Художник индивидуального накала – Андрей Умнов

 

Андрей Умнов — художник, обладающий своей индивидуальной изобразительной стилистикой. Он мастер профессионально состоявшийся, владеющий несколькими направлениями в творчестве, которые издавна разрабатывает и совершенствует. Корни Андрея, как и его судьба, очень необычны. По отцовской линии он потомок казахов, калмыков Куановых, отец его Сергей Тлеубергенович, был художником. По линии материнской Андрей потомок видных русских купцов, почетных граждан, заседавших в Думе. Интересно, что его прадед, нотариус и издатель, при рождении был крещен в церкви при Императорской академии художеств в Петербурге.

О самом Андрее Умнове нельзя сказать, что «где родился, там и пригодился», напротив, линия его жизни пролегла от Караганды где он появился на свет в Казахстане,  к российскому Екатеринбургу, родине матери. Там успешно окончил Лицей имени С. П. Дягилева, по добрым отзывам уникальное учебное заведение, где ставили во главу угла всестороннее развитие личности. Далее последовал переезд в Подмосковье, затем окончательный,  в Москву, учеба в Новогиреевской художественной школе, далее последовало Московское театральное художественно-техническое училище, тут Андрей Умнов получил специальность «художник-бутафор». В училище его преподавателями были А.Е. Родионов, И.Л.Серегин, В.Е. Осипенков.

Работа в театрах Москвы дала пищу для развития объемного сценического видения, он создал массу оригинальных декораций — образов и объектов для Молодёжного театра (РАМТа), «Сатирикона», «Эрмитажа». Сотрудничал Андрей с «Современником»; ныне работает в Большом театре России.

 

Однако Андрей Умнов нам интересен и как художник индивидуального, своего стилистического «шага», своей творческой «походки». И тут нас ждет своего рода открытия, когда мы рассмотрим авторский цикл А. Умнова, обозначенный им как «Артинжиниринг». В нем отмечены значимые черты его манеры – в графических работах  овалы линий соседствуют с причудливыми образами, по накалу и виду своему технотронными. Андрей антропоморфизирует техническую деталь – пружину, болт, создавая как в чертеже, образную плоскость, — все это у него оживает, иной раз обретая цвет, или оставаясь монохромным… Рождаются будто фантастические механизмы, проекция некой техноцивилизации… Особо отметим, что на избранных листах возникают выразительные литеры, цифры, их ряды, которые тоже обретают определенную эстетическую, иероглифическую по сути, функцию в картинах и графике.

 

В чисто графических работах есть образы – в них нечто от эстетики «татуажа», кое-где ненавязчиво проскальзывают и эротические мотивы. Женственность эротических образов неизменно прохладно изящна и тяготеет к неосимволизму, который явственно свойственен определенному ряду произведений Умнова.

Столь же определенные черты мы наблюдаем и за пределами цикла «Артинжиниринг», в таких работах, как  «SPEED DREAMS» (2006), «Motion» (2004), «НЕЙРО-ИНКОГНИТО-121014» (2014), «Спэйс Ковбой» (2004), где наблюдаемо еще одно качество – Андрей Умнов очень выверенно эстетически подходит к цвету и его оттенкам. Он тяготеет к синих тонов палитре, но может осваивать широкую гамму цветов и создавать целые атмосферические миры, используя акватехнику…  В этой связи уместно назвать «Экстероцепцию» (2002), «Пролиферацию» (2002). Слышите в названия все ту же тягу к элементам фантастики?..

Не забудем и о том, что когда Андрей Умнов работает с цветом, ему одного цвета мало. Потому даже такое в абстрактное по характеру полотно, как «Высокое быстродействие», помимо цветовой атмосферы и «геомертии», композиционно изящно добавлена малая веточка щиповника с плодами, которая делает картину сразу очень живой и выразительной. Андрей старается в своих полотнах дать сразу несколько знаков, цветовых вихрей, росчерков, образов или амальгамных мотивов.  «ДИФРЕНАНТРУМ» (2009), серия «Глубина ароматов», «Легенда изотропа 001» и целый ряд других работ подчеркивают это…

В живописном ряду в смысле декоративности лидирует его вписанная в круг (tonto) работа «HOT-N-GOLD» (2014) , где волнятся сгущенные наплывы красок, — они по оттенку напоминают медь, бронзу, «аккомпанируют» интересному образу красного яблока соблазна, вмещенного в рамку «сердца», вот и получился символический по сути образ – в сердце человечество носит соблазн желания…. Художник верен себе – на картине есть и цифры, чье расположение можно расшифровать, используя нумерологический код. Внимательный взгляд заметит и малый человеческий череп, подобный «адамовой голове» в изножьи многих изображений на картинах западноевропейской классики…  Художник хорошо понимает, что без тайны, ее полутонов и загадочных символов Искусство, менее полисемантично, аттрактивно, притягательно…

Известно, что для достижения многих художественных эффектов наш художник-мастер использовал масляные краски, акрил, флуоресцентный акрил, цветные карандаши, тушь; применял многообразные современные технологии, варьируя приемы в русле авторской смешанной техники…

 

Есть еще штрих характеристики Умнова – его  выраженность в графике и живописи не выглядят исключительно намеренно самоцельными потому, что элемент Красоты присутствует в его работах почти неизменно. Часто эта красота декоративна в добром и эстетическом смысле слова. В ‘этом плане у Умнова есть «аналог» и предшественник, классик театрального отечественного искусства, театральный художник и декоратор Игорь Четвертков, но в отличие от Четверткова, Умнов менее использует выпуклые поверхности и по-другому стилизует их, общее в исключительно эстетическом посыле произведения, в изяществе, в присутствии выраженной цветовым и литейно-графическим образом Красоты… :У каждого в искусстве – свои формопостранственные решения.

 

Помимо собственно живописи и графики, А. Умнов продолжает работать и как художник-оформитель, осуществляя большие проекты в архитектурном пространстве. Не только в театрах а, например, в Детском развлекательном центре «Джунгли-Бунгли» на Смоленской в Москве (2006). Там мы, например, наблюдаем массу анималистических образов, рассчитанных на детское восприятие. Там же — трехметровые деревья-колонны, сделанные из алебастра на каркасах, расписанные акрилом, и — античные колонны, и ассиро-вавилонский сфинкс. А оформляя ресторан «Шинок» Андрей работал с естественной фактурой целых деревьев, создавая внутри зала своеобразный природный «ландшафт», проникнутый своим особым настроением. Вот так, с опытом обретается не только способность сотворять театральные по духу «артефакты», но и видеть художественную задачу масштабно, объемно. Ему приходилось для витрины магазина-бутика «Модная империя» по мотивам знаменитой головы библейского «Давида» Микеланджело создавать ее минимизированный фрагмент так, чтобы возникло ощущение классичности, одновременно золотого по цвету образа, призванного олицетворять «золотое сечение» хорошего вкуса – в одежде и интерьере…

 

О А. Умнове как о художнике  прекрасно отзывался Анатолий Майстренко, председатель художественного совета Международной федерации акварелистов, которого мы знаем как высокого профессионала, деятельного участника цикла выставок «Крым -Коктебель-Карадаг», в которых много раз участвовал и А.Умнов, что отмечено в длинном списке его персональных и коллективных, отечественных и зарубежных выставок. А. Майстренко, в частности, сказал: «Умнов умело и тонко «проектирует» свои картины. Недаром учился у такого мастера как Андрей Родионов, который закончил Строгановку и ныне преподает в своей родной Академии на кафедре академического рисунка. То некогда законченное проучение визуально отражается в прекрасных холстах и объектах Андрея…».

«Творчество Андрея Умнова основано на увиденном, прочувственном, серьезно осмысленном, а это и есть путь к неповторимой индивидуальности» — писал искусствовед И.Ю. Пильстров. «А. Умнов идет собственным путем, творчески перерабатывая в соответствии со своим видением  концепции сюрреализма,, постсюрреализма, биомеханики, трансреализма и других стилей» — это уже из статьи художницы и искусствоведа О. Науменко— обе цитаты соответственно за 2002 и 2008 годы взяты со страниц газеты «Наш Изограф». Вы, наверное заметили, что в обоих цитатах из статей присутствует признание специалистами в области искусства художественной индивидуальности художника и графика, чей талант многогранно и многокрасочно осуществляет себя в разнообразных жанрах и направлениях, с годами, с опытом, приобретая все большую заостренность, силу и цельность…

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана