Главная » Статьи » О творчестве Сергея Нежинского

О творчестве Сергея Нежинского

Творчество Сергея Нежинского – одна из новых и достаточно ярких и густо исписанных страниц набирающего известность творческого круга поэтов, живущих у Черного моря на Юге Украины.  Я познакомился с ним в дни создания “Одесской антологии поэзии” (2008), (которую замыслил и осуществил поэт С. Главацкий) С того времени мне хотелось выделить его из круга и “квадратуры” неисякающего в славянском мире поэтико-художественного процесса, поскольку  вижу в нем черты, говорящие о том, что перед нами совершенно определенно выраженное поэтическое дарование.

Если зерно даже попадает в благодатную почву… оно может быть замечено… клювом ворона, и тогда оно гибнет. Однако, оно  может спрятаться в земле, “уйти в себя”, и, оказавшись под “покровами” материи, под покровами бытия, оттуда прорасти.  (Известно, что мудрость – понятие земное, очень земное). И вот, “укоренившись” в жизнь, прорастя в свое “нарастанье”  (рильковское слово!), то зерно дарования  стало зреть. И вскоре мы уже у его ветвей, которые движимы как попутным, так и  враждебным ветрами. Чем же шумят эти ветви?..

Во-первых у С. Нежинского замечается неожиданная и емкая образность, цельность образного строя. Вслушайтесь в такие строки из  стихотворения “Зима” -

“Распахан  лист.
Надменный, как памфлет,
Мой чалый мир в камнях души не чает.
Но карандаш, сосны однополчанин,
Через меня, по памяти случайной,
Выводит срубленной тайги автопортрет.

Нежинский по сути трагичен, как трагичны почти все настоящие поэты ХХ – начала ХХI веков… Ему присуще такое ценнейшее  поэтическое качество, как искренне звучащая взволнованность, без которой мы не слышим “подтекст” сердца, кантилену “подзвучия” стиха. Можно ли это качество подделать? Может быть и можно, но тогда не было бы  этой ненавязчиво созерцательной  стройности в поэзии Нежинского. Вслушайтесь…

Из горла бьёт: «Простор мой осуждён!..»
… И виснет лист, и льётся лес осенний…
Что делать мне, когда в подтёках тени,
Луна, как сердце бьётся в рёбрах крон?

Радостно слушать такую ритмичную, сильную, мускулистую естественность строк… В других же случаях мы отмечаем в них напротив – неспешность, созерцательность, напевность…

В некоторых стихах изысканность отнесений и прихотливость причудливых ассоциаций соседствуют с нотой некоторой малой лексической намеренной “огрубленности”. Но такие примеры редки и оттого приводить их не имеет смысла. Скажем только, что это проявлено в стихотворении “Грозит небесное темнило…” и некоторых немногих других.

Порою же обобщение приобретает вид поэтического “взмаха”, напоминающего глубокие и культурно оснащенные времена символизма -

В ней – золотая мишура,
И сад, и колдовство лампады,
И света бледная игра
На тёмной чешуе ограды.

О, слабоумье тишины!
В твои незримые основы,
Как в музыку, заключены
И суть, и бытие, и слово.

Нежинский рождает философскую лирику, покушающуюся на смыслы подспудных пространств, когда, посмотрев на мир со стороны, – а это умение и есть корень земной мудрости, – поэт восклицает –
О, чуждый мир, ужели мы родня?!

Ты приказал – толочь реальность в ступе,
Ловить кусок побольше в этом супе.
А я ищу, каким таким шурупом
К вещам прикручен принцип бытия.

В письме С. Нежинский пишет, что сейчас разрабатывает изобретенное им литературное и  художественное направление – СТИХОБИОНИКА, оно им сформулировано весной 2009 года. Он пишет: “Название это, являясь сложным словом, происходит от  сочетания двух значений – «стихо», которое говорит о том, что данное явление относится к поэзии и «бионика» – наука, идея  которой принадлежит Леонардо Да Винчи, занимающаяся применением знаний о живой природе для решения инженерных задач. Основной принцип этого художественного направления заключаются в том, что при создании образа, артефакт (предмет или процесс, созданный человеческой цивилизацией) заменяется объектом или процессом живой природы и наоборот. Сходность поиска образа для своих произведений с поиском учеными тех или иных свойств, функций и структур живой природы для применения знаний о них в технических устройствах и системах принципов организации, и натолкнули меня на данную формулировку”.

Он, по его собственным словам, – «Призывает самому посмотреть на мир иначе, ведь иначе он интересней. Это одна из главных тем данного проекта, который называется «ЧЕТВЕРГ ОБИТАНИЯ». Четверг – то, что идет за средой, подпространство, параллельный мир, мир видоизмененный художником. Более того, такая метафора, в рисунке приобретает уже качество метаболы, метаметафоры и лес становится не просто лесом, а поездом и наоборот. Это уже новая отдельная форма существования. Новое бытие. Такой подход, на мой взгляд, будет интересен пытливому уму. Такова же и моя поэзия… и в этом я вижу сочетание».

С. Нежинский “пишет этот мир с натуры, изображая в своих произведениях пейзажи внутренней  (человеческой) и внешней природы, сводя их в одно неразделимое целое. Автор объединяет духовное и материальное, искусственное и естественное под одним словом –  Бытие“.

Все это потому, что, как нам ыидится, его интересует «оживление» человеческого восприятия. А если, как считают мудрые, ощущение полноты Бытия и есть счастье, следовательно С. Нижинский подспудно и невольно работает и над проблемой счастья в человеческом бытии. Своими опытами он его пытается формализовать, синтезировав свои поэтические опыты с художественно убедительными опытами талантливого волгоградского художника Олеся Стеценко.

Интересны и поэтико-философские и теоретические изыскания С. Нежинского, который выступает и как создатель телескопической и акротелескопической поэзии, но эти исследования находятся в стадии разработки, потому мы просто констатируем, что он выступает порой и как афорист, который, в частности, сказал: “Бог есть в  каждом – в одном победивший, в другом поверженный”. И это глубоко верно и всечеловечно. И о таланте и гении – “Талант – это  тот человек, с которым согласна его публика. Гений же тот, чья публика – человечество”.

Именно последние годы творчества С. Нежинского, постоянно живущего под Одессой, в портовом городе Южный, стало замечено и в  Москве. Известнейший из поэтов и литературных деятелей России, много лет возглавлявший отдел поэзии в журнале “Юность”, главный редактор поэтического интернет-журнала “Пролог”, Кирилл Ковальджи, написал – “Сергей Нежинский (Бутченко) – один из  самых одаренных русских поэтов юга Украины. Автор сборника “Город любви” (2003), многочисленных публикаций, у него свой голос, проникновенная лирика, легко и умело владеет пером. Его надо поддержать, он должен чувствовать себя своим в русской поэзии ( Пусть и вдали от ее центра)… (20.07.2009).

Трудно не согласиться со столь авторитетным мнением опытного человека, прекрасно разбирающемся в литературе, в поэзии.

Станислав Айдинян,

член правления Международной ассоциации содействия культуре,
член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины,
вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись.