Романтический, живописный – «Коктебель, Карадаг»…

Пятая большая тематическая выставка  «Коктебель-Карадаг» открылась и экспонируется в муниципальном выставочном зале Выхино ( Юго-восточный округ) в Москве. Организатор – Федерация Акваживописи России.

Сто шесть художников приняли участие в этом масштабном вернисаже, в том числе мастера из Петербурга, из Украины, конечно из самого Крыма, которому посвящен юбилейный широкий показ произведений искусств…

А.Г.Савельев-Извеков, художник и директор зала, глава творческого объединения «Родник» правильно сказал, что в выставке осуществилось двойное воплощение — материального, земного образа Коктебеля, Карадага и, с другой стороны, —  идей М.Волошина и М.Цветаевой. Это правильно, потому что именно волошинская и цветаевская мифология определила образ Коктебеля в ХХ веке, хотя там бывало и множество других выдающихся личностей, деятелей кисти и пера.

Вообще, отстраняясь от ситуации, —  выставка на посторонний и холодный взгляд предстает парадоксальным абсурдом — в центре холодной, зимней северной столицы, Москвы, устраивается выставка, посвященная угасшему бездну лет назад огнедышащему вулкану… На художественный взгляд всё как раз более чем мотивированно — в таких вулканических местах особая энергетика. Я сам поражался тому приливу сил, который обуревал меня далеко не только от близости моря и чистого воздуха, когда я поднимался к могиле М. Волошина… Это было в 1985-ом, когда, стоя на набережной в бухте, Анастасия Цветаева, старейшая писательница России, сестра Марины Цветаевой, друг Волошина, говорила — «Макс обнял собою Коктебель, с одной стороны — своим, изваянным самой природой профилем, которым скала спускается справа к морю, и слева — горой, на которой он покоится…» Поэт и художник, добрый дух тех мест. Тогда, после поездки, уже в Москве я написал стихотворение, ему посвященное:

Максимилиану Волошину

Лучи, как таинство, восходят над горою,

Чеканною строфой журчит родник

Поток сверкающий в жаре поник

И зевсов лик склонился над водою

Венок полынный скорби на челе

Глоток — и вдаль шаги

по выжженной земле.

1985

А. И. Цветаева послала тогда же стихотворение в Коктебель, в Дом-музей поэта.

И вот в Москве, ныне, — снова волошинский Коктебель, волошинский Карадаг, столь объемно-талантливо изображенный на холсте Льва Катаева «Гора Сюрюкай». Дух Волошина присутствует и на, казалось бы, нейтральных, почти условных работах — так совсем маленькая работа И.Д. Кочиной «Розовое облако» расположением сходящих с неба лучей напоминает акварель М.Волошина «Крылья ангелов»… Хотя здесь не акварель, а — бумага, темпера.

На вернисаже видим совершенно разностилевые, разносмысловые работы  — от спокойных акварелей А.Хандожко до рдеющих углем первотворения холстов Игоря Кочетова, организатора выставки, президента Федерации Акваживописи, который выставил снова холсты из серии  «Рождение Карадага», на которых Карадаг — еще дымящийся, вулканический, только что рожденный…

К темпераментно-углубленным работам отнесем четыре «многослойных» акварели также давнего участника серии этих крымских выставок — Бориса Арутюняна. Он выставил выдающийся по мастерству части из цикла «Свет Коктебеля», назовем части — «Золото Сюрю-Каи», «Агатовый рассвет», «Жемчужный рассвет», — в них настоящая световая стереоскопичность, передан не только свет, но и его тонкие оттенки, переданы поэтичность и лиризм изображенного…

На выставке весьма немало и фоторабот, среди которых «ведущим крылом» вернисажа — панорамные работы покойного крымского фотохудожника, жителя Феодосии, Вал. Наугольного, которые предоставила на экспозицию вдова мастера, неустанно популяризирующая творчество покойного супруга. Назовем также лирический цикл фотографий крымчанина по целому периоду жизни, внучатого племянника поэта-классика Сергея Городецкого, Николая Городецкого. Лиричны его сюжеты — «Воспоминание» — это черная кружевная шаль, наброшенная на куст в саду, или «Вдохновение», где на фото — кресло-качалка в саду пред… мольбертом. Ход неожиданный, и до парадоксальности крымский…

Из наиболее романтичных работ выставки -«Восход солнца» С.Бусахина. Там, где духовная и визуальная проекция Коктебеля и Карадага, без романтики никак нельзя. К романтико-символическим работам вполне относимы монотипии Марины Звягинцевой, «Предчувствие», «Черный вечер» — монотипии воистину романтичны и загадочны при неяркой, сдержанной в цвете палитре красок, — изображены птицы, реющие в бурю…

Романтична по-своему и работа А. Савицкого — «Победных облаков султаны и плюмажи». Сколько на всех выставках серии было разного коктебельского неба… Например, работа С.Григораша «Последние лучи», которую отличает чистота и нежность… Три темы — гор, неба, моря, — неизбежно темы основные…

Реалистического плана романтизм присущ и другой давней участнице «Коктебель-Карадага -Людмиле Севериной, очень объемно по впечатлению ее «Земляничное дерево». Это холст, в котором удивительно гармоничное композиционное равновесие — дерево, выросшее на приморском взгорье, наклоняется над морем, а за ним видна береговая перспектива… Здесь романтическим видятся энергичные, тронутые порывом морского ветра, изгибы ветвей… Нет яркости, богатства цвета, зато в цветовой сдержанности есть зрелость кисти, хорошо чувствующей Природу и «поверхность» холста., его  центральную точку, т. е.— композиционный центр…

Также непременный многолетний участник — признанный мастер колористического натюрморта в духе флористики — Н. Щербакова-Ионова, представила исполненный пастелью натюрморт… Вообще присутствие натюрмортов весьма положительно разнообразит выставку, призванную в основном по теме быть выставкой по преимуществу пейзажной… Например, пейзаж М.Кунашева «Скала» интересен нестандартным решением — ракурс, который выбрал художник показывает оптически полувыгнутый, полувогнутый — кратер угасшего вулкана. Работа исполнена по сделанным с натуры наброскам. Увы, многие художники не могут ныне в силу многих обстоятельств легко, как раньше, ежегодно отправляться в Коктебель… Их грустный удел — закреплять на холстах воспоминания…

Из всегда неожиданных мастеров — работа известного пуантелиста Н.Рожанца и минималистическая работа симферопольского художника и дизайнера, живущего в Москве — Ю. Кулиша, оба они, как и большинство живописцев, выставляются здесь далеко не в первый раз. В 1997 году и на прошлом «Коктебель-Карадаге» выставлялись потомки врача А.Пушкина, Арендта, — художницы Мария и Наталия Арендты, москвички, лето с раннего детства проводившие у бабушки, Ариадны Арендт, скульптора, духовной дочери М.Волошина, которую я некогда навещал в ее доме в Коктебеле вместе с А.И.Цветаевой… То же самое в смысле постоянного участия можно сказать об акварелистке-пейзажистке О. Науменко, о целом сформировавшемся в Москве сообществе художников, графиков и ценителей их творчества, посвященного этому особому по лирике уголку Крыма. В заключение скажу, что юбилейная, пятая выставка в отличие от разнообразных и богатых талантами предыдущих, отличается еще и некоторым изяществом, большей легкостью, и почти полным отсутствием портретной линии, что, как ни странно, выставке не повредило, так как остальной материал ее убедителен и самоценен.

Станислав АЙДИНЯН,
директор культурных программ «Спейс»