«Теплый свет памяти» Сергея Тимшина

Сергей Тимшин «Теплый свет памяти» Стихи, циклы, поэмы» —  Киев, —  Золотая серия «Писатель в Интернет пространстве», 2016

 

Сергей Тимшин назвал свою книгу «Теплый свет памяти». Это простое название как нельзя лучше отражает характернейшую, если не основную особенность всего его творчества. Стихотворные циклы книги большей частью действительно будто овеяны теплом. Сердечность – вот что прежде всего найдем в строках часто легких, музыкальных, порою графико-акварельных… Что же касается черт поэтичности, то Сергей Тимшин порою становится несколько парадоксален, когда, например, пишет – «Кудрявый мальчик с метким луком / Нанёс ранение и мне, / Несовместимое с разлукой / Ни на земле, ни на луне…» Амур или Купидон, божок любви, ранит поэта. И разлука с любимой более невозможна – «Ни на земле, ни на лунное», то есть возникает спонтанная символизация – «на луне» — это читается как «сфера чувств», недаром во время Серебряного века в России людей чувственных, страстных называли  «людьми лунного света» по названию одноименной книги  интимнейшего мыслителя Империи В.В. Розанова. Мечтательность, свойственная ритмическим текстам Сергея Тимшина – тоже лунная. Это вечерняя особенность поэта, не она ли проявляется тогда, когда он пишет – «И там до утренней зари / Теплом кубанским одари, / И в наши веси забери, / Будить во сне не смея, / Желанную мне фею…»?.. Романтизм европейской литературы, что-то от старой Англии или Ирландии, легком касанием седых крыльев тронул его «Предрассветный экспромт» (1916)…

С.Тимшин, конечно, культурно оснащенный поэт, но, тем не менее, он не «книжный», в его строках легкое дыхание естественности при лирическом музыкальном ключе, которым владеет автор, пишущий о «гранатовых зорях»… В стихотворении «Здравствуй, Синица-Царица», он создает образ своей лирической героини, жилье которой фантазийно превращается из обыденной квартиры в сказочный терем. Атмосфера тимшинских строк пронизана «призвуками» лирической сказочности. Потому его писания не консервативны, а вневременно поэтичны, и это делает его творчество истинно привлекательным для внимательных, вдумчивых, творческих читателей… В его жизни неизменно присутствует мечтательность. В стихотворении «Лунные параллели» с подзаголовком «Невстреченной поэтессе», теме невстречи с возможной любовью соответствует извечная сердечная мечта о понимании, о возможной будущей радуге чувств… Можно жить бессеребренником, но без поэзии и мечты такому поэту, как С. Тимшин – нельзя.

Цикл «Пред Вечным» посвящен религиозным, христианским чувствам поэта, он часто там афористичен, и от его строк также веет теплом и искренностью. Присутствие этого цикла, конечно, духовно и тематически обогащает книгу. Чувство космичности, которое по-настоящему некогда привнесли в русскую поэзию великие и теургичные Владимир Соловьев и Андрей Белый, присутствует в книге в цикле «Мой космос». Так что Сергей Тимшин не только лирик, но и мыслитель, у него имеются и теургические и религиозные мотивы. Они присутствуют не формально, а овеяны все тем же душевным теплом, которое есть основа его природного Дарования. И уж совсем неудивительно, что Тимшин обладает чувством Природы, которое он воплотил в цикл, названный «Есть в каждом сезоне отрада».

В стихотворении 2011 года «Социо-Логическое» Тимшин с присущей ему нотою исповедальной искренности говорит — «Пусть и нищим кончусь под забором — / Были мне целеньем, а не мором, / Все мои беспутные стихи — / Те, что возместят мои долги, / Те, что мне — последняя опора…» Вот где нежданно проявилась вера творца-стихотворца в свое призвание, рожденное в «душевном непокое». И, надо сказать, это очень русская, славянская черта – воспринимать свой талант как нечто большее, чем текстотворчество, чувствовать, что в России «поэт больше чем поэт», не только потому, что ему подвластна эстетика Слова, но еще и потому, что он, создавая в сущности стихи для себя, вольно и невольно помогает читателю не только расширить свои горизонты, но увидеть, прозреть в то духовное Солнце, о котором так вдохновенно писал самый духовный поэт ХХ века – Райнер Мария Рильке. Ибо ритмы во всех основных религиях мира имеют сакральный, таинственный и высокий поэтический смысл… Не даром у любого талантливого поэта сила в колокольном призвуке стиха. и в способности к обобщению и своему, оригинальному и уникальному взгляду на мир. И творчество Сергея Тимшина, конечно, в этом контексте, к счастью для ценителей Поэзии, также изобразительно и музыкально показательно…

Станислав Айдинян,

заместитель председателя Южнорусского союза писателей, главный редактор литературно-художественного журнала «Южное Сияние», член Союза российских писателей, член Конгресса литераторов Украины; лауреат литературных премий — Имени Юрия Каплана и Европейского конгресса литераторов, — Международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции».