Дарья Корнилова — Серебряный клад в Трехпрудном переулке

Прошедшее 26 ноября 2021 года очередное собрание городского литературного клуба «Некрасовские пятницы» (Facebook: группа Некрасовские пятницы) в Доме поэтов можно безусловно отнести к выдающимся событиям мира российской филологии и истории литературы. Впервые широкой публике была представлена антология «Серебряный ковчег», масштаб которой не имел и не имеет прецедентов. По замыслу составителя – историка литературы Виктора Кудрявцева, этот многотомник полностью охватит панораму русской поэзии конца XIX века и первых четырёх десятилетий XX века; «поголовье» «Ковчега» впечатляет и ошарашивает – это почти четыре тысячи имён! Сейчас антология уже собрана и находится в процессе издания. На сегодняшний день отпечатаны её первый и второй тома. В начале 2022 года выйдут одновременно третий и четвёртый. Остальные тома также будут появляться попарно. А пока…

Собравшиеся услышали письмо-напутствие составителя Виктора Кудрявцева, который, будучи жителем Рудни, не смог в этот раз добраться до столицы. Текст, в котором кратко обозначены вехи и принципы грандиозной долголетней работы, огласила ученица и землячка Виктора Васильевича, а ныне – театральный обозреватель «Независимой газеты» Вероника Словохотова. (По объективным причинам на презентации не оказалось и издателя «Ковчега» – генерального директора московского издательства «Престиж Бук» Артура Артеняна; его «приветствием» стали пачки с запечатанными в целлофан томами, на которые жадно набросились ценители Серебряного века.)

Художественной начинкой вечера стали стихотворения многих из «ковчеговцев». Роль чтецов взяли на себя филолог, аспирант Литературного института Татьяна Ланкау и Вероника Словохотова. Авторами стихов оказались малоизвестные либо вовсе безвестные Александр Жемчужный, Леонид Афанасьев, Сергей Рафалович, Александр Рубинштейн, Владимир Василенко, Николай Мешков, Натан Венгров, Михаил Сандомирский, Лидия Лесная, Эммануил Герман (Эмиль Кроткий), Владимир Смиренский, Иван Яковлев, Леонид Борисов и ряд других. Однако, по мнению слушателей, кое-что из прочитанного действительно способно украсить даже самую строгую антологическую выборку. Заодно Вероника прочла и стихотворение Виктора Кудрявцева «Осколки Серебряного века», где растворена рефлексия антологиста, вечного охотника за стихами и судьбами старых поэтов.

Разумеется, слово получили и заинтересованные лица – те, кто так или иначе связан с темой презентации. Кто-то из них (а именно, филолог, литературный критик, преподаватель МГУ Михаил Эдельштейн) был весьма краток: воздав должное усилиям творца гигантской антологии, пожелал увидеть её Интернет-версию, которая будет востребована прежде всего молодёжной аудиторией. А вот Станислав Айдинян, литературный секретарь Анастасии Цветаевой, искусствовед, поэт, главный редактор журнала «Южное сияние», напротив, углубился в размышления и личные воспоминания; благо, Станиславу Артуровичу есть что и кого вспомнить: общаться ему выпало не только с Анастасией Ивановной, но и с легендарной Ириной Одоевцевой и другими непоследними персонажами Серебряного века. Далее выступил поэт Юрий Юрченко, выразивший определённый скепсис в отношении того, насколько продуктивно нагнетание «массовости» в таких ретроспективных собраниях, хотя и признавший, что именно на страницах антологий можно встретить никем не замеченные шедевры.

Наконец, под занавес вечера эмоциональную реплику о наболевшем произнёс Сергей Дмитренко, доцент Литинститута и сам опытнейший антологист: главным препятствием на пути антологического строительства, как это ни странно, является, по его мнению, «мародёрство наследников», из-за чего публикация многих достойных поэтов становится опасной для издателей и потому абсолютно невозможной.

Очень подробно (цитируя стихи различных авторов, проводя параллели, строя метафорические цепочки) о значении антологии рассуждал и ведущий «Некрасовских пятниц», поэт, литературовед Сергей Нещеретов. По его словам, недавно ему всё-таки удалось озадачить всезнающего Виктора Кудрявцева и уличить в незнакомстве с одним стихотворцем той эпохи, который, между прочим, приходится Нещеретову прадедом. Его имя – Николай Яковлевич Гусиков, жил он в начале XX века в Симферополе, где занимался коммерцией, а на досуге «сочинял стишки», печатаясь в журналах, например, в легендарном «Солнце России». Этот пример показывает, что русская поэзия по-прежнему частично остаётся в тени и ждёт новых исследований.

Нельзя не сказать о том, что Дом поэтов в Трёхпрудном переулке – идеальное место для такого рода обсуждения. Ведь именно на этом участке земли некогда стоял деревянный дом, обитателями которого были те самые Цветаевы – Иван Владимирович, Мария Александровна, а также их знаменитые впоследствии дочери Марина и Анастасия. В этот ноябрьский вечер Дом поэтов поистине оправдал с лихвой своё название и стал тем самым Серебряным ковчегом, рвущимся вперёд по волнам времён…

 

Фотографии выступлений участников презентации – ЕгварМитасов