«Из дальних странствий возвратясь…» 2012

Вернисажем «Из дальних странствий возвратясь…» встретил Творческий союз профессиональных художников Новый 2012 год в залах Государственного выставочного зала «Творчества» на Таганке в Москве. Было представлено девяносто восемь работ сорока четырех авторов.

Каждое странствие, путешествие – это обновление души. Если же это душа художника, то впечатления обновленной и удивленной души проявляются в свете и цвете, графически выраженными и художественно оформленными. Сколько людей – столько мнений, и сколько художников – столько палитр и взглядов.

Творческий союз профессиональных художников – организация очень массовая, географически «распространенная», включившая за последние годы в свои ряды творцов кисти и пера России да и многих зарубежных стран.

На этой выставке живописи и графики очень ярко, как и на других предшествовавших выставках ТСПХ, сияла звезда художника Владимира Лаповока. Особенно впечатлял его холст «Севилья. Пасхальное шествие»: католическая процессия несет большое распятие… Монахи в островерхих балахонах, со свечками в руках. Основное настроение полотна – пугающая таинственность этого крестного хода… Вечернее освещение, долгая и довольно стройная толпа монахов, по линии которой строится перспектива – вот основной визуальный «камертон» изображения. Испания — это особый колорит суровой религиозности, в которой больше фанатической серьезности, чем, например, в соседней Италии, а тем более во Франции…

Также в реалистической колее подает свое впечатление о путешествии Сергей Кузяков. Он также известен своими зарубежными по тематике произведениями, участвовал, в частности, в выставке в том же зале «Творчество», посвященной деятельности Российско-итальянской академии Феррони, тогда представлял свои виды Италии… Теперь его премьера – Хорватия — «Собор в Курчуле». Мастерство С. Кузякова часто проявляется в том, что он не столько подает сам архитектурный памятник страны, а более сосредотачивается на его детали, нюансе, на том, как проявляет себя светотень – в нынешнем нашем случае – причудливо-линейная тень жилого дома, падающая на стену соседнего христианского храма… Что касается полотна «Вечер. Бухта Цавката. Хорватия» то в нем наблюдается мягкость, классичность, теплота, покой морской бухты с лодками,

Талант Кузякова чем-то сходен с талантом классика русской живописи — с Верещагиным, и это что-то скорее всего сконцентрировано не в художественной манере художника, а в желтоватом, немного «песочном» освещении…

Совершенно иное впечатление оставляет синяя гондола с холста Татьяны Михайловой «Утро. Венеция» (1999) — тут достигнута редкая цветовая цельность, на холсте — неповторимая синь венецианских сумерек, — такой она бывает перед утром… Т. Михайлова тоже пленена красотой Италии; и если С. Кузяков – лауреат диплома Российско-итальянской академии Феррони, то Татьяна Михайлова – ее действительный член, ей звание присуждено за итальянскую серию картин, из которых, в частности, нам известно и лирическое полотно «Памяти Феллини» (2004), также показанное и здесь и на ряде московских выставок.

 

Отметим и то, что итальянская Венеция нашла отражение еще на некоторых из представленных работ – упомянем Валентину Гриценко, которую тоже очаровали гондолы, но они у нее другие, название ее холста «Венеция. Туман», и действительно тут гондолы в легком мареве тумана, хоть и явственны в водах от гондол отражения…

 

Есть на выставке и не вполне реалистические работы, такие как два полотна Владимира Лещенко горной тематики. Возьмем его холст «Алтай. Седловина». Этот «альпинистский» пейзаж издали напоминает – то вал гигантской океанской волны с белым буруном на гребне, то ли это сложный облачный мираж… Но, как известно, в горах много причудливо-иллюзорного… Горная пустыня таит свои визуальные «искривления», особенно если горы покрыты льдами, как в нашем «высоком» случае… Второй холст В. Лещенко аналогичен по подаче и свето-цветовым особенностям.

 

Графической серией небольших видовых листов порадовала зрителей Татьяна Малюсова, заслуженный деятель ТСПХ. В цикле характерна, например, миниатюрная графика «Старый цирк в Мармарисе», где юго-запад Турции «предъявляет» свои античные древности – изображен римский амфитеатр… Тут очень хороши ветровые «уклоны» деревьев… Изображение очень живое, естественное. Да и другой лист серии «Эвкалипты на набережной Лимассола» на кипрскую тематику- тоже можно рассматривать как графический путевой этюд. А вот в работе без названия, которую Т. Малюсова представила как образец своих творческих опытов в технике холст-масло, видится определенный спонтанный японизм, хотя существует мнение, возможно обоснованное, что так художница видит крымский пейзаж…

 

Отметим участие в вернисаже одного из лучших маэстро кисти ТСПХ Вячеслава Деревянко – художника и педагога, который показал свою «атмосферную» работу «Небо над Софией», а также пейзажи «Дания. Хорстен», «Нил в Каире», «Балчик. Тихая гавань». Очень разнообразит вернисаж своей контрастностью цветов пейзаж Михаила Рудника «Дрезден. Торговая улица», в нем доминируют желтые и зеленые тона, это очень профессионально выверенное, убедительное полотно.

 

Есть на выставке немало маринистических путешествий, воплощенных в картинах, таких как, например, турецкая по тематике работа «Срезидемноморье. Путь в Аланию», где художник Михаил Муляр изобразил двухмачтовое небольшое морское судно с убранными парусами, с турецким флагом, идущее на моторной тяге. Буруны из под бушприта говорят о движении, а вот моряков на борту, кроме темного силуэта у штурвала не видно…

 

Еще более мечтательна, тонка, работа Аллы Григорчук «Панорама Каторской бухты», — волшебно сказочны и холмистые горы, и их отражение в спокойной глади залива, и четырехмачтовая шхуна, и домики на берегу – здесь все тихо и мягко сказочно… Сходна с ней по направлению, настроению и манере работа Владислава Симонова «Греция. Уранополис», может быть она только чуть более «пристальна» в изображении набольших судов, но волшебства в ней меньше, а фотографичности чуть больше.

 

Крымский «Вид на гору Хамелеон» акварельно дополняет выставку. Его создала известная поэтесса, держатель известного московского литературно-художественного салона Татьяна Баум, ее кисти принадлежит цикл подобных работ, также показанных на вернисаже…

 

Разговор о выставке будет неполным, если мы не скажем и о разделе арт-фотографий, представленных в первом зале. Известный фотохудожник Александр Гусев, известный многообразной разработкой крымской тематики, на сей раз выступил жрецом восточной экзотики. Показателен его урбанистический фотопейзаж «Катманду. Дерево». На улице в Непале, в городе-столице страны, в Катманду – дерево – старое, с целым сплетенным «миром» обнаженных корней, по своей природе нереальных, фантастичных… Там же, в Непале, А. Гусев разглядел объективом фотоаппарата «Харчевню» в городе Бхактапуре, это уже не просто пейзаж а своеобразная жанровая восточная сценка с участием непальских старцев. Очень лирична и гусевская «Тайна двери», это арт-фото сделано в столице Индии, в Дели. Сколько поэзии и в обшарпанных, одновременно ярких стенах здания, и в самой двери, в которую входили еще в позапрошлом веке, а может быть и раньше… Дверь приоткрыта – Гусев приоткрывает нам тайны Востока, заставляет последовать туда, за горизонт, за ним…

 

Выставка не только рассказала о странствиях и путешествиях художников, но и раскрыла в очередной раз большое тематическое и стилистическое разнообразие, которыми обладают сегодня те, кто объединились в Творческий союз профессиональных художников и продолжают успешно свое творческое развитие, раскрывая свои таланты, не останавливаясь на достигнутом…

 

Станислав Айдинян,

искусствовед, вице-президент по связям с общественностью  Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной ассоциации содействия культуре, член Союза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины