Деятельность ТСПХ: юбилейная выставка «Моя Родина» в Московской городской Думе

В большом и старинном здании Московской городской Думы на Страстном бульваре была официально открыта художественная выставка, всеобъемлющее название которой – «Моя Родина». Она приурочена ко Дню Конституции, и также посвящена 10-летию Творческого союза профессиональных художников. Открытие состоялось 11 декабря 2018 года. Открытие вел заместитель начальника Управления делами Московской городской думы О.А. Маркин. В открытии почетно участвовали и выступали депутат Е.В. Герасимов, кинематографист, Народный артист РФ и депутат В.П. Скобинов. Выступил председатель ТСПХ И.В. Игнатков, основатель и председатель ТСПХ и, конечно, куратор этого художественного проекта, Л.А. Даль-Бирюкова, которая собрала на этот вернисаж более 40 художников столицы и регионов России, большинство из них многолетние члены ТСПХ, собравшего под своим знаменем очень разные по звучанию, свету и цвету оригинальные дарования…

Бывает так, что решающим впечатлением от выставки становится вовсе не грандиозное огромное многофигурное полотно, а совсем небольшая картина. На вернисаже нам особенно приглянулся «негромкий» холст Олега Карасева «Осенний день. Вологда. (2009). Изображена русская православная церковь – среди деревьев, в малом провинциальном городе и свет и тепло от этого скромного изображения напомнили нам известное хрестоматийное полотно А. Саврасова «Грачи прилетели» (1871), но оно у Карасева еще теплее. Очень талантливо, собранно, цельно, профессионально сделано это малое произведение, показывающее творческие возможности художников России, получивших академическое образование. Рядом с «Осенним днем» — картина Валерия Антипина – «Москва. Покровский женский монастырь» (2012), — тут открытые контрастные цвета, доминантный коричнево красный кирпичный цвет… Другой художник и иное прочтение городского пейзажа.

Ирине Титовой удалось передать трагическое ощущение войны – «Ленинградский метроном» (2017) – здесь изображены на улице два репродуктора, они в центре композиции, — радиопередачи в блокадном Ленинграде шли не круглосуточно, и когда эфир молчал, то транслировали звук работающего метронома — работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда, что город не сдан. А люди на улице тут без лиц. Недаром кто-то из философов сказал, что у страха нет лица…

Отметим и небольшое символико-философскую графическую миниатюру Ивана Игнаткова, украсившую выставку. Эта графическая работа автором названа «Дом Звезды». Изображен на темно синем, конечно, фоне, — это постоянная черта творческой манеры художника, — малый античный храм. От него в обе стороны отходят орнаменты. Тут видится изящная реминисценция ко временам «мирискусников», к Серебряному веку русской живописи.

Также одной из основных на выставке стал холст Ольги Насоила «На дальних рубежах». Автор, ранее она жила в Прибалтике, теперь живет в Воронеже, изобразила своего сына – он и теперь где-то близ горячих точек планеты. Современный воин, в очках «макнамара», в камуфляже – в его лице отражение абсолютной мужественности, отваги и спокойной уверенности. Тут нет ложной, показной героики, а образ мужественного воина, данный сдержанными, графичными по характеру цветами, — поясным портретом. Вторую свою работу «Герой Сирии» автор передала в дар Москосковской городской думе.

«Крым. Акведук римский» подан художницей Ольгой Синёвой приглушенными, таинственными цветами. Это полотно следует романтической традиции ХIХ века в европейской живописи.

Крымскую тему на выставке продолжает очень тонкий холст Елены Андриановской «Крым. Возрождение» — это крымский пейзаж, из окна в летний день мы смотрим на море, а на подоконнике нас пленяют своим изяществом расписные кувшины и крымский медный старинной формы кофейник – мы не ведаем, кто создал эти кувшины, — крымские татары, крымчаки или караимы, но крымская атмосфера художником умело и тонко воссоздана!.. Эта работа как будто восходит к традициям южнорусской школы…

Известная московская художница, видный общественный деятель ТСПХ, Татьяна Малюсова тоже представила крымскую работу – «Лето на даче. Звезды Крыма», — тут сгущенное, тёмное таинство крымской ночи. Однако художница более известна как московский по тематике автор и на выставке в Московской городской думе у нее представлен и холст «У кремлевских стен», где – спокойный прикремлевский парковый, уют «заснежья», зимы… Т. Малюсова – автор трехтомника графических портретов Москвы – той, которую мы знаем и той, которой не увидим уже никогда…

Галина Сухова дала выставке то, без чего она была бы неполной – это жанровое полотно «Сестры», где изображены, и изображены с любовью, две девочки. В одной – вся непосредственность детства, во взгляде – ждущее удивление, другая склонила головку долу… Тут все живо и психологически обосновано первоцветом детства…

Арина Золотая не менее существенно жанрово «расширила» рамки выставки – она дала серию портретов известных людей. В ней наиболее выпукло, утверждено дан характерный, мужественно твердый поэт Вл. Маяковский. В трактовке художницы портрет Есенина – более «спорный», ибо голова поэта, ее верх, растворяется в цветовых бликах. И несколько в отдалении, на другом холсте – образ Н. Михалкова с его, особенно известной по ранним фильмам, пряной, фатоватой улыбкой…. Серия, конечно, не оставила зрителей равнодушными.

Особо благостной работой на выставке предстал холст Надежды Жуковой «Валаам» (2011) – на берегу реки по-куинджевски освещенные деревья, избушка-келья старца-отшельника и большой, воздвигнутый в честь духовного подвига, деревянный православный крест – все объято покоем и тишиною благости и первозданной святости…

Теперь о героических полотнах выставки – героика космоса – выход космонавтов в космос убедительно, динамично показан на полотне Натали Лемницкой (Дробенюк). Один из двух космонавтов — на страхующем тросе парит в космосе над зеленеющей в дали Землей…

Другая героика – героика преемственности смотрит на нас с полотна «Связь поколений» (2018) Ольги Карелиной. Изображен дед, старый моряк, обвешенный медалями; он идет, опираясь на трость, бережно поддерживают его с двух сторон два внука-подростка… На конкурсе, который по обычаю ТСПХ сопровождал вернисаж, именно эта работа заняла первое место, и председатель союза, И.В. Игнатков вручил художнице почетный Диплом.

В заключение скажем о наиболее авангардных, парадоксальных работах выставки – это прикладная работа Дарьи Тюриной «Кремль» (2018) — особенная многосоставная оригинальность тут состоит в том, что художница сделала тисненое графическое изображение московского кремля на кожаной сумке довольно строгой но изящной формы, а саму сумку коллажно прикрепила на холст…

Вернисаж объемно представил современное российское изобразительное художественное творчество, его основное течение, его «мейнстрим» в России и достойно отметил десятилетие Творческого союза профессиональных художников.

На вернисаже также был представлен также журнал ТСПХ «Артковчег», № 5, 2018, посвященный юбилею Союза и два авторских альбома-каталога художника Валерия Антипина, чьи произведения были в составе выставки.

Е.В. Герасимову и Л. А. Даль-Бирюковой на юбилейном вернисаже были вручены медали – «За вклад в развитие профессионального искусства» и дипломы-свидетельства ТСПХ. Диплом-благодарность в ознаменование сотрудничества был вручен О.А. Маркину.

Станислав Айдинян,
заместитель председателя Творческого союза профессиональных художников по общественным связям, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук.