ЖИВОПИСНОЕ «А»

Станислав Айдинян

На горизонте культурной жизни столицы России обозначилось и стало явью еще одно славное событие — открытие новой художественной галереи. Название ее многозначно — «Галерея А». А — первая буква и латинского и русского алфавитов, она сродни древней греческой Альфе и древнееврейскому Алефу, армянской Ай. Все эти первые буквы словесности мистически символизируют первоимпульс, или, проще говоря, волю, идущую от Бога и мужское начало. Тот же звук — в прозвании Армении — «Айастан», в котором тоже слышим голос «ведущей гласной»… «Галерея А» — первая и единственная открытая в Москве галерея армянского искусства. И не только армянского. На первой же экспозиции представлены наряду с армянскими произведения российских художников… В этом смысле предшественником галереи можно считать московскую коллекцию профессора А.Я.Абрамяна, которую он подарил Армении и которая составила Музей русского искусства в Ереване. Но вспоминается также и предложение искусствоведа Генриха Егитяна, основателя Галереи современного искусства в Армении, сделанное им в 80-ых годах, еще в советское время — он предложил создать в Москве галерею современной живописи, как он уже это сделал в Ереване. Его предложение осталось гласом вопиющего в пустыне… Звучало оно тогда скорее как бравада — ведь то было время все усредняющего «принудительного» социалистического реализма, и намерение Егитяна уже после падения советского строя осуществил Зураб Церетели…

«Галерея А» нашла себе приют в Москве близ Суворовской площади в последнем на подходе к ней доме по Селезневской улице. Это № 54. Напротив нее трагические останки сгоревшего старинного особняка. Вывеска скромная, ее можно и не заметить, проходя мимо. Зато внутри европейски отделанный зал с баром и вытянутым в длину выставочным пространством, заполненным по стенам произведениями или, как говорил известный московский культуролог, полуармянин Иг.Дудинский, «изделиями» мастеров прошлого и настоящего…

Своим появлением галерея обязана своему основателю — Самвелу Григорьевичу Казаряну, генеральному директору строительной фирмы «ЮНИСТРОЙ», человеку безусловно обаятельному, обладающему немалыми организаторскими способностями и хорошим вкусом. С.Г.Казарян строил в свое время в Ереване музей С.Параджанова, на его счету немало самых разных осуществленных строительных проектов и в Армении и в России… Он же финансировал в 2001 году выпуск книги Владимира Ступишина «Моя миссия в Армению 1992-1994 Воспоминания первого посла России», осуществленный издательством «ACADEMIA».

Основательность экспозиции сразу и определенно придают три работы Мартироса Сарьяна. Ведущим среди них представляется портрет Н.Б.Никогосяна, известного скульптора, ныне академика, присутствовавшего при открытии первой экспозиции…Создан портрет в 1962 году, подписан он по-армянски и латинскими буквами — «M.Sarian». Основной акцент — лицо, точнее живописные брови, сдвинутые, густые, в целом создается ощущение волевого, активного и вместе с тем спокойного мужского облика. Так что декларированному нами принципу названия галереи портрет вполне соответствует… Вторая работа — характерный сарьяновский пейзаж — горы, равнина. Он чисто цветовой, даже более условный чем обычно характерно классику. И третьим — совсем небольшой «Зимной пейзаж» (1952) Изображена заснеженная дача, над ней — изящнейший всплеск черных безлистых ветвей. Вот где сарьяновская изящная резкость!..

Близ этих «трех Сарьянов» — бронзовая голова их автора-классика, исполненная тем же академиком Н.Никогосяном, которого Сарьян портретировал… Скульптурных работ Никогосяна на выставке представлено немало. Изваянная им женская фигура, очень плавная по очертаниям, пластичная, еще в фойе открывает экспозицию галереи, как крылатая Ника Самофракийская с лестницы «открывает» Лувр…

Самое старинное из изображений — романтические «Скалы», напоминающие отдаленно пейзажи Каспара Давида Фридриха, принадлежащие кисти Г.Башинджахяна. Этот холст представлен в ретро-части вернисажа, относится к 1897 году, он, как и еще ряд иных работ, — из коллекции бизнесмена Самвела Оганесяна.

К выдающимся относим «Портрет молодой женщины» А.Бажбеука-Меликяна, в нем передана восточная, очень женственная красота и два графических листа Гарзу. Этого французского художника армянского происхождения мы помним по Музею современной живописи в Ереване. Говорят, в последние годы он и его друг-хужожник Жансем, тоже французский армянин, подарили Армении большое собрание своих работ и привез их в Ереван Гарзу. Литографии Гарзу очень запоминаются — на разном, в данном случае — оранжевом и синем фоне — игловое, стрельчатое, линиями заполненное пространство, условный городской пейзаж, в него органично вписан сказочно-театральный, будто сошедший с эскиза к сцене спектакля, женский лик…

Вместе с Гарзу, тут же, в центральной части экспозиции — легендарный Минас Аветисян. Совсем другая, хоть и тоже графическая, по фону сходная оранжевым цветом, работа, она родом из 1974 года. На ней — задумавшаяся дева, подперла щеку рукой. В поле фона — полукруглая арка какого-то старинного строения… Сверху к деве спускаются ветви плакучей ивы, которых было тогда немало в Ереване. Называется «Мечта»…

Рудольф Хачатрян, также бывший на открытии, несмотря на то что, как он сказал — «никогда не работает с галереями», — представил графический большой лист 1992 года, на котором в причудливом, вполне тотемическом ритме — причудливый мирок сложновплетенных друг в друга фигурок. Этакий условный и весьма путаный на первый взгляд муравейник, белый на черном фоне. Р. Хачатрян прославился в 70-80-ые годы прежде всего как тонкий рисовальщик, писавший в духе Возрождения. Очень известен был его «Портрет сына», исполненный в те годы… Но от впечатлений о ранних работах на представленной графике видна лишь характерная подпись художника, напоминающая старинную угловатую печать, пентакль с перстня…

Из потомков великих художников «династически» представлены акварели Анны Сарьян, правнучки Мартироса, рожденной в 1969 году в Москве. Она акварелистка тонкая, с интенсивным настроением. Умеет и любит, как видно, но-настоящему хорошо передавать облачное небо. Не хуже у нее прочувствован и простор земли русской, ведь родилась она, как мы сказали, в России… Как и пращур, она — профессионал, работала несколько лет художником в Имперском русском балете, образование получила на художественно-графическом факультете МПГИ. К той же «династической» колее вполне относимы не менее профессиональные, но иные — белое на сером — работы Лавинии Бажбеук-Меликян.

Нельзя не отметить холсты Хачатура Арутюняна, принявшего участие в основании галереи и теперь занимающего в ней и творческое и «командно-административное» положение. Задолго до того Хачик выставлял в Москве свои лиричные, изобретательные по мазку живописные и графические работы. Очень привлекает его «Падший ангел» где — максимальная трагичность поверженного образа, — черные крылья распластаны по земле, ужас в одноглазом взгляде и поднятые в отчаяньи к небу — руки? — птичьи лапы? — в этой неопределенности тоже боль падения. Рисунок Оганеса Арутюняна, брата Хачика, исполненный в Риме, судя по надписи на нем, относится к опытам классических реминисценций. Одна из его работ висит в здании Парламента в Париже…

Из российских участников первого вернисажа «Галереи А» отметим художника и известного книжного иллюстратора, создавшего массу работ для изданий детской книги. Это В.В.Перцов, двоюродный брат князя А.К.Голицына, много лет бывшего главой Союза потомков российского дворянства. Давний друг Армении, он представил две миниатюры — «Дзорагюх» и «Лучи заката» (1981).

От метим также Степана Химочку, выдающегося мастера цвета, представителя поколения, начинавшегего в 1960-ые годах. С.Химочка — продолжатель традиций южнорусской школы. Начинал он в Бессарабии, работал в Одессе, он — автор декора одной из станций метро в Киеве. Предки его расписывали церкви. А живет он в подмосковных Химках, созвучных своим названием его украинской казачьей фамилии.

Корабль галереи пущен в плаванье… Сколь долгим он будет, покажет время. Но намерения у галереи и ее создателей исключительно серьезные, как и состав художественного совета, куда входят многие достойные люди, как , например Р.Баблоян, глава Московского Армянского клуба и многие другие, маститые и известные представители, деятели искусств. Так что ожидаются и многообразные события и вернисажи… Да будет светел и безоблачен избранный путь… Ведь галерея — не только место, где показывают новые и старинные произведения изящных искусств, но и своего рода клуб интеллигентных людей, близких по интересам, неравнодушных к живым проявлениям человеческого духа и к древней стране, откуда этот дух явился в заснеженные и суровые московские просторы… В первом цветном буклете «Галереи А» крупно, как девиз, набраны слова классика американской литературы, Теодора Драйзера: «Искусство — могучее средство исправления людского несовершенства».

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс»