Художник Нерсес Ерицян

Станислав Айдинян

Нерсес Ерицян, — художник, чьи холсты обладают удивительной пространственной насыщенностью, объемом. Чего бы ни касалась кисть -человеческих лиц или неживой природы, это качество сопровождает его постоянно…

В жанровом отношении Н. Ерицян часто идет по колее городского пейзажа, запечатлевая старые московские улицы, переулки. «Я стараюсь писать не улицу, а портрет улицы, ее лицо… — говорит художник. Бывает, что эти улицы и переулки совершенно безлюдны, будто глаз художника увидел их в самый ранний, еще сумеречный час рассвета. Однако доминирует не впечатление одиночества, а спокойствия, и особой художественной соразмерности и гармонии — взаимосоотносимости и всесоответсвия, цельности всего изображенного. Тем убедительнее, если среди домов и тротуаров возникнет в отдалении человеческая фигура, и улица сразу обретает движение…

В цветовом отношении творчество Нерсеса Ерицяна довольно аскетично. И все же, несмотря на эту, явно несарьяновскую черту, ему присущ и свой, приглушенный калоризм, — при небогатстве цвета, художник цветом владеет. Именно благодаря такой индивидуальной «светописи» — с предпочтением глубоко синим, голубым, желто-золотым тонам — и возникает впечатление объемной, наполненной естественности, о чем мы упоминали…Причем ставшая обычной в искусстве конца ХХ века условность изображенного только в некоторых работах импрессионистична, в большинстве стремление к преимущественно реалистическому «отражению»…

Особое направление в творчестве армянского художника, это портреты. Интересно, что прототипы женских портретов — реальные, земные женщины, с которыми сталкивала судьба, с ними можно было общаться, дружить… Иное в небольшой «галерее» мужских образов. Тут мы встречаемся с личностями мирового масштаба. Например — легендарный кинорежиссер и художник коллажист Сергей Параджанов.

Нет, я не помню Сергея Параджанова таким — в тревоге творческого предощущения, напряженного внимания и, одновременно, задумчивости… Я видел его в Ереване, когда он уже был старше, тяжелее, жил он тогда одновременно со мною в гостинице «Ани» в центре Еревана — тогда говорили, что католикос Вазген остановил финансирование его фильма, в чем-то принципиальном с Параджановым не согласившись…

Нерсес Ерицян не встречал Параджанова в жизни, он был на его похоронах, видел его уже мертвым, тем не менее образ Параджанова у него получился не только узнаваемым, но совершенно живым…

Сходной тревожною нотою передано творческое естество личности «нобелевского» поэта Иосифа Бродского, творчеством которого художник увлекался, помнил наизусть строки из него, в частности, стихотворение «Мы проживаем на заливе…»

И уж совсем особое место в жизни и творчестве живописца имеет Музыка. По его словам огромным было на него воздействие Баха. Он создал два варианта коллажной работы, — две «Фантазии на тему Шопена» — где изображение, сделанное на символичном белом фоне состоит из двух расщепленных половин скрипки… Данью музыкальной теме видится и портрет Святослава Рихтера. В нем — та же правдивость облика и печать углубленного самопогружения, обращает внимание и то, что будто над роялем прикрыты его глаза. На всех портретах лицо — основное, лица всегда — крупным планом.

В творческие планы художника входит создание немалого числа лиц — ему хотелось бы создать циклы, где были бы — старые лица — человек со скрипкой, с виолончелью, с гитарой… Хотелось, чтобы была передана их преображенность опытом, жизнью, их чистота…

Родился Нерсес Ерицян в 1963 году, в Араратской долине, в Масисском районе. Название села в котором он появился на свет иронически можно принять как своеобразное пророчество о том, что в начале 1990-ых годов он переберется жить и рисовать в Москву: ведь название этого села — Арбат, оно, по преданию, арабского происхождения… И происхождение названия московского Арбата, своеобразного пешеходного «бродвея» не вполне прояснено — версии разные…

Тем не менее именно в Москве он обрел себя как художник, с 1995 года стал создавать полотно за полотном, в каждом из которых был заметен определенный рост. Это не значит, что не было «остановок», кризисных периодов, когда надо было зарабатывать себе на жизнь… Главное — был рост и совершенствование, начатое всерьез когда-то в Армении, когда Нерсес в 1990-92 годах был вольнослушателем в Ереванском театрально-художественном институте, куда на очное отделение был столь огромный конкурс, что даже детям известных в республике художников непросто было пробиться…

В Москве была у Н.Ерицяна «квартирная» выставка в Скатертном переулке у преподавателя музыкальной академии им. Гнесиных М.С.Гамбарян. В июле 1998 года открылась и экспонировалась в ЦДХ персональная выставка художника, где впервые был показан основательный ряд работ созданных в последние годы в Москве. Вернисаж планируется и в «Клубе Екатерининская площадь» в большом международном отеле «Космос», в зале, принадлежащем компании «Спейс», зарекомендовавшем себя как место, где показаны картины многих талантливых и выдающихся мастеров.

Один из преподавателей-реставраторов Суриковского института, побывав на выставке Нерсеса в ЦДХ сказал, что он достоин того, чтобы его работы висели в Третьяковской галерее..

«Самое сокровенное в живописи -суметь передать суть, внутренний мир человека, внутренний, духовный смысл пейзажа, предмета, если речь идет о натюрморте… Гармония — вот к чему нужно стремиться художнику…» — этими словами завершим наш краткий очерк, посвященный тому, кто уже немало обрел, и кто еще движется в будущее, и чей творческий путь — обретение…

Станислав АЙДИНЯН
Директор культурных программ «Спейс»