К 60 ЛЕТИЮ ПОЭТА АЛЕКСАНДРА КАРПЕНКО

 

Во времена Серебряного века во главе поэзии России молва ставила К.Бальмонта, позже Иг. Северянина, их называли «королями поэтов». Потом пришло время авангарда. Председателем земного шара объявил себя В. Хлебников, но потом сам назначил массу деятелей искусств тоже председателями. В советскую эпоху писатели были формально равны, их союзы возглавляли партийные генералы, ни королей ни председателей меж ними уже не было, были «секретари». И вот пролетели, улетели за горизонт царские, потом советские годы, умерли даже самые популярные и известные поэты. А потом… Среди множества разномастных поэтов выделился ярко поэт-лирик Лев Болдов и до своей смерти он явно среди известных лириков-современников одно время лидировал. И вот, и его не стало. Далее, по моему мнению, очень сильным поэтом-лириком в современной русской поэзии Москвы стал Александр Карпенко. Это не значит, что рядом с нами нет талантливых и талантливейших других современников. Я говорю о своеобразном главенстве Александра в нашем, довольно широком литературном кругу, и именно как лирика. При том он не остался поэтом, который проявил себя на энергии роста в молодости и угас, как то было со многими шестидесятниками. Несмотря на ранение на Афганской войне он не стал поэтом, жрецом одной военной темы. Его первенство среди многих достойных заключается именно в редкой прочности и лирической цельности стиха. Его, безусловно экспромтальные стихотворения имеют свободное, легкое дыхание, даже когда говорят о всемирном, всечеловеческом, вселенском… А они об этом действительно говорят. Слова его, бывает, обретают в поэзии многозначность, и в сюжетном отношении его стихи тоже полновесны и полноценны. В них есть вступление, развитие, завершение… Это не значит, что он не мог бы писать современные густометафорические стихи, где форма затапливает бурным и темным потоком содержание. Мне кажется, мог бы. Но это не его природа. У него другой, более живописный, даже в преимущественно ментальных стихотворениях, горизонт. Для меня Александр наиболее продвинут и осуществлен как поэт именно в философской лирике. Простота этой лирики обманчива, в смысловом отношении стихи А. Карпенко многосложно сотворены именно в темпераментном потоке лирического чувства, соединяющего и разум и сердце!..

Приведу два лирико-философских стихотворения поэта. Они подтверждают, по моему мнению, вышесказанное, и говорят сами за себя…

 

Станислав Айдинян,

действительный член Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», заместитель председателя Южнорусского союза писателей, член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых.

 

 

Александр Карпенко

В темноте, где словно ни души…

***

В темноте, где словно ни души,

Серп луны срезает камыши.

Только в глубине, над камышами,

Ночь шуршит летучими мышами.

И глухую, тихую обитель

Прорезает мышь, как истребитель.

 

Беспризорны улицы давно.

Только нам, не спящим, всё дано.

Мир безмолвен, словно в день творенья.

Пишут звёзды нам стихотворенья.

Словно бы, усевшись на поляне,

Спрашивают: «Как вы там, земляне?»

 

Спит в ночи, отбросив жизни груз,

Звёздный наш ребенок – Иисус.

Раньше я не спал, случалось, сутками;

Плавал по озёрной глади с утками.

Мыслящей тростинкой камыша

Слушает Вселенную душа.

 

***

Стремится сердце сбыться на века,
Рекой судьбы во времени продлиться.
Любовь не знает имени, пока
Разлука не очертит ей границы.

Пока дыханье не раздвинет рай
До теплоты, до правды, до предела,
Непросто нам увидеть этот край,
Где ангелам даны душа и тело.

Но, перейдя незримый Рубикон,
Вдруг сознаёшь как истину простую,
Как много у глубинного имён,
Которые не произносят всуе.