Московский художественный театр «Параджановское фойе»

 

С чего может начинаться театр, имеющий название — Московский художественный театр «Параджановское фойе»?. .Помнится, первый опыт театра в фойе принадлежит знаменитому Юрию Завадскому… Театр, апеллирующий к имени великого кинорежиссера и художника-коллажиста  Сергея Паражданова, должен начинаться с… Параджанова?..

На Каширском шоссе, где на улице Москворечье, 43 находится основное помещение театра, мы сначала, пройдя гардероб, вместе со зрителями, попадаем в фойе, где оказываемся…  в параджановском мире, в мире его особой стилистики – в царстве коллажного многоцветия, бьющем роскошью богатстве и многообразии материалов — материй, бус, бисера — но, видя часто вставленный в коллажи  фотопортрет С.Паражданова, мы догадываемся, что автор вовсе не Параджанов… Это своеобразный музей его стиля, кем-то талантливо воспринятого и воссозданного…Однако рядом, на стене, видим и немалый ряд репродукций с подлинных художественных работ самого Паражданова…

Так вот в чем дело… — в фойе кто-то «ИГРАЕТ» Паражданова, играет тонкую струну его богатого, бьющего через край восточного темперамента, и, играя, создает музей его орнаментально-духовной сути. Это музей своего рода памятник великому мастеру, снявшему «Цвет граната», «Сурамскую крепость», «Тени забытых предков»… И создан он руками основателя и художественного руководителя театра Владимира Габбе

Теперь о спектакле, который я «наблюдал» в небольшом, камерном зале театра. Спектакль создан по мотивам двух пьес Марины .Цветаевой «Феникс» и «Приключение», при жизни Цветаевой они не ставились. Название — «Последняя ночь Казановы» хорошо отражает содержание — Цветаева рисует знаменитого сокрушителя сердец, жизнь которого была золотою цепью эротических, любовных авантюр, осуществленных— молодым горящим жизнью человеком,— таким Казанова предстает в первом акте,  потом, во втором акте, мы видим его уже в старости, когда от огня остались угли… Но на угли, почти совсем отгоревшие, — роковым  ветром Судьбы — в последний раз подуло юностью: в Казанову влюбляется полуребенок, тринадцатилетняя девочка,. И, вдохновленный этим последним даром, Казанова в новогоднюю ночь бежит прочь из замка, где к нему относятся как к выжившему из ума старику… Героика, столь характерная благородному, патетичному перу Цветаевой…

Владимир Габбе, выступает и в качестве режиссера-постановщика и как исполнитель главной роли, и сам играет Казанову… Ему удается передать стихию смятенной страсти, сыграть изящного, и вместе с тем умудренного, постаревшего бонвивана осьмнадцатого столетия… У него очень выразительные, подвижные глаза…. Многие сцены с его участием столь картинны, что просятся в рамку… Образ Казановы ему театрально помогают создать воплощения разных ипостасей женственности, проще говоря — окружающие его женские характеры — Генриетта, о ней ремарка Цветаевой— «лунный лед», Мими — по Цветаевой — «вся молодость и вся Италия» и последняя, Франциска — «дитя и саламандра, прозрение в незнании». Франциску и Генриетту играет Л.Габбе, Мими — А.Бугрова. Их многогранная и, может быть, даже слишком определенная женственность, весьма оттеняет игру главного героя… Ему учтиво, с большим тактом сопутствует актер С.Санцевич, играющий слугу Ле-Дюка…

Что замечательно, — декорации спектакля выстроены опять таки в эстетике Параджанова… О них после спектакля Вл.Габбе сказал, что это уже традиция — многие спектакли намеренно идут в такой, определенно параджановской визуальной эстетике…Совершенно пленительны костюмы персонажей. Их с большим вкусом выполнила Анна Усанова. Остается только порадоваться, что в столице, сравнительно недалеко от станции метро Каширской, существует столь своеобразный творческий родник театрального искусства, в отражении которого притекают к зрителям пьесы — «Виват, маэстро!» К.Демариньи, «Костюмер» А.Чехова, «Комения Чувств» Ива Жамиака, «Милый лжец», Д.Килти… Эпиграфом ко всему репертуару театра Вл.Габбе выбрал слова С.Параджанова — «Я благословляю путь, который приносит театру радость, поиск и новую поэтику!..»

 

Станислав АЙДИНЯН