ОНА ТВОРИТ ФИНИФТЬ…

Юлия Кужим… Ее судьба в искусстве, в художестве началась с того, что друзья ее матери, художники, заметили когда они все вместе отдыхали на Волге, что пятилетней девочке дан талант свыше, есть что развивать. Она с детства любила лошадей. Реально занималась верховой ездой, на ипподроме, брала лошадей и в частных конюшнях. Столь увлекалась ими, столь звучал в ней древний зов скакового вихря, зов пышногривой романтики, что она лошадей неустанно рисовала. Пришло время и Юлия Заволокина, такова была ее девичья фамилия, — отнесла свои рисунки в приемную комиссию Федоскинского художественно-промышленного училища миниатюрной живописи. Кто не знает федоскинские миниатюры, шкатулки, подносы – на них – на черном фоне – несутся сказочные тройки… Тут то и пригодился многолетний опыт рисования излюбленного искони сюжета…

В 1992-ом она была принята. Вспоминая годы учебы, среди преподавателей Юлия выделяет В.Г. Мазалова. Уже на первом курсе он дал азы работы с эмалью. До 1997 года Юлия постигала мастерство миниатюристов, изучала и рисунок и приемы живописи и историю искусств. Тогда ей стали открываться тайны художественного делания в эмали. Это трудоемкий процесс. Он проходит несколько стадий, несколько «прописок» обжигов, несколько слоев.

В цветном буклете Юлии, вышедшем под названием «Миниатюрная живопись по Эмали», приводится как пример миниатюра, на ней – изображение дочери художника-ювелира Р. Халилова. Так вот на цветном воспроизведении видно как с каждым новым нанесением краски, с каждым новым замалевком, подмалевком, перемалевком, все четче проявляется нежное и веселое лицо девичье…

Там же, на странице буклета, сказано: «Цветная эмаль на ряду с золотом и серебром в Древней Руси считалось дорогим и красивым материалом. Техника изготовления эмали заимствована из Византии и получила название «финифть» от греческого слова «фингитис» — «светлый, блестящий камень…Русские мастера достаточно быстро освоили новый для них материал. Первое упоминание о Русской финифти встречается в Ипатьевской летописи 1175 года. На Руси, как и в Европе, финифть стали называть также эмалью».

С 1994 года Юлия Кужим серьезно работает, создает миниатюры. К самым ранним относится сделанный с фотографии портрет сына арабского шейха, сослуживший как образец хорошую службу. Он представил собою уже достигнутую степень мастерства художницы, что было важно для будущих заказчиков. С благодарностью вспоминает Юлия, что в тот ранний период творчества дельными, ценными советами помогали ей миниатюристы, более старшие выпускники ее Федоскинского училища, Евг. Баранов, Юр. Козлов, Ал. Кошаренко.

Юлия — не ранняя пташка, ее вдохновляет ночной покой, сосредоточение. Предпочитает работать дома, чтобы дорога на фирму не сбивала, не изменяла настрой. В 8-9 часов вечера для нее начинается рабочий день и длится он далеко за полночь. Главное – результативность, а в этой плоскости у художницы-миниатюристки достаточно профессиональных обретений. Работая на заказ, она создает ряды и ряды произведений в освоенном ей жанре, в финифти. Конечно немалая часть работ создана ею на библейские сюжеты. Образы Спасителя, Божьей Матери, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца и целого Сонма Святых – все это ее Священная тема, которой коснулось перо. Трепетные для верующего образы художница старается создавать, помолившись, внутренне подготовившись и не думать в процессе работы над ними о недолжном. В древности зографы трудились над созданием ликов, помолившись и перед тем брали на себя подвиг поста, не принимали скоромную пищу, что могло смутить душу, исказить помыслы. Духовный посыл необходим в работе над Ликом Святого, даже если есть образец, с которого берется пример.

В портретах, а их Ю.Кужим создала множество, ей хочется не декоративности, а фактической верности прототипу и психологической глубины. Образ ведь может быть и комплиментарным, и верным… Ей приходилось писать миниатюру с натуры, но это огромная редкость. В основном, как то делают современные мастера ее жанра, портрет создается с фотографии. Однако художница просит представить ей не одну, несколько фотографий своей модели поскольку, как известно, на каждой фотографии человек разный, неуловимо отличный от своего же иного изображения. А если меж фотографиями годы – то подавно. Она очень любит рисовать детей и женщин, они непосредственны, живы, в их чертах сквозит мягкость. Среди любимых ею лиц русской истории императрица Екатерина Вторая. Мужчины суше, конкретнее, официально-параднее, что ли…

«Для меня самое сложное в портрете – уловить сходство, в иконе – создать лик. Трудно передать выражение глаз…» — ответила художница на вопрос о том, что же труднее всего дается в ее профессии, — «Бывает все проходит удачно, бывает, можно что-то переделать, а бывает – настоящая катастрофа, когда неверно выбрана температура в муфельной печи, и тогда все приходится начинать заново… Невероятное число разочарований…»

А иной раз ей приходиться работать с совершенно нестандартной основой для миниатюрного изображения. Например, работа по цилиндру – панорамное, без стыков, круговое изображение на трости-посохе для священника.

Иной раз нестандартность проявляется совсем в другом, в сюжете. Так Юлии пришлось однажды делать шесть круглых эмалевых изображений греческих монастырей. Уже пейзаж в миниатюре. Эта серия создавалась для коллекции. . Наклонившись с увеличительным стеклом к одному из них, читаем надпись: “Simonos Petra Monastery”. Вглядевшись, видим на скале, спускающейся к морю, неприступные стены старинного монастыря. На приглушенном горном, холмистом фоне. И само изображение дано в тонах аскетических – монастырь!.. Вот это и есть хороший вкус в передаче характера объекта, изображения. Скажем также, что хороший вкус, который сопровождает наработанное за годы мастерство, присущ в очень весомой мере портретам, о которых мы говорили ранее.

Приходилось ей создавать и портреты правительственных и приправительственных особ. Однажды сделала эмалевый портрет Т.Дьяченко, дочери первого президента России Б.Ельцина, который ныне той и принадлежит. Создала и два разных портрета второго президента, Вл. Путина. Особенно благожелательно-мягкое овальное изображение. Другое, квадратное, где президент непринужденно перекинул пиджак через плечо, оформлено более пышно, но оно чуть менее психологично.

Упомянем об одном из многих больших ювелирных проектов, в которых приняла участие Юлия Кужель. Это создание эмалевого складня «Богоявление». Внешний вид – ковчежец в форме шестикупольного храма. Выполнен из желтого и белого золота, украшен 3304-мя бриллиантами, 24-мя сапфирами, 18-тью рубинами…Произведение создано коллективом художников, финифть для него успешно сделана Юлией Кужель…

Юлии нравятся из классического прошлого живописи, из истории русского искусства, Шишкин. Вообще ей близко полнокровное, реалистическое изображение природы. Изяществом близок Брюллов, в маринистической живописи – Айвазовский. А вот в портретной преемственности ее ассоциации уводят в век восемнадцатый, когда творил Боровиковский… На фоне уже созданного ею и классиками-предшественниками, Юлии хотелось бы не останавливаться на достигнутом, ей мало того, что она умеет, не иссякает в ней стремление к совершенству. Может быть потому, будучи уже взрослым и состоявшемся художником, она решила продолжить образование, пойти изучать Изо и народные ремесла в Педагогическом государственном институте им Н.Крупской.

Ее творческий и жизненные пути открыты в широкую перспективу, и мы надеемся на осуществление самых смелых ее проектов, надеемся на дальнейшее раскрытие ее таланта.

Ст. А .Айдинян,

искусствовед, директор культурных программ Спейс”.