Главная » Статьи об искусстве » Живописные «аксюмороны» на выставке Андрея Умнова

Живописные «аксюмороны» на выставке Андрея Умнова

статья вторая

Большое видится на расстоянии. Так и основательная персональная выставка Андрея Умнова в московском государственном Выставочном зале «Тушино» произвела немалое впечатление на тех, кто имел возможность ее увидеть. Состоялась она в апреле 2016 года. На ней присутствовало более сотни зрителей. Теперь хочется вспомнить об основных вехах этого вернисажа, —  о выступлениях художников, искусствоведов, о впечатлениях от этой, без преувеличения этапной для автора, второй персональной выставки.

Само название выставки составное, оно состоит из английских слов – Sun – то есть – Солнце, и — technic – то есть Техника. Получается по-русски – по звучанию сего словосочетания, вроде как – Сантехника, то есть сокращеннее от словосочетания «Санитарная техника». Термин этот, соответственно словарям, используется повсеместно для обозначения технических средств, относящихся к канализации, отоплению, вентиляции помещений, водо , тепло и газоснабжению. Как следует из смысла названия, санитарная техника предназначена для обеспечения… жизни человека в условиях Цивилизации!.. Так вот где собака зарыта! Техника санитарная создает цивилизационные условия существования человека. А Солнце в свою очередь, в несколько иронической художественной трактовке Андрея Умнова тут, в названии выставки, становится своего рода «шестеренкой вселенной», определяющей Технику мира, которому она дает жизнь, придавая смысл космическому движению, длительности, создавшей цивилизацию…

Название вернисажа невольно отражает яркость, красочность, солнечность избранных работ, их колористическую наполненность, так и некоторый технотронный призвук многих работ, как графических, так и живописных.

Прислушаемся к тем, кто выступил на торжественном открытии и после него, высказывал свое мнение, отношение, говорил о творчестве художника.

Искусствовед Александр Шклярук, сказал о том, что его поражает то, как мощно и разносторонне Андрей Умнов трудится, работает, обладая колоссальной творческой энергией. По его  мнению, это творчество, создаваемое в контексте современной культуры со всем многообразием, энциклопедизмом и новыми, дотоле неведомыми векторными возможностями в материалах и технологиях. Андрею свойственно необыкновенное владение цветом в рамках поставленной задачи, оно просто потрясает. Современная, богатая палитра тут соседствует с вниманием к истории, литературе, символу. Мы находим выразительность и радость отражения мира в его работах.

От секции«Тетра-арт» ТСХР выступил ее председатель, президент Пинакотеки искусств, Заслуженный художник РФ, Леонид Феодор, — он сказал, что видит в Андрее Умнове художника, который не остановится в своем развитии, не будет почивать на лаврах. Он отметил плодотворное участие Андрея в ряде художественных проектов. Андрея Умнова он считает не только художником, но и философом, мыслителем. Отсюда следует, что у него обязательно будут, как у творческой личности, новые открытия…

От Тушинского товарищества художников, в котором Андрей Умнов состоит, выступил глава товарищества, Алексей Миронов, который сразу заявил и потом еще раз повторил, что испытал на этой выставке культурный шок. По его мнению, Андрей в творчестве – «человек-оркестр». То, что представлено, отличается от обычных выставок, от того, что мы привыкли видеть в выставочных залах на стенах. У Умнова совершенно другой образ мыслей, другой пластический ряд. Его работы выразительны, они вызывают интерес и удивление. Этот художник обладает большой палитрой возможностей. Выступает и как живописец, и как график и как скульптор, и как декоратор. От названия вернисажа веет востоком – что-то от Китая, Японии, Тибета. И стилистически в работах находим черты и символические, и биомеханические, и трансреалистические и сюрреальные.

Известный театральный художник и путешественник Евгений Нэтра, в своем выступлении вспомнил об участии Андрея Умнова в проекте «Солнцеворот»…

В творчестве Андрея ему чувствуется предощущение и предвидение будущего. Его внутренний мир «раздвинул точку сборки». Он проник в миры, которые существуют рядом, параллельно с нашим миром. Это взгляд в запредельность, трансвиденье… У него, у Андрея, широкий диапазон знания, ведения и виденья…  Он как художник узнаваем. Идет своим путем. Ему есть что показать, он может открывать новые вселенные для зрителя. И в этом ему существенно помогает его искусство, ремесло театральное, позволяющее использовать много техник.

В заключение открытия выступили преподаватели Андрея. Среди них Лидия Андреевна Казарина, супруга Виктора Казарина, известного живописца-авангардиста, соратника Анатолия Зверева, бывший преподаватель Новогиреевской художественной школы, которую некогда, до училища, Андрей закончил, и куда его взяли сразу на класс выше и он учился с более взрослыми учениками… Именно Лидия Андреевна рекомендовала Андрею поступить в Театрально-художественное училище… В своем выступлении она  особо отметила, что школа, где учился Андрей, была с декоративным уклоном, в ней преподавалась обработка дерева и металла… Так что основы своей профессии он обрел именно в школе в очень юные годы, где Лидия Андреевна преподавала художественную обработку тканей. И она, не сразу узнавшая ученика, которого не видела двадцать пять лет, была рада сказать, что теперь видит — Андрей познал счастье быть творцом, став настоящим художником. От Театрально-художественного училища выступил бывший преподаватель Виктор Егорович Осипенков, который пятнадцать лет учил студентов училища и по авторским ранним работам Андрея…

В заключение по-матерински выступила неизменная с его рождения муза художника, его мать, Наталья Романовна Умнова, самый большой ценитель и критик творчества сына, которая приложила массу сил для осуществления этого вернисажа. Она сказала – «Его ничего не волнует, кроме творчества!» — она имела в виду именно тотальную погруженность Андрея в стихию художества, в создание своего художественного мира, достойно, широко, многолико представленного в пространстве галереи в Тушино.

На выставке  в день открытия побывали коллеги, мастера-художники из мастерских Большого Театра, где ныне плодотворно и с большой отдачей трудится Андрей Умнов. Были и художники из Театра «Эрмитаж» и Театра им. Станиславского, где Андрей работал раньше. Всех творческих личностей побывавших на выставке перечислить просто невозможно. Отметим только, что вернисаж сердечно, мило и тонко, искренне и профессионально вела директор Выставочного зала «Тушино» Муза Григорьевна Панкратова.

 

У каждого талантливого художника есть свои сокровенные смысловые таинства. У Умнова, на наш взгляд, при всей гармоничности его работ, при изяществе линий, есть таинственная противоречивость образов, фигур, сочетание противоположных по значению мотивов, теней, ликов, недореченных начертаний, деталей, оттенков, символов.

И вот мы начинаем догадываться, что он добился на пути своих исканий своего рода образно-цветовой «оксюморономатичности». В этом понятии тлеет ненарочитое, естественное, но резкое сочетание противоречивых начал. Это может появиться лишь в поэзии, живописи, графике, и в произведениях разных жанров, и всегда содержит элемент неожиданности: цвета, когда мотивы и слова противоположны друг другу по смыслу, их общение невольно основано на парадоксе. Изобразительно-выразительные средства у А. Умнова содержат своеобразные выразительные, насыщенные колористико-семантические «оксюмороны», стилистически разные, но сходные своей динамической, подвижной основой, природой. А когда в них проявляется уже упомянутая «технотронность», то есть доведенная художественно до символа техническая деталь, буква, число, — там просятся на свет слова Александра Блока, выраженные как прямой словесный яркий оксюморон — “Жар холодных числ”. Да, А. Блок, рождая этот явный оксюморон, заключая его в противоречивые слова, не думал, не предполагал, что кто-нибудь  привнесет нечто подобное в живопись, в изобразительное искусство и этим человеком станет Андрей Умнов!.. Тут мы еще раз подчеркиваем, что с точки зрения художественной критики высказываем только свое мнение на генезис зрелого периода творчества Андрея Умнова, на определенные важные черты его творческой манеры, проявленные в развернутом в Тушино большом и впечатлившем многих вернисаже…

В подтверждение сказанного обратим внимание на холст, прихотливо «озаглавленный» автором – «055 SUN-n-SIN». Как и во многих иных случаях, название требует расшифровки.  Прямой перевод, опять таки с английского, – «Солнце и Грех» (Английское «n» между SUN и SIN это сокращенное «and», то есть русское «и», по аналогии с «rock-n-roll»). В этом произведении, созданном в 2013 году, в центре холста несколько восточно, японистично, изображен шар символического солнца, которое в залитом золотым светом пространстве соседствует с плавными земными фигурами – цветущего дерева и печального человека (или его «истекающей» тени). Почему тень человека печальна? Почему он опустил голову? Да потому что первородный грех человеком осознан. Но его не знает рядом стоящее дерево – оно беззаботно цветет. В нем, в дереве, нет разума, осознающего трагедию смертного Бытия… Вот вам и антиномический живописный «оксюморон» — Солнечного начала и противоположного ему греха тварности, смертного человека, для которого – «Мир во зле лежит». Но на этом художник не останавливается. Он, как ему порой свойственно, дополняет холст вертикально прописанной латинской фразой – «Ést modus ín rebús» — «Во всем должна быть мера»… Тут мотив противоречивости всего сущего  еще серьезнее углубляется. Солнце освещает в меру. И грех земного человека тягостен, но еще не столь тяжек, чтобы уничтожить Землю, нашу планету. Мера греха еще не пройдена. Мир печален, но есть, существует, жива надежда… Вот так может быть прочтен этот многозначный, насыщенный холст художника Андрея Умнова. Нечто подобное глубоко спрятанное и тайное присутствует цвето-световым образом и в работах «Взаимодействие стихий» (2014), «Азимут океанов», «Опыт камней» (2014), «Дифренантрум» (2009), и в целом ряде других, часто весьма сложно названных произведениях. Талант художника проявился многожанрово в причудливо фантазийном соотношении объектов, лиц и пространств. Их противоречивость притягательна. И мужественно обаятельна. Она интересна тем, кто видит и ценит Талант, искрящийся поиском, темпераментом, мастерством, тайной, вдохновением!..

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, член Союза Российских писателей, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературной премии им. Юрия Каплана