Художница Татьяна Мрясова — темперамент, холст, цвет…

 

Художница Татьяна Мрясова – это уже развитый и продолжающий развиваться профессионально оснащенный талант. В многочисленных опытах ее кисти есть ощущение, что автор понял, что такое настоящая живописность и идет по избранному еще в детстве пути.

Родилась Татьяна в селе Новый Кувак в Шенталинском районе Самарской области. Это в низине, вокруг холмы, там течет речка Четырлинка, это очень живописные места. Татьяна родилась в чувашской семье, где сохранился и национальный язык и письменность и даже национальный, оставшийся от бабушки, костюм. В том селе живет ее брат с семьей, и она ездит каждое лето в места своих родовых истоков за вдохновением. Татьяну притягивает родная национальная атмосфера. Ей хочется заниматься жанровой живописью. Запечатлеть, как пекут хлеб. Как собирают урожай. Как выглядят комнаты в домах села,  зарисовать их интерьер. Она уже создала серию национально означенных картин. К ним относятся «Учительница чувашского языка» (2020) и «Натюрморт с кувшином» (2018) и «Солнечная поляна» (2020), где мы можем угадать все ту же речку Четырлинку…. Татьяна с детства очень трудолюбива. Помогала матери по хозяйству. Сельская жизнь закалила, приучила к неутомимости, к труду, но и дала мощное ощущение Природы, ее вечно обновленной, задумчивой, неспешной холмо-равнинной Красоты.

Увлечение живописью для Татьяны началось в Четырлинской средней школе. Ей повезло с учительницей по рисованию и черчению. Светлана Петровна Ульмова (урожденная  Герасимова), заметила способности девочки, стала их развивать, хвалила за красивый почерк, заставила поверить в себя. – Она меня как цветок поливала! – говорит сегодня художница, вспоминая давние годы..

После 8 класса в 1987 году Татьяна Мрясова поступила в Лениногорске педагогическое училище в Татарии на художественно-графическое отделение. Потом оно стало Лениногорским музыкально-художественным педагогическим училищем, затем получило статус колледжа. Окончила училище в 1991 году.

Далее путь Татьяны Мрясовой привел ее в столицу, в Московский пединститут имени В.И. Ленина, на художественно-графический факультет. Было это в 1990-ые годы. Она проучилась там два года. Но время было тяжелое, нужно было зарабатывать на жизнь. И тут она осталась верна изобразительному искусству. Стала главным художником по росписи фарфора в коммерческой фирме «Контур». Расписывала керамику под гжель. Фарфоровым куклам рисовала лица, обжигала керамику в печке. «Если увлекаюсь чем-то, то полностью отдаюсь этому – говорит художница, — Я долго искала себя, прежде чем поняла, что моя самая основная, излюбленная техника, мое направление, это живопись, — холст, масляные краски». Да, она никогда не теряла в себе художника. Даже тогда, когда, продолжая учиться, поступила на факультет психологии Московской гуманитарно-социальной академии, которую закончила с отличием в 2003 году. Ей было интересно, как чувствует человек, каковы особенности его восприятия. После окончания проучилась еще два года в аспирантуре. Тем временем жизнь шла. Были очарования и разочарования. Потом благополучно сложилась семейная жизнь. Родились у нее два сына. Они обладают хорошими способностями, учились в Китае, изучили китайский, знают язык английский. И она пожила в Китае. Там она создала одну из работ, которую теперь считает для себя этапной. У нее довольно оригинальная история создания. В Шанхае у художницы был друг семьи, администратор международной школы, он опекал ее сыновей, там учившихся. Очень ценя Татьяну, он подарил ей китайскую настойку, бальзам в прозрачной бутылке, где была заспиртована  небольшая змея, — когда она увидела такой подарок, ужас в ней смешался с восхищением. Ведь Татьяна Мрясова человек исключительно эмоциональный, увлеченный, живущий своим искусством… Вот и родился яркий, как и многие картины Татьяны, постановочный декоративный натюрморт «Снадобье из Поднебесной» (2019), где тот бальзам со змеей нарисован на фоне светлого изящного китайского веера… Хотелось нарисовать нечто китайское, национальное…

Художница говорит — Меня привлекает художественная манера мгновенного рисования. Ее называют —Алла прима, – при быстром воспроизведении натуры, «в один присест», получается все очень живое!

«— Я везде вижу красоту, ночами и днями думаю об этом. У меня всегда готовы кисти, они  аж пляшут, ждут меня! Вдохновение приходит постоянно. Иду на прогулку, обязательно что-то замечу. Пишу то, что отражается в душе. Пушу с натуры. Люблю «челенджи» – когда задают сделать что-то интересное или даже безумное. Сегодня понятие «челлендж» чаще всего означает некое сложное задание, которое надо выполнить как художественную задачу!.. Это дисциплинирует. Находишь новые приемы. Я всегда с этюдником. Даже в машине, в  пробках не теряю время зря, пишу. У меня нет времени суток, энергия плещется. Ничто меня не остановит, когда получается. У меня  нет ничего незаконченного, все стараюсь доводить до конца».

Такова волевая природа дарования Татьяны Мрясовой.

Татьяна немало путешествовала. В Париже была, в Черногории. Летала в Будапешт, чтобы посмотреть выставку Рембрандта. Посещала Лондон, Прагу. В Австрии вместе с сыновьями как гонолыжница каталась с высоты 2500 высоты по трассам. Она рассказывает – «В США сижу в Нью Йорке в центральном парке, и вдруг у меня на глазах собираются, приходят художники – оказалось это члены Лиги нью-йоркских  художников. Мы познакомились, я стала рисовать с ними. Теперь дружим, не теряем друг друга до сих пор».

У Татьяны Мрясовой особое пристрастие к жанру натюрморта. Они у нее разнообразные, каждый со своей палитрой. Часто палитра яркая, выразительная. И в то же время ее цветы и плоды как-то изящны, утонченно женственны. У их автора хороший вкус, она умеет в большинстве холстов эстетически выверенно выстроить композицию.

Ей удаются особенно динамичные флористические натюрморты, но это не значит, что у нее не может быть на картине ярко и провокативно изображенного арбуза, в который выразительно и резко воткнут нож. Есть у нее очень трогательный, европейской тематики пасхальный натюрморт.

Мы спросили художницу — Откуда у Вас появляются сюжеты натюрмортов? – Она ответила: «Сама выстраиваю, как чувствую, как вижу. Интуитивно. Не думаю о продажах, о цели написания, – это просто запечатленная любовь моя.

На натюрмортах цветы для меня как жизнь, как юность, которая идет к увяданию. Мне очень хочется сохранить их свежесть на холсте. Продлить их существование. Я учусь таким образом».

Да, учеба в жизни Татьяны непрестанно продолжается. В этом есть особое человеческое мастерство – оставаться всю жизнь учеником. Это качество духовное, им обладали избранные из художников-классиков. Частные уроки Татьяна берет до сих пор. В Москве она не потеряла связь с давним своим педагогом и другом, художником и портретистом-графиком Александром Сергеевичем Вициным, человеком скромным и талантливым, с кем и ныне встречается в студии и на пленэрах.

В Реутове Татьяна училась у заслуженного художника РФ, строгого, взыскательного Сергея Васильевича Цыганова, автора станковых полотен исторической тематики. Его творчество неразрывно связано с Россией, ее природой, судьбой и историей. Он в 2019 году помогал Татьяне в работе  над пейзажем с античным храмом Гарни в Армении после ее Арт-тура в Ереван. Другие городские пейзажи и картину «Ночное Москва-Сити» Татьяна осуществила под его руководством.  Впрочем в Австрии, например, она написала в 2020 году очень удачный городской пейзаж «Заснеженный Тироль», и при этом ей ничья помощь, никакой учитель не потребовался… Просто ей интересны еще и еще новые приемы, новые художественные ходы и техники. Жажда жизни – молодое и ценное человеческое качество…

И все же еще не забудем упомянуть в том же русле о том, что Татьяна ездила в Сочи на мастер классы Владимира Волегова, создавшего целую галерею  портретов, которые смотрятся как светозарные гимны красоте детей и женщин…

Вызывает особое уважение то, что Татьяна, уже состоявшийся мастер-живописец, сохранила в душе неукротимое стремление к совершенству. Ею правит желание видеть, чувствовать и отражать Красоту мира, дарящего нам ежедневно свои откровения в форме, свете и цвете…

Татьяна Витальевна Мрясова – член Международного художественного фонда (2020), двукратный финалист Российской премии искусств (2021), награждена Медалью Василия Кандинского (2020), заняла второе место на Международном конкурсе «Он, она, они. Люди и чувства. РФ» (2021), участник множества выставок и международных арт-проектов.

 

Станислав АЙДИНЯН,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, действительный член  Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов.