АЛЕКСАНДР ТОЛСТОВ – ПИСАТЕЛЬ-СКАЗОЧНИК

Александр Николаевич Толстов написал книгу «Мишкин лес» и уверенно определил жанр вошедших в нее прозаических текстов как – «сказки для взрослых».

Сказка – древнейший из существующих на Земле жанр словесности. Прежде чем стать литературой, сказка была достоянием европейских и азиатских народов как устное повествование сказочников-сказителей. Они, как аэды и рапсоды седой античности, на память исполняли свои эпические «свитки» сказок. Те, устные старинные сказки, как и мифы, принадлежали к эпическому жанру. В сказках и мифах живет высказанная иносказательно жизненная, житейская, психологическая, или, выше – философская мудрость.

Книге А.Толстова дала название ее третья, заключительная сказка. В ней «анатомируется» механизм становления Диктатора. Рассказывается, как Медведь, самый сильный зверь в лесу, при помощи советника, филина начинает понимать, как подчинить себе всех жителей леса, заставить их себе служить, славить, возносить и, главное, кормить себя… Однако потом, после некоторого периода его правления, его все равно ждал страшный конец от ружей охотников, от посторонней, как злой рок, провиденциальной силы…

Сказки «За что судили волка», как и «Сказка о мыльных пузырях» — по своей природе назидательны, это очень жизненные истории. В них, как и в «Мишкином лесе», из-за морд волков, зайцев, лис, медведей, явственно встают, конечно, человеческие натуры. У А.Толстова основа сказочных анимальных образов традиционна: заяц – труслив, лиса – хитра, Филин мудр и провидчив. Эти образы писателя-сказочника антропоморфичны. И они при том естественны, представимы. Они могли бы стать, при соответствующей редакции, прообразами персонажей мультфильмов, которые были бы интересны и взрослым и детям Не забудем отметить и то, что звери-персонажи говорят хорошим русским языком. А если перевести, то столь же успешно заговорят на любом из языков европейских или восточных.

Сказка «Мыльные пузыри», подзаголовок которой – «сказка для всех», — это сказка о «зазнавшихся» воздушных шарах и о скромных мыльных пузырях – она адресована, как нам кажется, более младшим школьникам, детям, уже тайком или явно слушающим взрослые сказки…

Выскажем предположение, что написать столь образные, представимые художественные произведения А.Н. Толстову помог многолетний опыт непосредственного общения с разными людьми, пациентами, ибо наш писатель-сказочник еще и врач, опытный и заслуженный, прошедший большую школу практического врачевания, многим оказавший профессиональную помощь.

И вот психологический опыт врача обрел литературную, художественную форму. Так за талантом врачебным, проявился талант и писательский. И это, как и многое в жизни нашей, сказочно. Как не вспомнить врачей-писателей – М.Булгакова, В.Вересаева, С. Елпатьевского!.. Будем считать, что в их врачебно-писательском «полку» прибыло…

Станислав Айдинян,

председатель отделения искусствоведения Международной академии современных искусств, действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, заместитель председателя Южнорусского союза писателей, член Союза российских писателей.