О «СЕРЕБРЯНЫХ МОНГОЛЬФЬЕРАХ» ЕВГЕНИИ КРАСНОЯРОВОЙ

В основном поэтическом слое Одессы, который, собственно, держит литературную ситуацию в городе, звучно имя Евгении Краснояровой. В 2008 году она заняла первое среди поэтов-одесситов место на Международном ежегодном фестивале русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии», который проходил в Одессе, получив титул «Королевы поэтов».
Принадлежа к молодому поколению пишущих, она, тем не менее, уже обладает жизненным и творческим опытом. Ею немало пережито и немало сотворено поэтических строф.
Конечно, говоря о её произведениях, прежде всего хочется сказать, что одной из основных, доминирующих черт её поэзии часто становится трагизм, ощущение себя на грани бытия, когда человек уже заглядывает в бездну… «И безнадёжность ищет слов» – такой эпиграф из Марины Цветаевой взяла Евгения к одному из ранних своих стихотворений.
Неотъемлемое качество поэта Е. Краснояровой – это, конечно, культура стиха, летящая, полётная свобода культурных реминисценций. В её стихах, бывает, даже осуществляется посмертный «диалог» с классиками: например, на строку Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить» Евгения создаёт поэтический ответ: «Не получится – просто, мудро, / Без тревог под весёлый плеск / Золотых и беспечных кудрей / Слушать тихий поленьев треск…». Но куда чаще, вне всяких реминисценций, её чувство и мысль уверенно идут по тропинке непосредственного жизнеощущения. К примеру, она может столь непринуждённо поэтически заявить: «В моих жилах течёт животворная смесь / Коньяка, никотина, октябрьской ночи / И чего-то такого, что очень непрочно, но чего-то такого, что было и есть…». Кроме откровенности тут чувствуется ещё чуткое прислушивание к миру, а степень пристальности его – вопрос глубины, создающей личность. Её обобщения, без которых непредставима настоящая поэзия, естественны и образны: « … и трамвая последнего жалобный лязг / Пролетит и погибнет на чьей-то конечной. / Город спит. Он устал от разборок и дрязг, / И мечтает забыться навечно…». Красноярову хочется цитировать потому, что она поэт не внешне, а внутренне афористичный: «…Я могу только в раны и шрамы одеться / И с ветрами бродить по пропащей земле…». При неизменном трагическом камертоне и достаточном разнообразии строфических рядов, перед нами, несомненно, стихотворения музыкальные; их музыка достаточно проста, как прост и лексикон поэтессы, не её самоцель – множество неологизмов…
Порою из стройного изящества вырастает сходство с Серебряным веком: «Ночь – бесконечность. Ещё – бесконечность. / Тает свеча на подмостках стола. / Слабый огонь превращается в вечность / И растворяется в теле стекла….» – разве не звучит здесь мотив тонкий, по звучанию волошинский, а вовсе не пастернаковский, где «Свеча горела на столе»!? И уже кажется, что тут свеча, подобно «Лампе Психеи», тает, как и душа самого поэта, стоящего на подмостках мира, пред печальным взором которого в чёрной глуби неба разверзаются тайны Вселенной…
Есть у Е. Краснояровой некоторая самоутверждённость, твёрдость, уверенность. Лишь иногда её лирической героине для развития диалога нужен ещё лирический герой, который тут же рождается навстречу её слову, и также органично внезапно исчезает в следующем стихотворении. Не даром одесский психолог Татьяна Горина сказала, что Е. Краснояровой «присуще сильное, трезвое самоощущение; она умеет выразить мир на разных планах и уровнях. Это редко встречается по-настоящему сегодня…»
Порою она пишет от лица мужчины: «Словом взламывая асфальт Вселенной, / Я понимаю, что здесь я пленный…/ Такой же тленный и преходящий, /Как всё земное, как клён скорбящий…». Здесь эта черта видится как признак волевого начала. Вспоминаются слова А.Блока, который долго не хотел высказывать своё мнение о молодой тогда Анне Ахматовой. И когда всё же настояли, чтобы он высказался, Блок ответил: «Она пишет стихи, как перед мужчиной, а надо писать – как перед Богом». Я подозреваю, что, говоря так, Блок, возможно, имел в виду высоко теургические стихи  А. Белого и     Вяч. Иванова, поскольку у самого Блока мало теургических стихотворений. При вечернем, лирико-таинственном строе его поэзии, Блок чаще всего брал и развивал обыденные темы, и хорошо, если в них, в силу его таланта вырастала тень лирической тайны.
Е. Краснояровой свойственно душою подходить вплотную к лирико-философским мотивам. Это иногда проявляется просто в её образном видении, где могут быть – «трёхглавые мышцы печали» или поэт может внезапно превратиться чувством своим… в архитектурную деталь – в эркер, и когда создан этот антропоморфный образ, – уже «…химера живет (у неё) на плече, / А Луна на плече у Химеры». При этом у образа есть даже конкретная музыкальная означенность, он для автора «еле слышно звучит в соль-диезе».
Можно ли назвать поэтическую книгу «Серебряные монгольфьеры» Е. Краснояровой исключительно смысловой? В приглушённом свете вышесказанного это было бы несправедливо. Сборник как раз силен цельностью, он совмещает в себе и культурную оснащённость образов и свободную повествовательность их выражения, и трагически щемящую ноту Души ощущающей, и редкую всеохватность взгляда во Вселенную; взгляда, стремящегося в Бесконечность. И ум, и сердце проявились в «Серебряных монгольфьерах», прошли серебряной лунной дорожкой к вечным загадкам бытия и мира, которые у каждого творца выражаются по–особому, по-своему, если он обладает не измышленным, а естественно рождённым, от Бога данным Талантом.
Эта книжка – первая в уже немалой творческой биографии поэта. Были и поэтические, и литературно-критические выступления и в одесской, и в киевской, и в московской большой и малой периодической печати. Однако чаще всего бывает так: чтобы выйти в совершенно новый период, поэту необходимо взглянуть со стороны на свои творения, оттождествиться от них, и потому первая книга, с которой мы поздравляем её создателя, существенно и явно необходима… Пусть воздушный шар – монгольфьер её судьбы и далее устремляется через дождевые облака земных печалей – к вечноликому и яснозримому Солнцу!..

Станислав Айдинян,
член Союза российских писателей,
член Конгресса литераторов Украины,
член правления Международной ассоциации содействия культуре,
искусствовед, вице-президент Творческого союза профессиональных художников