Художник «историорамы» Василий Колотев

 

Василий Колотев – художник особенный; это мастер кисти, создавший свою систему художественного осмысления жизни. Исключительность его заключается, в частности, и в том, что он — автор целой ретроспективной трагико-иронической художественной «панорамы»… Даже, можно сказать, своеобразной «историорамы»…На его ранних работах оживают лица, приметы и быт советского времени. Полноправно владея профессиональными навыками, обретенными еще в годы учебы в Бутурлиновском художественно-графическом училище, он смог не только парадоксально, саркастически войти чутьем, пониманием в саму природу социалистического реализма, — в его «массовость», «коллективность», многофигурность, но и по-своему трансформировать этот стиль, вместо «идеологии» насытить его подлинным трагизмом, вместо героики дать бытовые черты, которые резко и больно, с грустной иронией отражают эпоху, Работы Василия Колотева, как правило, композиционно сложны. Художник в основном не любит слишком яркой палитры, ему свойственен больше вечерний, приглушенный тон… Персонажей многих ранних его работ трудно назвать героями в прямом смысле, столь мало в них собственно, парадно героического. Поданы они стилизованно, но не карикатурно. Карикатура зачастую плакатна по сути, и не может создать ощущение трагедии, а трагизм – неотъемлемое, сердечное, ценное качество произведений Колотева периода его жанровой живописи 1970-90 годов… Ирония отступает только в тех ранних работах, где эпически гротесковой предстает сама явь, сама реальность, где ни лицах людей отчетливо запечатлена испуганная безысходность. В. Колотеву удалось наиглубочайшим образом в массе лиц передать то выражение, которое англичане называют «desperation», что на русский переводится как «тихое отчаяние». Русский народ особенно неулыбчив был именно в ту, советскую эпоху, которую идеализируют зачастую те, кто сам не жил при социализме. Так что же тревожит, что трогает до глубины при созерцании ранних произведений Василия Ивановича? Внезапно понимаем, что его мастерское изображение городского мещанина, обывателя не устарело!.. Дело в том, что трагико-ироническая панорама, созданная талантливым живописцем, это далеко не только воспоминание, — глубинка, провинция России и в новом, XXI столетии так и осталась – в лицах и быте такой же, какой была вся страна при Советах… Исчезли лишь многокилометровые очереди за дефицитом, но не нищета, стоящая былых недостач… А вот рядом работы из цикла «Пастораль», — где грустная ирония полновесно дополнена неподдельным юмором – особенно это видно в женских образах, созданных живописцем… Тут и фигур намного меньше, и сельских сюжетов больше, — это уже снова мелькнул воспоминанием «социалистический реализм», точнее стилизованная, ироническая версия его… Однако В. Колотеву не суждено было остаться исключительно «певцом» темной стороны российской советской действительности. Цикл «Метафизическая живопись» являет совершенно иную сторону его многообразного дарования – тут нас ждет встреча с политематичным, фантазийным по сути неосюрреализмом. Целая серия метафизических «постановочных» «натюрмортов», написанных на фоне более или менее реального пейзажа. Есть у Колотева абсолютно эстетские, утонченно-декоративные холсты, написанные в последнее время, такие как «Скачки» (2009), предтечей которых нам видится метафизическое «Сновидение» (1999), но предтечей только по красоте изображенного… И, наконец, открываем для себя основной для выставки «Отечества прекрасные черты» авторский цикл «Отечество». Это особенно эстетически оснащенный, стройный ряд работ, где Колотев осуществил выход на многомерность художественного пространства. Тут композиция строго определена – в центре исторические лицо или объект, как – корона Российской империи, меч, чаша, доспех, а вокруг полифигурный, сложный по замыслу, подтуманенный акрилово белой тонировкой художественный рельеф, напоминающий то ли гипсовый отлив, то ли акрилом закрашенную чеканку… На самом деле тут использована авторская техника, что говорит также и технической, не только визуально художественной одаренности нашего автора…

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись.