О спектакле «Мой внук, Вениамин» в постановке Вл. Чуприкова в театре «Турандот»

В новом сценическом «прочтении», под грифом Московского драматического театра «Турандот», поставлена пьеса известного драматурга Людмилы Улицкой «Мой внук, Вениамин». Режиссеру-постановщику Владимиру Чуприкову принадлежит идея постановки, ее практическое осуществление, объединение воедино тех актерских линий действия, которые созданы исполнителями главных ролей. Их немного, этих постоянно действующих персонажей. Но исполнительница главной роли, роли Эсфирь Львовны Брауде, портнихи, Наталья Унгард, действительно более чем убедительна в создании непростого, противоречивого характера своего, основного персонажа. Она не пошла по пути сатирического изображения своей провинциальной героини, хоть такая возможность в тексте была. Напротив, юмористически подчеркивая смешные, изредка нелепые, «подстарковатые» черты бывалой местечковой портнихи, с ее приверженностью ценностям своего городка, актриса темпераментно, выпукло, выделяет игрой ее человечность, теплоту, способность на добрые поступки, на доброе отношение к сироте Соне, на которой так и не женился ее сын… Для нее это трагедия. Она оставляет сироту у себя. И достойно переносит и вторую, очередную трагедию – у ее новоявленной воспитанницы, несостоявшейся родственницы, появляется жених, друг детства — Витя… И тут она оказывается снова, невольно на высоте, но не просто так, а благодаря другому персонажу пьесы – Елизавете Яковлевне Винавер, роль которой убедительно, характерно и основательно играет Татьяна Андреева. Именно она показывает Эсфирь Львовне, что та проявляет звериный эгоизм в отношении своих близких – например, женит по своей воле… Так что – чем дальше длится пьеса, тем режиссеру-постановщику более удается ввести зрителя в мир своих героев, который все более, со второго акта воспламеняется в жизненную, не лишенную юмористических моментов, трагедию. Искренностью, свежестью веет от совсем юного, во многом в силу юности актрисы, созданного на сцене образа Сони, сироты-воспитанницы старой портнихи Эсфири… Она, актриса Яна Висилевская, своей игрой органично еще более  оживляет происходящее. На сцене царит атмосфера взволнованности, приподнятости. Актерам удалось создать очень атмосферный спектакль. И когда автор этих строк сказал бывшему на премьере автору об этом, она согласилась – именно атмосферную пьесу ей и хотелось создать… Людмиле Улицкой

Чего достиг режиссер-постановщик, создавая этот спектакль? Прежде всего, все персонажи играют едино, ансамблево. Главный персонаж, портниха Эсфирь, несмотря на всю мощь своей убедительности и темперамента, не мешает проявится и более скромным по драматургическому значению персонажам. Я согласен с Людмилой Улицкой, отметившей хороший вкус, проявленный и режиссером и актерами, занятыми в этой постановке. Она высказала удивление тому, что эта пьеса, созданная еще в 1988 году, так охотно ставится сегодня в нескольких театрах. Наше мнение – дело тут как раз в доброте, человечности, которые во времена «коммерческого» театра уходят с подмостков, оставляя вместо себя бурлескную наигранную и вульгарную пестроту, за которой зияет бессердечная пустота. Вл. Чуприков прошел как актер большой и театральный и кинематографический путь. Кого только не играл он в отечественных телесериалах и на сценах Москвы. Главное — он доказал свое мастерство режиссера-постановщика, умело воссоздавшего на сцене текст «Моего внука, Вениамина», созданный на жизненном, живом психологическом материале талантливым драматургом Людмилой Улицкой.

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Южнорусского союза писателей, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», вице-президент Российско-итальянской академии Феррони, член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, искусствовед, лауреат литературных премий.