Главная » Выставки и вернисажи » ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ “ВЫХИНО”

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ “ВЫХИНО”

 

ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ, ЦВЕТЫ

 

Станислав Айдинян

 

В муниципальном выставочном зале “Выхино” – новая “живописная премьера”. Это выставка – “Цветы, Цветы, Цветы”, объединившая произведения художников и художниц, работающих в техниках акваживописи и отдавших дань флористике, теме цветов. Зал “Выхино” известен тем, что осуществляет часто большие художественные проекты. Выставка, посвященная цветам, подобна подснежнику, показавшемуся из-под ледяного покрова все еще остающейся зимней в начале марта Москвы.

Когда вернисаж отдан одной единственной теме, всегда есть опасность некоторой одномерности, и единственный путь избежать этого – отыскать работы разнообразные, подобрать совершенно различные индивидуальности.

В русле своеобразия назовем импрессионистическую аквамонотипию на шелке Аллы Шунько. По словам художницы, она наносит рисунок на поверхность воды масляными красками; при помощи ею изобретенных приемов краска не растекается по воде и изображение переносится на лист бумаги, или на шелк. Она уверенно говорит, что она — единственная художница в России, работающая в подобной технике.

На шелке исполнено немало интересных работ, среди которых – батик Н.Журбы “Красный цветок”, и в пару к нему – “Синий цветок”. Эти работы привлекают плывущими изящными формами, красивыми переливами цвета, настоящей цельностью. Недалеко от них – “Роза” и “Дельфиниум” Лидии Коган; здесь тоже использованы синий и красный цвета, но роза изображена тут как объект особого пространства, это “лабиринтарная роза”. Лидия Коган, говоря о цветах, заметила, что понятие “формула цветка”, ставшее общеизвестным благодаря стихотворению М.Цветаевой, на самом деле действительно “имеет хождение” в биологии…

Среди участников выставки находим и акварельную монотипию Ольги Науменко “Симфония цветов”, где изображены пышные пионы и кипарисообразные люпины. О том, как она создавала одну из флористических работ, художница рассказывает, что она принесла свежесрезанные розы, хранившие еще на лепестках капельки росы, долго рисовала их, и когда работа была закончена, лепестки осыпались… Красота их перешла в рисунок, стала нетленной. Жизнь цветов таким образом, уже в другом мире, мире Искусства продолжилась. “В каждом цветке – целая жизнь. Каждый человек подобен цветку” – говорит художница, которая, по ее словам, стремится преобразовать цветы в мыслеформы, уйти от конкретного букета, выразить сущность структуры, которая давала бы сущность цветка.

Есть на выставке и совершенно традиционные работы. Назовем, например, “голландский” постановочный натюрморт Светланы Павловской, где цветам “аккомпанируют” и знакомые нам по классике тяжелые, парадные кисти занавеса и срезанная спиралью лимонная шкурка…

Разнообразие в выставку вносит и “Старая дача” Веры Климешовой, где явлен цветущий садовый подмосковный пейзаж. Причудливая работа Елены Кичаевой называется “Цветы, камни, вода”, – в ней нет ни камней, ни воды, по крайней мере нам их не удалось рассмотреть, зато есть цветовые пятна, создающие эстетическую полноту.

“Сирень” Зульфии Анцифровой тоже выражена не конкретно, а светоцветовыми пятнами, она – как будто светоцветовой вихрь. И у А.Якимова его “Лилия” и “Роза” – скорее бушующие тени…

“Розы” Л.Муратовой, напротив, исполнены на грани ботанического рисунка и живописи в традициях 10-20-ых годов, когда для выделения объекта часть листа намеренно оставляли незаписанным, белым.

Как не сказать о двух акварелях Бориса Арутюняна, его работы в особых стрельчатых прорисовках, расплесках цвета, они – отражения ярких цветов, скромно названных “Натюрморт-1″, “Натюрморт-2″.

Посетители выставки обращали внимание на две акварели Аиды Ханемайер – “Букет в ладонях” и “Ваза с цветами”, особенно на первую, оригинальную акварель. На ней – полевые цветы изображены в очень изящных, нежных руках. Возможно, судя по перстню, мы видим руки самой художницы… Эта элегическая работа напоминает стародавние дореволюционные сентиментальные открытки…

К разряду несомненно оригинальных отнесем работы И.Симоновой “Ирисы”, “Пионы”, “Мальвы”. Все три работы исполнены в китайской традиции на рисовой бумаге. На них кроме подписи есть оттиск печати с иероглифами. Тут цветы не только исключительно красивы, но весьма стереоскопичны, объемны. Автор говорит об этих работах – “В китайской традиционной живописи красота природы должна сочетаться с гармонией человеческих чувств. Философская основа китайской живописи заключается в единстве неба и человека…”.

В восточном духе, но уже в японской стилистике дана акварель “Цветущий миндаль” работы О.Федотовой. В этом цветочном натюрморте – и японский веер, и керамическая японская ваза с ликом девушки, в вазе – скромный букет, рядом – напоминающая ракушку шкатулка.

Устроители выставки включили в ее состав и работы дадаистические, сделанные в русле примитивизма. Эта линия представлена работами П.Фока – “Лютики” и “Тюльпаны”.

В выставочной стеклянной витрине посетители не без удивления будут созерцать так же… подушку, на которую нашит набивной батик с нарисованными и прошитыми по нему цветами. Это декораивный объект Ноны Чурангуловой.

Когда речь заходит о московской цветочной акварели, нам сразу вспоминается имя Нины Щербаковой-Ионовой, чья масштабная, интенсивная, даже не по цвету, а по настроению акварель органично представлена на выставке.

Упомянем краснопламенные – “Маки”, “Тюльпаны” и синие “Люпинии” кисти основателя Федерации Акваживописи И.И.Кочетова, который был устроителем этого весеннего “аквавернисажа” совместно с директором зала “Выхино”, А.Г.Савельевым-Извековым.

Художник Ю.Козак в “Летнем венке” цветочным венком перевил голову обнаженной девушки. Эта работа невольно предваряет следующую выставку, запланированную в зале. Выставка будет посвящена обнаженной натуре, краткое рабочее название ее – “Ню”.

Станислав Айдинян,
писатель, искусствовед, журналист,
директор культурных программ “Спейс”