Художник Станислав Чехленок

Станислав Чехленок проявил себя как художник особого, широкого спектра. Родился он в Сибири, затем жил в Казахстане. Учился на художественно-графическом факультете Чимкентского пединститута, в дальнейшим стал работать в архитектуре, переехал в Россию в город Борисоглебск, где продолжил заниматься архитектурными проектами.

Максимальное мастерство художник проявил в цикле работ казахской тематики. Это акварельные работы реалистического плана. Тут — всадник, взмахивающий кнутом, чей конь передними копытами бьет землю, будто он спрыгнул с небес… Лицо всадника-иргиза напряжено, и конь и всадник исключительно убедительны и экспрессивны. В той же манере даны автором еще несколько жанровых сцен. Например, старик на ослике в окружении спорящей, жестикулирующей восточной толпы… Если посмотреть на эту работу отстранено от киргизской тематики, нам почудится здесь образ Хаджи Насреддина. Не менее ярка работа, где три старика восседают на ярком ковре. В образах, внимающих рассказчику, есть нечто от сатирических мотивов, сам же рассказчик-старик очень эпичен, возвышен!.. На заднем плане— в серых тонах лошади, дерево, мечеть или дворец— все они намеренно однотонны, так как служат фоном основной триединой группы. И венцом этого цикла – изображение старика, ссаживающего с коня обнаженного ребенка – эта сцена явно мифологична и восходит к народному казахскому эпосу…

Более условно изображена мечеть в ночи с голубым куполом и двумя минаретами. Месяц в небе смотрится тоже как символ ислама, венчающий купол. Ровное ночное освещение «аккомпанирует» нашему взгляду, которой с горы наблюдает большую веранду, освещенную, — на ней склонились долу молящиеся… Мы смотрим с горы и на первом плане — объемные, дикие травы, их сплетения делают работу еще более ночной, еще более сказочной. Станислав Чехленок во многих работах остался верен теме Казахстана — очень характерна его панорама с верблюдами, чуть краснеющими в степи на фоне блеклого, распростертого к горизонту небо… Настроение бесконечной дали властвует над этой картиной. Художник создал немало эмоциональных, выразительных произведений, в лучших из которых — естественная выразительность Цвета — особенно на той работе, где под сизым небом синеют коры, а на переднем плане— полоса фиолетовой земли…

С намеренной условностью Станислав создает натюрморты — в них порой мазок значит не меньше, чем объективное изображение,— в вазе цветы, но мы видим букет фиолетовых мазков, «играющих» в цветы!.. Имеются просто желтые цветы на темном фоне, менее импрессионистичные.

Классично смотрятся его горные пейзажи. Особое направление в его творчестве составляет городской пейзаж, в нем художник старается иногда взять, например, для изображения зимний заснеженной улицы и церкви неожиданный ракурс. Станислав понимает, что такое живописность — очень характерен, психологически ярок «диалог» двух деревьев, протянувших друг к другу в ветре кроны!.. В изображении деревьев художник обретает тревожную поэтичность. Однако самой поэтичной его работой мы назовем ту, где в белесом призрачном танце кружатся казашки-танцовщицы, их движения — сама плавность, их фигуры очерчены легчайшими белыми линиями; и все же они, несмотря на призрачность, исключительно реальны, как реальным бывает сон.

Видимо в самом начале творчества, в период ученических штудий, Станислав нарисовал свое виденье известной скульптуры итальянца Кановы, «Три грации». в центре внимания автора оказались не сами три женские фигуры, относящиеся стилистически к классицизму, а светотень пространства,  сгущающаяся вокруг них, создающая фоновые сумерки!..

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживописи,почетный член ученого совета Ассоциации художников-портретистов, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей