Ирина Киселева — Ванецианские глаза. Новелла-сказка о Ариадне Эфрон

 

ВЕНЕЦИАНСКИЕ ГЛАЗА

  СОН — ФАНТАЗИЯ о девочке по имени Аля-Ариадна

 

Рождения час. Поют колокола

Серебряно-гортанно, звонко.

И жизнь по нити повела

И светом от звезды легла

На лоб крутой ребенка.

Открылись в мир голубизной

Огромные два глаза,

В себя вобравшие земной

Весь мир. И – сразу!

Так глубоки и так чисты

Как божья милость,

Два глаза дивной красоты

Их видя, мнилось:

Что над Сицилией плывет

Невидимая миру сказка,

В них диво — девочка живет,

Вобрав Италии  все краски.

В них, растворясь, душа плывет

Из мрака к свету –

Строкой Поэта.

И. К.

 

Это было  очень давно , более ста  лет тому назад. В небе – над морем розово вставала заря, светили утренние звезды. Они тихо угасали, посылая свои небесные приветы земле, морю, серебристым маслинам на морском берегу.  Среди звезд выделялась одна – самая яркая, мерцающая голубым светом. Она осталась на небе, когда все другие – погасли….

На пустынном, усеянном галькой и разноцветными камешками берегу встретились двое – очень красивый юноша с огромными, в пол-лица глазами , семнадцатилетний юноша и   золотоволосая , зеленоглазая  восемнадцатилетняя девушка. Она собирала камешки, он стал помогать ей:   Заглянув  в его прекрасные глаза,  девушка загадала: если он найдет и подарит  ей  сердолик, она  выйдет  за него замуж! Удивительно, но сердолик он сразу нашел, наощупь, ибо не отрывал своих голубых глаз от ее зеленых и вложил ей его в ладонь, — розовый, крупный камень, который она хранила потом всю жизнь….

А море шумело и пело свою вечную песнь  жизни, о затерянных в морских глубинах кораблях и нежных русалках, вечную песнь любви. Имя девушки было морское – МАРИНА, имя юноши строгое и острое, как его узкое лицо,  «подобное шпаге»  — Сергей. Им было суждено соединить свои жизни и быть вместе до конца. Ни в сказке сказать, ни пером описать, какая трудная жизнь выпала на их долю… Но пока они молоды, счастливы. Вот они возвращаются с гор к морю.  На море начинался шторм!  Марина и Сергей взглянули на небо: только тьма, черное бездонное небо.  Ветер усиливался, стало холодно. Волны вздымались к потемневшему небу,  все звезды исчезли.

И вдруг среди туч показалась  яркая, необычная – одна НЕОБЫЧНАЯ  звезда!

«Сереженька , взгляните, — сказала Марина, — вы видите ее? Она смотрит на нас – это наша звезда!». И в этот момент   небо осветилось, словно факелом, яркий свет  от звезды по морской дорожке побежал к ним. Звезда словно увидела юношу и девушку, и, как магнит, притягивала их к себе. Она находилась прямо над ними, знала их и чувствовала – потому что должна  была соединить их, чтобы родилась ЛЮБОВЬ!

И в этот миг произошло чудо: ее небесная душа соединилась с их душами! А по ночному небу мелькнула искра: это, как в сказке, ЯВИЛАСЬ звезда, имя которой на земле нарекли – Ариадна, что означает по-гречески «путеводная нить». Из  колыбели человеческой культуры – великой Греции, потянется  ниточка, превратившаяся в клубок …. реальности, далекой  от «звездной» сказки на небе!

А море шумело и пело свою бесконечную песнь о жизни и смерти, вечную песнь любви…

***

Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько

праздника! Осыпается золотой дождь акаций. Везде — на улицах и в

садах цветут белые. Запах Флер д * оранжа  — запах Сицилии!.

 

Марина сразу увидела, что дочь унаследовала отцовские глаза: необычно большие, светло-голубые. «Венецианские глаза», по выражению Марины. – не глаза, а очи. Не в солнечной радостной ли Италии, куда Марина с Сергеем поехали в свадебное путешествие, она «наколдовала» дивные глаза дочери – потом ей во снах являлись голубые туманы Сицилии,  солнце, зелень — праздничный солнечный час в Феодосии, куда они поедут с маленькой Алей – так ее  будут называть все дома.  И Феодосия будет напоминать  им чудную Италию: все запахи и краски ее : «Над нами колдует Феодосия!»

А глазам ребенка  будут все  просто удивляться:   сначала видишь только глаза – два кусочка (огромных!) сияющей синевы, точно два провала в небесную пустоту:

Породила доченьку –

Синие оченьки,

Горлинку голосом,

Солнышко волосом , —

писала  Марина в своих стихах крошке-дочери.  Первые стихи  она напишет, когда Але будет год с небольшим.   Аля   с самого младенчества была необыкновенной девочкой, словно  волшебным зеркальцем, собирающим все  солнечные и лунные лучики волшебства поэзии. Мама Али, конечно, ( вы уже догадались, о ком идет речь!) была настоящим поэтом – феей, волшебницей. Не случайно так назовет свое повествование о Марине( «Волшебница») верный ее паж, друг, муж – Сергей:

Ангел, ничего – все! – знающий,

Плоть, былинкою довольная,

Ты отца напоминаешь мне –

Тоже ангела и воина.

А к четырем годам девочка уже будет знать  очень много:  читать, писать, даже вести  дневник,  и уже  сама начнет слагать удивительные, порой просто гениальные  стихи!

Не стыдись, страна Россия!  Ангелы всегда босые…

Сапоги сам черт унес – нынче страшен, кто не бос…

Но это будет  немного позже, когда семья уедет из благословенной Феодосии  младенческих лет Али, и начнется – совсем не сказка, внутри которой семья жила у Черного моря,  а  черные  времена  страшных лет России – революций, войн, голода, нищеты, разрухи.  Но и тогда истинным оберегом будет для шестилетней -семилетней Али материнская любовь. Аля стала настоящим другом своей матери-поэту.  Она записывала ее  удивительные высказывания, молитвы за  всю воюющую землю. Вот всего   три  фразы из дневника, но они все скажут :

— Аля, как ты себя чувствуешь?

— Я чувствую себя так, точно у вас жар…..

-Марина! Я за вас отдам душу с телом и даже мои голубые глаза.

Удивительно восприимчивой девочке снились  удивительные сны – в противовес страшной реальности. Сны перекликались  с  материнскими, и в центре их была только она, ее Марина:

-Марина! Я видела сон, весь из линеек и славянских букв – целая наша кухня –огромные листы. Но нигде не было написано: Марина, мама, а везде: Женщина, Женщина. Вы – сон, который снится всем.

Голос был горячий и глубокий…

Говорят, что тот, голубоокий

Горностаевый ребенок – мой.

И никто не видит по дороге,

Что  давным–давно уж я во гробе

Досмотрела свой огромный сон….

Але же  снились сны об ангелах, о поэте Блоке о белом всаднике – ее далеком  отце, которого любила безмерно, к ней приходил в снах Христос – Спаситель в белых одеждах, опускающий ей руку на голову. Нерасторжима была тогда, особенно в те годы, связь Матери и дочери:

Матерь Божия! Сохрани

Дочку голубоглазую!

В светлой мудрости просвети, направь

По утерянному пути.

К изголовью  ей отлетевшего от меня

Приставь ангела…

***

Впереди будет долгожданная встреча с отлетевшим  ангелом-хранителем – отцом Али, о котором она несколько лет  ничего не знала, —  будут  долгие годы эмиграции,  и…. возвращение на  неласковую Родину.  Сложный  путь – по нити – клубку Ариадны – домой,  где вся семья окажется   в гибельной ситуации.  И оставшейся в совершенном одиночестве Але-Ариадне придется сказать  жестокие слова : «Все мои родные взяты … на небо!» Ни одной могилы, по сути на земле не останется.

Тюрьма, сталинские лагеря, вечное поселение на  Севере, в ледяном Туруханске – все это предстоит пережить « серебряному», « горностаевому»  ребенку, « страшному первенцу».

А мать – поэт будет сниться мученице –дочери всю жизнь. Перед вторым( последним) арестом  ей приснятся слова матери, что  ждет ее  дорога, «сначала грязь, распутица, потом – легче».

«В глубокой свободе» — совсем одна, окажется «старая дочь бессмертной матери», останутся лишь воспоминания. – все ярче и ярче и сны, сны — фантазии…

В одну из холодных северных ночей, вглядываясь в прошлое. Аля скорее почувствует сердцем, а, может быть, увидит солнечный час на берегу моря в Феодосии, золотые пряди «милой мамы», наклон ее кудрявой головы к ней,  маленькой.

Она вспомнит : ласковое море, ее окунают в теплую волну, ей страшно, хотя ее держат нежные, надежные руки. Шум соленого ветра. Разноцветные камешки на берегу.

Мелькают в ее памяти силуэты генуэзских башен, преследует запах   полыни и чабреца. Она слышит звон овечьих колокольчиков: раньше стада паслись по холмам, и этот звук остался в ее памяти.

Но особенно часто вспоминались ей вечерние часы в их маленьком  белом домике у моря в Феодосии, когда Марина усаживала ее в подушки и читала, читала ей книжки с яркими рисунками. А она следила за движением материнской руки в серебряном браслете, листающей странички сверху вниз, с уголка. Слушала нежный, глубокий голос. Ее огромные, «венецианские глаза» впитывали все видимое: волшебный мир, который дарила ей Марина; он плескался в глубине радужных зрачков, опускался в глубины младенческой памяти, чтобы не исчезнуть никогда. Этот мир спасал ее в ледяном  Туруханске, когда ее выцветшие от бесконечного всматривания в белое безмолвие глаза потускнели. Казалось, выплакав все слезы…

Аля любила прийти на берег Енисея и долго сидеть,  даже порой всю ночь, глядя на воду… Она любила эту северную природу, эту могучую реку,  эту стихию —ледоход на Енисее. Вот и в этот раз – уже долго она сидела и смотрела на вдаль уплывающие льдины.  Казалось, весна рождает реку, и она приветствует весну – не «певунью, не красавицу, по-медвежьи трудится, старается, напрягается тучами, кручами, всеми реками сонно-могучими».

А ночью Аля выходит на улицу, где под северными яркими звездами рождаются стихи – вызов Богу?!

В глиняный лоб мне вставь золотые глаза,

Чуткие уши из розовых раковин сделай,

Только души мне не надо. Возьми мою душу себе.

Будет твоя. Сам поживи с ней, попробуй!

Сильно, вполне достойно  дочери большого поэта.  А вот и разговор со своей подругой –звездой. А , может быть, и с самой собой:

 

Ночь, а звезды – рукой подать!

Схватить, удержать в руке,

Ту, самую яркую, крепко сжать.

***

Это было давно, более сто лет тому назад. В предрассветном небе – над морем холодно и розово вставала заря – светили утренние звезды. Они тихо угасали, посылая свои небесные приветы земле, морю, серебристым маслинам  на берегу. Среди звезд выделялась одна – самая яркая, мерцающая голубым светом.  Она оставалась на небе, когда все другие – погасли.

А море шумело и пело свою бесконечную песнь о жизни и смерти, вечную песнь любви… а по пустынному, усеянному мелкой галькой морском берегу шли двое:   семнадцатилетняя  зеленоглазая девушка с золотистыми волосами и красивый кроткой и грустной красотой  восемнадцатилетний  юноша с огромными , в пол-лица светло –голубыми глазами, которые унаследует их дочь – девочка с «венецианскими глазами».

Свет глаз огромных светло-синих,

Обворожительна улыбка

Фигура греческой  Богини —

Все хрупко, молодо и зыбко.

 

Рисунок из нежнейших линий,

Летящий, как комета, вдаль, —

Все это отгорит и минет.

Безумно жаль!

И. К.

P.S.     Романтическое повествование ( сказкой назвать трудно) основано на совершенно реальных фактах, говорит о реальных личностях:  великой русской поэтессе Марине Цветаевой, ее муже —  Сергее Эфроне и их дочери – Але-Ариадне.  В тексте использованы Записные книжки, стихи М. Цветаевой и детские стихи  А. Эфрон. Повествование основано на художественно-документальной повести автора «Земное странствие звезды Ариадны» (Томск, 2015).