О рассказе Людмилы Крыжановской «Божья милость»

 

Рассказ Людмилы Крижановской написан, как говорится «на нерве», он психологичен, насквозь жизненен и реалистичен в драматическом смысле этих слов. Казалось бы, жизненная ситуация уличного нападения пьяного разозленного мужчину на женщину дана просто, без прикрас. Но именно в этой реальной, неприукрашенной прозе светится основа психологической правды, заложенной автором невольно в повествование, которое из-за раскаленности действия кажется динамичным, стремительным, и психологические мотивы героев даны вполне подробно и обстоятельно… Сколько подобных случаев свершалось в истории на всех континентах Планеты, нет страны, где бы подобного не происходило в свое время и в свой час. Тут абсолютная вневременная актуальность. И оттого возникает чувство неотвратимости повсеместно сходно происходящего, поскольку жестока инстинктивная природа человека, не защищенного от самого себя религией, заповедями и культурой, воспитанием. Людмила не морализирует, не анализирует, она трагически показывает ситуацию как писатель-новеллист, как рассказчик. И в этом плане она писатель-свидетель, обращающий внимание на опасность, существующую в вечерней, ночной повседневности для женщин, возвращающихся поздно в тихий уют своей жизни, в которой живет Красота, над которой — свет звезд, и Сириус таинственно и волшебно посещает мечтателей своими лучами. Если человек истинно верит, он спасен Милостью Бога, милостью Спасителя… Женщина в рассказе спасена Свыше, но нельзя не отметить и ее личную находчивость, ведь она прикинулась самою Смертью, и позвала потенциального насильника с собою на кладбище!.. И он, видимо, внутренне содрогнулся от такого приглашения, хотя автор и не говорит нам прямо об этом… Тут сильный сюжетный ход, который изобличает в авторе знание жизни. Сама Смерть стала на пути преступника, и вот эту мысль героиня рассказа получила, конечно, Свыше… Ибо с нею Милость Божия, и о ней, об этой Милости — в библейском псалме, который предпослан фрагментом-эпиграфом к рассказу…

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Южнорусского союза писателей, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств.