КЛУБ «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ»

О ВЕРИСАЖЕ ГЕННАДИЯ МЫЗНИКОВА

Геннадий Мызников — художник, чье имя и искусство полнозвучно прозвучало уже в 50-60-ые годы. Необозримое число больших и малых выставок в стране и за рубежом сделали его имя известным и среди собратьев по кисти и среди широкого зрителя. Немало времени отдаал он деятельности в правлении МООСХа, живописной комиссии правления, экспертному совета Художественного фонда. Был и в комиссии по работе с творческой молодежью.

Творческий путь Г. Мызникова нельзя назвать противоречивым. Ему, напротив свойственно поступательное нарастание, развитие художественного мастерства. А путь пройден немалый — от 1940 года когда еще в школе ему привелось по просьбе учителя рисовать анатомические учебные плакаты — к учебе в Художественно-ремесленном училище в Ликино-Дулево, где он учился как живописец по фарфору в 1950 — 1956 годах. Потом — Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.Мухиной, факультет монументальной живописи, мастерская А.А. Казанцева. и далее — открытая дорога со многими существенными вехами, последняя из которых — большая персональная выставка в Клубе «Екатерининская площадь», что в зале «Карлсберг» отеля «Космос». Зал-клуб зарекомендовал себя как одно из выставочных пространств, часто представляющих на суд москвичей и иностранных гостей Столицы яркие, своеобразные вернисажи. Достаточно назвать известные в художественной среде имена, как М. Казанский, Вл. Портяной, Ал. Бродский… В том же зале был проведен при большом стечении публики вечер известнейшего философа Гр. Померанца посвященный его творчеству последних лет…

Итак — новый персональный вернисаж Геннадия Мызникова представляет пути и обретения художника от ранних до последних опытов кисти… К начальным мотивам творчества Г. Мызникова отнесен «Портрет девочки». Исполненный недавно, он создан по мотивам известной работы художника «На заваленке», В «Портрете девочки» передано особенное очарование детства, — девочка сидит на скамейке, на фоне зимнего деревенского пейзажа, поодаль заснеженный дом, вокруг — снег, снег. Руки ее полуопущены в карманы. Сидит чинно, глаза ее с еле заметной лукавинкой красивые, живые. Нежный овал лица, черты исполнены юной живости, выдающие легкость, непринужденность характера…Это, безусловно, наиудачнейшая работа вернисажа.

К работам той же стилистической колеи относятся и «Рыбаки» (1958), это работа, привезенная из творческой поездки на Север, в Нижнюю Золотницу, что в Архангельской области. Казалось бы, что усмотришь в простых лицах из народа — но здесь жанровость портрета доведена до «рисовального» и типического совершенства, лица рыбаков полны жизни. В них нет натужной и искусственной притянутости к идее труда, свойственной советским «идеологическим» живописцам», напротив, в них присутствует трудовая теплота, согласие с собою и с миром…

Выдающейся работой Г. Мызникова безо всякого преувеличения можно назвать картон «Женщина» (1994). Это, по сути, портрет его дочери, пожалуй в самой «триумфальной» из сотворенных вариаций. Здесь в увиденной, уловленной натуре — сама женственность в высоте своей устремленности к Ликам Мадонны. В ее стекающем, обращенном долу взгляде — Тайна. Темные волосы изящно обрамляют женственную красоту этого лика, в котором столько найденной, вдохновенной Гармонии.

Вернисаж Геннадия Мызникова достаточно разнообразен — дополняет его и удлиненной формы панорамный холст «В парке» (1987), четыре основных фигуры первого плана «населяют» лесной пейзаж. Они даны на слегка высветленном пространстве меж деревьями в зеленом, успокоенном «парковом» обрамлении Здесь решена тема спокойствия, продолженная дальним планом, где вдали меж деревьев еще одна малая фигура читающего человека в кресле. Фигуры, несмотря на композиционную связанность не находятся в прямом диалоге, крайне левая обращена взглядом сквозь ветви — к небу, не видимому нами. Покой — доминанта холста…

Из ряда самых заметных, запоминающихся работ «Этюд. Художник и натурщица» (1998) — в тяжелой золотой раме приглушенного освещения. Центральная фигура — обнаженная женщина, она обняла за плечо художника, который — в тени, в тени ее чувства, не чувственности, а именно чувства. В ее взгляде больше упоения, чем страсти, в отставленной руке наклоненный изящно бокал красного вина художник в тени потому, что он обращен весь к Натурщице, в которой видится сама Натура, Природа… Не грезится ли ему, что сама природа обняла, тронула за плечо его?..

К выражению темы вечной женственности отнесем портрет женщины «На фоне лозы» (1998). Женственность доминирует и в работе «Мир». Этот картон удивительно картинен и свободен. Естественна, непринужденна женщина, держащая на руке ребенка. Тема материнства, женственности, вообще явно и тайно не чужда кисти художника — ею пронизаны многие, представленные и не представленные на персональной выставке работы… Так «У моря» — тут опять таки в естественном, не «модельном» ракурсе спиной, в неполный оборот, обнаженная женская фигура на красиво брошенном покрывале смотрит в синь — в невидимую нам синеющую даль…

Станислав Айдинян