Беседа с М.Ю.Бальмонтом в Шуе летом 2005 года

Ст.Айдинян

17-ые Бальмонтовские чтения…
Семнадцать лет назад  были проведены первые Бальмонтовские чтения, сначала весьма скромные, состоялись они на улице Первой Садовой у дома Бальмонта в городе Шуе Ивановской области . Организованы они были обществом охраны памятников города Шуи, представителями Ивановского Университета, в частности, профессором П.В.Купреяновским. Тогда все и началось. Уже был поставлен вопрос о том, чтобы имя Бальмонта, классика поэзии серебренного века, было увековечено в Шуе, на родине, чтобы в городе улица, площадь, или хоть переулок был назван именем Бальмонта, чтобы в городе наконец-то появились мемориальные доски, на доме где он родился и жил, на школе, бывшей гимназии, где он учился, чтобы был огражден от заселения дачниками и домовладельцами Бальмонтовский парк в имении Гумнищи – все, что осталось от имения родителей К.Д.Бальмонта; чтобы облагородили этот, оставшийся от усадьбы парк, чтобы в городе был создан музей К.Д.Бальмонта. Эти вопросы выдвигались каждый год на протяжении проведения Бальмонтовских чтениях, стал подниматься вопрос и о перенесении праха поэта из Франции. Что за эти 17 лет сделано?
Усилиями общественности повешены мемориальные доски на школу №2 и дом на Садовой 15, где родился Бальмонт. Парк облагораживался опять таки силами энтузиастов восстановлены могилы его родителей на погосте при церкви в Якиманне. Начался детский фестиваль «Солнечный эльф» проводится он более 10 лет, более 480 юных чтецов в 2005 году приняло в нем участие. На этот фестиваль приезжали представители разных районов и областей, многие из них были восхищены, мечтали бы принять участие в фестивале, однако это еще не возможно из-за организационных трудностей не потому что город не хочет, а потому что не хочет этого область. Председатель областного комитета культуры предлагает, считает что дело стоящее, методический совет областного комитета культуры одобрил и рекомендовал чтобы это проводить в областном масштабе, но на паритетных основаниях, меньше 100000 рублей мы связываться не будем. Если город 50000 вкладывает, то область 50000 добавляет, то получается областной детский фестиваль. Понимаете, что для такого небольшого городка как Шуя 50000 сумма неподъемная. На юбилейный десятый фестиваль город смог выделить всего 1500 рублей…
Что касается музея то несколько лет назад, то при объединенном Историко-художественном городском (краеведческом) музее Шуи был создан отдел, который занимался сбором материала и популяризацией творчества Бальмонта. В отдел был принят работник, который стал заниматься исключительно судьбой и творчеством, материалами о Бальмонте, и материалы в общем-то пошли, однако отдел не являлся юридическим лицом, он был в составе общего музея. И когда стали появляться инвесторы, они стали говорить – у отдела нет своего счета, нет печати своей, статуса юридического, и разговаривать с объединенным музеем, а проблем, как известно у него тоже много, финансы могут уйти на ремонт крыши в другом здании, на ремонт отопления, которое прорвало, экспонаты могут уйти совершенно в другой отдел. Например, делается какая-то выставка, посвященная той эпохе, то эти предметы, на них же не написано, принадлежали они Бальмонту или нет они могут в интерьер той эпохи пойти, все это может внутри музея перебазироваться, музей имеет такие права таким образом стал вопрос о том чтобы создать отдельный музей, юридический самостоятельный. В прошлом году, на заседании Щуйской городской думы, мы выходили с этим предложением, убедили депутатов заседателей, что нужно создать новый музей, выделив его. 30 июня 2004 года, на заседании городской думы решение было принято, а 19 августа было зарегистрировано муниципальное учреждение культуры – Музей К.Д.Бальмонта. с тех пор музей начинает работать. Ему передают здание. Это здание выбирали много лет. Сначала его хотели организовать в доме на улице Садовой 15 где жил Бальмонт но поскольку там проживает очень много людей, и адрес Садовая 15 имеет целых 3 здания, люди имеют части своего жилья во всех зданиях, выделить там очень тяжело, придется выделять не менее 8 квартир причем не где угодно а там где захотят люди. А хотят они очень многого, например, живут в двухкомнатной квартире без удобств в этом доме, они хотят переезжать в аналогичную квартиру со всеми удобствами большей площади, они требуют 4-х комнатную квартиру. Вопрос завис и тогда город подыскал дом подрядчика земельных, инженерных работ Ермилова, для того чтобы в нем разместить музей. Этот дом находится по адресу г. Шуя, площадь Революции д.8. Дом построен в стиле модерн, очень неплохо сохранился, внутренние лепные украшения, камины находятся на 90% в первозданном виде. Требуется большой ремонт кровли, поскольку она местами течет. Здание переданы на баланс не полностью, передан вес второй этаж, (для того чтобы в нем разместить музей) и частично первый этаж, остальное находится в аренде у арендодателя у МП ЖКХ. 10 лет назад в этом помещении прекратил свою работу детский сад и 10 лет после того это помещение не использовалось, в нем висела краска бахромами, разбитые стекла и т.д.. Пришлось многое восстанавливать, хотя бы для того чтобы можно было проводить Бальмонтовские чтения, праздники. В день музеев 18 мая состоялась первая акция – дар музею, туда были приглашены и губернатор области и председатель областного отдела культуры, городские учреждения и предприятия, организации и в этот день музей получил первые дары – в том числе дары из Москвы и от шуйских и ивановских дарителей. В этот день музей обрел «лик» своего хозяина – бюст К.Д.бальмонта исполненный С.М.Кулешовым, скульптором из Нижнего Новгорода, это очень удачный бюст, музей получил в этот день пианино, на нем уже исполнялись музыкальные произведения на стихи Бальмонта, то есть сразу же музей стал обрастать каким-то имуществом. Проблемой является то, что здание не стоит ни на какой – ни на местной, ни на региональной, ни на федеральной охране. Заказана документация по ремонту кровли, за нее заплачены деньги, большие деньги, более 30 тысяч, но они находятся на экспертизе, а экспертиза не делается, потому что нет справки из областного управления культуры, о том, стоит ли дом на охране, от этого зависит, коэффициенты сметной документации. И прочее, прочее. Экспертный совет областного управления культуры рассмотрев документы, поданные по этому зданию, абсолютным большинством голосов, всего один воздержался 13 проголосовали за, что это здание является достойным памятником, оно должно быть на региональной охране, но после этого В.Г.Добролюбова сказала, зачем мы себе такой хомут берем на шею пусть город Шуя, давайте мы рекомендуем взять его на местную охрану, неизвестно после этого, какое решение принял экспертный совет и комитет по этому зданию и нужно это решение вписать в документ для проведения экспертизы. В настоящее время рассматривается вопрос о выделении средств на ремонт кровли. По смете ремонт кровли, крыши и перекрытий стоит один миллион шестьсот шестьдесят семь тысяч с копейками. Эту сумму по дополнительным расходам областного бюджета нам готово предоставить депутат законодательного собрания, член попечительского совета музея Акимова Елена Ивановна, но второго июня должно было состоятся это заседание депутатов, оно не состоялось из-за отсутствия кворума, теперь оно назначено на 14 число, если вопрос решится положительно, то документация есть, деньги предусмотрены и работы по кровле в основном будут завершены. А на следующий год будем пытаться включится в другую областную программу, если у нас будут на руках козыри выйдем и на программу федеральную, или по памятникам, либо по созданию и реконструкции музеев, любую профильную нам программу, или посвященную писателям эмигрантам, или по зарубежью, или по серебреному веку, или поддержку новых начинаний, но основным критерием утверждения проекта, к которому мы будем стремится, все же является помощь региональных и местных властей если помощь есть, помогает уже и Федерация. Если у нас все это сложится, то начнутся работы и внутри здания, проектная документация сегодня для этого уже делается. К 2007 году, когда исполнится 140 лет со дня рождения К.Д.Бальмонта мы должны этот музей хотя бы на 90% сделать. Я бы наверное был бы великим мечтателем, если бы думал, что мы на все 100% успеем все сделать.
Ст.А. Какова с вашей точки зрения основная проблема новосозданного музея?
Основная проблема музея – это отношение города к музею, то есть, в городе борется два направления: некоторые считают, что музей надо перевести обратно в ведомство краеведческого музея, где он существовал как отдел, а это здание продать с аукциона, причем его озвучила первый заместитель главы администрации города. Карягина Наталья Владимировна. Вот здание передано музею, но если музей ничего не сделает, за какой-то период, то будет основание его забрать, «спасти» тем самым от разрушения и приватизировать. Кандидат на это есть, это орендатор низа здания первого этажа, где находится ресторан. Это Наумов Олег, который открыто заявляет — Я бы купил все здание под ресторан с номерами так что есть выжидающие. Областное управление культуры, которое в лице председателя областного управления культуры, заместителя главы области, Веры Геннадиевны Добролюбовой говорит что у нас нет законных оснований помогать созданию музея К.Д.Бальмонта, что музей является муниципальным и, следовательно, муниципалитет должен все это делать. Моя встреча с губернатором области Тихоновым Владимиром Ильичом, я поставил этот вопрос – нужен ли области Бальмонт?! Любой ответ я бы воспринял как ответ. Владимир Ильич сказал, что нужен Бальмонт, и он заинтересован в том, чтобы музей Бальмонта состоялся. В таком случает я не понимаю ответа начальника управления культуры которая всячески старается свалить все это на местные власти, которые выжидают – что у нас ничего не получится и его отобрать! И он мне посоветовал работать с Верой Геннадиевной. После выхода ее из отпуска я с ней буду в этом направлении работать… Буду с ней встречаться, говорить, убеждать, хотя она является председателем Бальмонтовской комиссии.
Другая проблема в том, что музей не имеет ничего; то есть город выделил здание. Директор музея не получила ни стула, ни стола, ни табуретки, собственно ничего и вот когда были дарения она была очень довольна, что ей подарили стол, что я дал несколько столов, стулья, что подарили пачку бумаги,
Ст.А, каким же образом те экспонаты, которые предоставлены вами лично в краеведческий музей, как же сделать так чтобы эти экспонаты обрели свой приют в новом музее Константина Бальмонта.
Вопрос здесь не простой, существует ряд регламентирующих хранение экспонатов, являются ли они муниципальными, региональными, федеральными, закон для всех, для этого должны создаваться необходимые условия то есть помещение, специально оборудованное, находящиеся под охраной, условие хранения — температура, влажность и т.д.. В настоящее время так как, я говорил, здание 10 лет не использовалось, и музей только начинает жить, этих условий там нет. Их и не будет, пока не будет отремонтирована крыша и не начнется отделка внутри. Поэтому экспонаты, находящиеся в краеведческом музее, переданные под музей Бальмонта, подаренные обжественности или отдельными людьми, купленныемузеем, они не могут в настоящее время находиться там и потому вынуждены находится там, где есть соответствующие условия. Потому комнаты-хранилища мы должны делать в первую очередь, конечно нужно больше внимания уделять связям с различными фондами, которые, получать какие-то гранты, попросить гранты на издание музеем каких-то книг, на издательскую программу музея, первая брошюра уже выпущена, в следующем году мы планируем еще три издания, не знаю как это получится, хотелось бы чтобы получилось, с авторами переговорено, они все готовятся, будем развивать контакты, связи с людьми, которые имеют либо воспоминания, о Бальмонте, либо какие-нибудь материалы, либо могут довести наши нужды до людей которые могут чем то помочь. Поскольку Бальмонт это – невспаханное поле, не исследован ни жизненный путь, ни биография полностью.
Ст.А. А монография П.В.Куприяновского?
Видите ли, это монография не отражает хронологически.
Ст.А. То есть, насколько я понял, монография Куприяновского и Молчановой «Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба» книга издана при вашей, насколько я помню, спонсорской поддержке, издательством «Иваново» в 2001 году
— Да. Дело в том, что Павел Вячеславович готовил эту книгу на основании тех документов, которые, он смог на тот период найти. Масса документов не найдена, необработанно, и потому книга будет со временем дополнятся, уточняться, поясняться. То есть эта работа идет. В Иванове при гос. Университете создан Бальмонтовский который изучает творчество и путь Бальмонта, там есть штатные люди, которые занимаются этим, и изучают и биографию Бальмонта и где путешествовал, где когда был, где что написал, где что издал, поскольку очень многое разбросано по миру. До сих пор не выяснили некоторые его родственные связи. В связи с родовым древом Бальмонтов тоже есть вопросы, которые нужно разгибать, эти знаки вопросов. Работы непочатый край, в частности в русле собирательства. Музей безусловно ценен том что есть мемориальные вещи.
Не только мемориальные, но и прижизненные издания. Музей замышляется не только как музей Бальмонта, хотя это основа музея, но мы думаем благодаря имеющимся площадям расширить его в литературный музей, чтобы наши местные поэты писатели под эгидой Бальмонта могли бы завоевать себе тоже популярность, выступать, это важно для города, поскольку в Шуе литературное объединение существует, есть и писатели шуйские и поэты, неплохие, которые и в областных сборниках публикуются. Мы хотим… музей – это не застывшая догма, которая показывает то что было, музей должен развиваться.
Ст.А. К юбилею можно было сделать книжку поэтических посвящений поэту, сделанных его современниками. И вот такая книжка была бы возможным как венок памяти.
Любовь Бальмонт – это возможно в том случае, если будут иметься прижизненные издания, потому что в переиздании эти посвящения к сожалению, снимались. Но эти посвящения есть и у нынешних наших шуйских. Они звучат и на Бальмонтовских чтениях и «Солнечном эльфе», на детском фестивале, дети пишут стихи. В принципе это возможно.
Хотелось бы чтобы средства массовой информации такие как ТВЦ, говоря о Бальмонте, не допускали оплошностей. Бальмонт умер в собственной квартире в Нуази ле Гран, но не в старческом доме, как, к сожалению, прозвучало. Такие ляпсусы в отношении биографии Бальмонта встречаются довольно часто.
Ст.А. Вот интересна эта тема ошибок, вы не могли бы привести еще пример таких ошибок?
Я бы привела пример, к сожалению не точно помню название газеты, где говорилось что Бальмонт, в молодости разругавшись со своей матерью больше не поддерживал с ней отношений. Читая книгу воспоминаний второй жены Бальмонта, Е. Андреевой Бальмонт, можно увидеть, что Бальмонт из всех своих путешествий писал подробные письма матери, присылал ей какие-то подарочки, то были знаки внимания… существует публикация двух ранее неизвестных автографов Мирры Лохницкой, подарившей эти книги с автографами матери поэта, Евгении Николаевне Лебедевой-Бальмонт… Кроме того в той газетной публикации в газете было написано что Бальмонт был единственным сыном в семье, в то время как в самом деле их было в семье семь сыновей и у каждого была своя судьба…
Я хотел бы добавить что Бальмонтовский фестиваль, и Бальмонтовские чтения, который начат 17 лет назад, в 90-ые годы доходило до 250 человек, в этом году приняло участие более 70 человек. Люди готовы ехать со всех концов России и из-за границы. 70 человек это предел того, что может вместить зал, который есть на сегодняшний день у музея, хотя по проекту там будет больше зал, вмещающий больше человек. Конечно центральный вопрос о финансировании, хотелось чтобы город повернулся лицом, конечно 1500 рублей на такое мероприятие от города – это не серьезно, это все понимают. Пускать все на произвол – дадут, не дадут, тоже не правильно…
Ст.А. А может быть имеет смысл обратиться через Московскую прессу всероссийского значения, и обратиться с публикацией расчетного счета музея? Существует ли расчетный счет музея?
Да существует, существуют реквизиты. Публиковать счет безусловно надо но больше нужно публиковать деятельность – что мы хотим, что мы делаем, как мы делаем; и чем люди могут помочь в этом деле.
Ст.А. Вот только что прошли Бальмонтовские встречи на Шуйской земле 12 июня 2005 посвещяется 138 годовщине со дня рождения поэта здесь в шапке буклета написано, что это муниципальное учреждение культуры Музей Бальмонта; Шуйский гос. Педагогический университет.
Муниципальный!
Это же была не только встреча… Думаю, это не так скромно должно звучать. Фактически же это была научная конференция, с участия профессоров, кандидатов наук, и названия в дальнейшем, тоже должно звучать, как научное, или научно-практическая конференция.
Действительно так было… Безусловно если это требуется для имиджа, то можно назвать и более красивей…