АЛЕКСАНДР РУДНЕВ — ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ

(Константин Белый, Игра в 21. Стихотворения. – М., Серебряные нити, 2022)

Признаться, я впервые услышал, точнее, прочитал имя поэта Константина Белого, когда мне попал в руки его поэтический сборник под заглавием «Игра в 21», вышедший в издательстве «Серебряные нити». Он живо заинтересовал меня и мне захотелось о нём написать.

Всем хорошо известно, что стихотворных, как и прозаических произведений, сейчас выходит великое множество – не хотелось бы впадать в трюизм! – и самое главное, кто только сейчас не обращается к литературному творчеству, благо публиковать и издавать теперь можно, как известно, всё, что угодно – при определённых условиях.

Однако поэзия Константина Белого, с моей точки зрения, это, несомненно, настоящая и сразу же обращающая на себя внимание поэзия, которая достигла некоторых высот, особенно, в последние два года – а в книге представлены поэтические произведения автора, созданные именно в этот период.

Это очень оригинальные, нетрадиционные, казалось бы, имеющие мало общего с классической литературной традицией, по крайней мере, на поверхностный взгляд. Мы даже затрудняемся привести какие-то аналогии со всеми известными литературными. И, возможно, что эта традиция существует в каком-то скрытом, подспудном виде, как бы в подводном течении, если воспользоваться известным театральным термином К.С. Станиславского.

А реминисценции карточной игры, можно допустить, имеют скрытую отсылку к пушкинской «Пиковой даме». Но как нам представляется, карты выполняют здесь как бы функцию своего рода идейно-художественного лейтмотива, отражающую непростую, жестокую, каверзную, во многом фантасмагорическую современную жизнь, напоминающую, по словам самого автора, какую-то странную игру, «где правила отсутствуют или непрерывно меняются по её ходу», многие традиционные ценности оказались сдвинутыми и поставленными с ног на голову, и стёрлись даже порой грани между добром и злом. Однако всё же в результате туз бьёт пиковую даму.

В очень разнообразных по содержанию и форме стихах Константина Белого, которые представлены в этой последней его на данный момент книге, как в калейдоскопе отражаются впечатления и переживания лирического героя, многочисленные культурно-исторические и главным образом литературные реминисценции. Мы едва ли, впадём в преувеличение, если возьмём на себя смелость утверждать, что Константин Белый выделяется на фоне современных поэтов, «хороших и разных», своей безусловной поэтической смелостью, оригинальностью формы, в которой, как справедливо указывается в предисловии, приёмы традиционного классического стихосложения, классических стихотворных размеров, строфики и ритмики сочетаются с упорными поисками своего собственного слова и стил. Элементы поэтического авангардизма в стихах К. Белого, безусловно, присутствуют, иногда здесь явно ощутимы хлебниковские интонации. Отсюда в этих стихах мы видим такое отражение реальной жизни, современных реалий, которое предстаёт как бы в кривом зеркале и всё это пропущено через переживания лирического героя, лишённого внутренней целостности и до крайности дисгармоничного.

Но такова современная действительность, не оставляющая порой никаких сколько-нибудь оптимистических надежд.

Отсюда и те нарочитые прозаизмы в тех нерифмованных и даже лишённых знаков препинания, чаще всего шутливых стихах Константина Белого, тут сугубая острая злободневность, властно вторгающаяся в поэтический мир – и нам представляется, что именно такого рода стихи наиболее характерны для него – в них порой врывается и озорной частушечный ритм.

Настало первое апреля
И хочется чтоб президент
Сказал нам в телеобращеньи
Что он так просто пошутил.

По миру бродит пандемия
В стране объявлен карантин
В окно я грустно наблюдаю
Как люди жарят шашлыки

Так телевиденье достало
Что мы на кухне водку пьём
С Короновирусом в обнимку вдвоём

/Тут перебой ритма и т.д./ 

Рядом стихи, написанные в более традиционном ключе. К таковым относятся стихи о природе (например, «Лучшие стихи», «Летом» и др.), где лирического героя достаточно легко отождествить с автором. Так, например, в стихотворении, по жанру близкому к басне.

СВИНЬЯ И РОЗА

Свинья цвести пыталась, и на брюхе
лежала в клумбе, и к тому ж она,
как ей казалось, дивно пахла розой,
и пчелами ей представлялись мухи.

А Роза рядом с ней, цветки склоняя,
чтоб стать жирней, а значит – красивей,
в грязи копалась, и искала жёлудь,
уверенно себя свиньёй считая.

Вы скажете: «Такого быть не может!»
Но я отвечу: «Разве? Почему?
Пусть каждый сам себя определяет,
и самого его решенье гложет,

и по своим глубинным ощущеньям
решает сам, он – роза ли, свинья ль,
и мненье о себе своё слагает,
и пусть отбросит ложные сомненья!

Так отчего ж свинье не пахнуть розой,
а розе не копаться в жёлудях,
коль так они себя определяют,
меняя мир вокруг своею грёзой?»

И думал я: «Бывает и такое!»
И рассуждал я, глядя на Свинью,
и иногда ещё на Розу гля́дя,
как мир велик, и в том искал покоя.

Но за Свиньёй пришли. И с клумбы прямо
зачем-то увели на скотный двор,
а вскоре Розу срезали с куста, хоть
и пыталась хрюкать та упрямо.

Я был опустошён таким финалом.
Но вечером, я, пробуя шашлык,
любуясь розой в вазе, понял чётко,
что то, кем ты себя считаешь – мало!

Что очень может быть важней стократно
то, кем тебя считают все вокруг.
Особенно те, в чьих руках ножи.
Так что определяйтесь аккуратно!

Или же можно упомянуть стихотворения, в которых большое место принадлежит культурно-историческим и литературным реминисценциям – «Серебряный город» (стихотворение, посвящённое зимнему Петербургу), «Великие певцы отчизны», посвящённое Довлатову, «Здравствуй, Сергей Донатович», «С Новым годом, друзья» – и можно было бы назвать ещё многие другие.

В определённую группу, выделяются стихи с выраженной христианской тематикой, но поданной с поэтической оригинальностью – «Истинная вера», «Апостолы», «Приходите ко мне, грешники», «Говорит мне Бог…», «В начале было слово…» и др. Таким образом, приходим к выводу, что перед нами, талантливый, интересный поэт, которому предстоит сделать ещё очень многое, тем более, что он как литератор достаточно разнообразен – активно работает не только как поэт, но и как прозаик, историк, публицист и т.д. И все эти творческие ипостаси органически соединены в одном лице и образуют это очень интересное и самобытное литературное явление.

Мы от души желаем Константину Владимировичу Белому дальнейших творческих достижений на радость нам, читателям и критикам, будем внимательно следить за ними, и убеждены, что у него и его имени есть литературное будущее.