Художник Искан и его цветовые пространства…

 

Художник Искан — абстракционист «исконно» световой, колористический. Свои творения он темпераментно, интенсивно создает в России, в Москве, и в Каннах, во Франции, исповедуя своим широко вариативным творчеством стветотворение и цветовидение

Искан работает взволнованно и интенсивно. Он сам описал в записях 2015 года, опубликованных в его авторском альбоме, как его во сне, в полудрёме осенило новое сочетание цветов, и как он мучительно ловил состояние, при котором замысел, цветовые «мыслеформы», будут потом воплощены, реализованы… Так что работы у Искана возникают подчас через преодоление. Великий поэт Райнер Мария Рильке говорил, что победы не так важны, как преодоления. В одном из своих текстов Искан свидетельствует, как он желал преодолеть время, — при солнечном свете найти подход к краске, к холсту, и, наконец, поймать мгновение, когда вдохновение может помочь преодолеть инерционное состояние…

У Искана есть особая, музыкальная по сути черта его абстрактных композиций – он, как композитор, присваивает каждому своему произведению, опусу, номер. И этот номер дополняет непосредственное впечатление от картины.

Так уж устроено восприятие человека, что в абстракции ему порою чудятся фигуративные, земные образы. Это как ребенок ассоциативно в трещине на стене видит молнию… Так и мы в Композиции # 93 видим прохладное «шестигорье», и к нему ведут, восходят с первого плана семь плоскостей и две ленты, подобные дорогам. Абстракция эта ничего не иллюстрирует, не рассказывает о легенде или притче, она создает настроение и творит иллюзию неповторимого, гармонически организованного Пространства. Это авторское поле, на котором «прорастает» замысел автора…

Номер 93, представляет не что иное, как имя картины, и номер этот невольно говорит нам о том, что 9, как последняя цифра основного числового счета, ведет к 3, — то есть к овально треугольным, похожим на горы, формам на ровно и прохладно освещенном горизонте.

А вот в названии Композиции # 83, например, –  бесконечность (8) воплощается в фантастическом голубом «трехлистнике» (3) нового абстрактного образа, который имеет, с точки зрения искусствознания, четкий контрапост – желтую точку там, где центрально смыкаются все овальные линии, образующие композицию… Вот такая может получиться игра меж цифрами, обозначающими номер, присвоенный создателем холсту, и формами, овальными линиями, на нем…

Композиция # 87 – при кажущейся простоте, очень гармоничная работа. Один треугольник стремится вниз. Он – как воронка темного конуса. Это природный символ падения. Треугольник серый. (Недаром писатель-символист Андрей Белый утверждал, что тот, кто ведет в ад, он не черный, он – серый…) А другой, голубой треугольник, ведущий вверх, он чист, как само утреннее, божественно летнее небо. Это путь в высокие сферы.

Мы вовсе не утверждаем, что именно такое прочтение предполагал художник Искан. Нет, он просто входил в состояние достижения живописной гармонии и высекал из своей души «искры» чувства, из которых рождались эти – когда простые, а когда сложные фрагменты и фантомы условного художественного пространства.

Многие работы художника имеют обманчиво витражный вид. Известный отечественный мастер абстракции Клара Голицына одно время в своих картинах очень «конкретно» использовала цвет, то же качество в определенный период, но совсем по-другому, фоновым образом, наблюдалось в избранных картинах классика абстрактного искусства Бориса Бича. В отличие от них Искан иной раз насыщает избранные плоскости своих работ богатыми оттенками, как это у него осуществилось в композиции # 73. Или, внезапно, в Композицию  # 72 он может ввести тотемические, или простые орнаментальные элементы…

Мы видим также, что и сам Искан может «аскетически», «конкретно», дать только двуцветие – в ряде композиций, в частности, в Композиции # 10, например, — там всего два цвета, — черный и желтый. И на каждой отдельной «монохромной» плоскости – на черном — желтый ромб, напоминающий малое окошко, на желтом – ромб черный … Так художник невольно приводит зрителя к оптическому «парадоксу» и у того срабатывает парадоксальная фаза сознания. Скорее всего, эта работа имеет свои истоки в более раннем подобном опусе, который назван автором «Композиция # 16», но там, при очень сходном композиционном строе, иные, менее контрастные цвета.

Есть у Искана и работы особой чувственной природы, раздвигающие рамки абстракции  — Композиция # 22, — она изображает… знакомую всем нам, обычную, утилитарную щетку. Основной акцент делается на ее лавандово-фиолетовой по цвету щетине. И тут в права вступает эстетика, так как художник предъявляет нам свое любование ее фактурой, ее пышностью… Объект подан намеренно броско на неярком белесом фоне. Отдаленное сродство этой работы наблюдается с Композицией # 20, где провидится в воображении и море и горизонт и… полосатая футболка, имеющая явно очертания фигуры невидимого нам человека… Вот так Искан шагает подчас за пределы жанра абстракции, чтобы потом снова возвратиться к нему.

Искан использует в своих произведениях большой спектр цветовой гаммы, оттого они отличаются ярким разнообразием. В геометрические и негеометрические абстракции он вводит иногда сюрреалистические или фигуративные лирические элементы. Знатоки отмечают среди его достоинств индивидуальный, сразу узнаваемый почерк, выраженный экспрессивно, рожденный в мощной энергетике.

Член-корреспондент Международной Академии информации и информационных технологий Ольга Петрова размышляет над природой искусства Искана – Искандера Ильязова. Отдавая дань его «увлеченности, неординарности чисто человеческих качеств», она пишет – «Абстракция? Беспредметное искусство? Конкретизм? Какое бы название мы ни нашли для искусства Искана, его суть не изменится: он останется завораживающе красивым – красивым в своей открытости для зрителя, в своей вибрации и сочувствии, в своей абсолютно естественной основе. В своей художественной декларации художник говорит, что Природа — его учитель, что именно энергия Солнца направляет его кисть и запечатлена в его полотнах».

Тут с Ольгой Петровой трудно не согласиться, поскольку, каковы бы ни были колористические достоинства абстракций нашего мастера, нужно прежде всего отметить изящество, эстетическую насыщенность, красоту его работ. Без этих качеств они бы оставались экспериментальными опытами, а не останавливающими внимательный взгляд ценителя произведениями искусства. Находятся люди, которые утверждают, что время абстракции осталось в ХХ веке. Но в веке ХХ-ом люди утверждали, что в веке ХIХ-ом остался реализм. Тем не менее, как реализм, так и абстрактное искусство существуют полноправно и в нынешнем, ХХI-ом веке, избегнув забвения.

Почетный академик Российской академии художеств, известный коллекционер и хранитель русского искусства во Франции, Ренэ Герра высказался о картинах Искандера Ильязова – «Искандер со своей неисчерпаемой энергией придал своим картинам творческую выразительность. Акцент на асимметричность композиции, декоративная орнаментальность линий и необыкновенная цветовая гамма его работ заставляют почувствовать его силу характера и индивидуальность». Этот текст тоже находим в авторском альбоме-каталоге художника, изданном к его выставке в московском музее «Садовое кольцо». К словам Ренэ Герра тем более можно и должно прислушаться, потому что он — специалист по изобразительному искусству русского зарубежья, обладатель основной обширной части творческого наследия художника-абстракциониста, писателя и поэта Сергея Шаршуна; и не только его, но также художника-классика серебряного века, Юрия Анненкова. Не удивительно, что Искан — Искандер Ильязов немало времени отдал Франции, жил и рисовал в Каннах, там, где родовая вотчина Ренэ Герра и его брата.

Не приходится удивляться и тому, что Искан невольно стремится к синтезу искусств. Вместе с Ниной Ковальчук он создал семь скульптурных яиц, посвященных знаменитому художнику-экспериментатору Юло Соостеру.

Искан – член нескольких творческих российских союзов, среди них  Творческий союз профессиональных художников, Союз абстракционистов России, Союз художников народного искусства, Союз деятелей искусства и работников культуры «Искусство без границ». За заслуги в области изобразительного искусства Искану — Искандеру Ильязову присвоено звание действительно члена Академии народного искусства России и члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств.

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, заместитель председателя Южнорусского союза писателей, член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, член Союза Российских писателей, лауреат литературных премий им. Юрия Каплана и «Славянские традиции».