушки тут уже две, но более реалистично изображены, уже мужские, кеды, также оставленные на берегу… В обоих работах передний, начальный план отличает явственная живая живописная естественность. В этих двух холстах живет задумчивое настроение… Но все выясняется окончательно, когда перед нами оказывается «Я уже далеко-3». Где уже совершенно явственный берег, очень романтично, красиво, полнокрасочно, почти амальгамно изображено мелководье… И по нему бредут они – мужчина и женщина, за ними в воде следуют их отражения… И очень хороши всполохи свето-цветового сложного красочного поля над водой. Надводное пространство великолепно по тому высокому вкусу, с которым оно создано!.. Таков этот полноценный авторский триптих.
«Личный Дзен» — наиболее закрытая по индивидуальной тематике работа, намеренно задуманная и воплощенная автором как своеобразный «псевдотриптих»… Левая часть – в лунном, ночном освещении – нам явлены московские высотные здания… Центральная часть – открытая стеклянная дверь, похожая на окно, за ним дорога трапом ( вспомним «Маяк»!) спускается в пейзаж каменистого залива – то ли фиорды Норвегии, то ли Северный Крым, то ли северный вид Кандалакши… Дверь эта особенно замечательна открытой частью, створкой, в стекле которой – остуженная, неяркая палитра пейзажа. Интересный цветовой ход… А «смотрит» на пейзаж не человек, а старое дачное глубокое кресло, на котором гостеприимно лежит тюфячок – будто приглашает присесть. Смысл, видимый нами в этой картине – что внутри наших домов даже на дачном отдыхе витают образы городов, в которых мы постоянно живем, и высотные дома которых, запечатленные в нас, не покидают даже там, где двери распахнуты в Природу. Работа экспериментальна, обманчиво реалистична, смотрится фантазийно. Она не лишена пластико-композиционного замысла и будит в зрителе мысль и воображение.
Этим положительным для художника качеством обладают и еще будут обладать произведения художницы Натальи Межерицкой, которой, возможно, ее внимательный взгляд помогает развить свой творческий поиск и идти к новым достижениям в живописи и графики, изучая окружающий мир, столь богатый глубокими по смыслу и изумительными по форме сюжетами…
В заключение скажем, чего еще удалось добиться Наталье Межурицкой за последний период – она вошла полноправным членом в Творческий союз профессиональных художников, потом ее отметил вступлением Президиум Европейской академии естественных наук, находящейся в Ганновере, в Германии. В 2015 году та же Ганноверская Академия удостоила ее премии В.Кандинского. Наталья приняла творческое участие в многочисленных выставках в Москве, особенно знаменательным был показ ее произведений в Центральном доме художника.
Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись.