«КОКТЕБЕЛЬ-КАРАДАГ – 2005»

В большом муниципальном государственном выставочном зале «Выхино» открылась и будет экспонироваться большая выставка под загадочным для тех, кто не был в Крыму, названием — «Коктебель-Карадаг». Это уже восьмая одноименная ежегодная выставка, проходящая в Москве. Свидетельством о прошлых вернисажах остались изданные каталоги, по ним видно, как росло год от года число участников. Росло и доросло до ста девятнадцати!.. Мало какой зал или художественное объединение может похвастаться таким охватом всевозможных дарований.

Организаторами серии выставок традиционно выступают Федерация Акваживописи, существующая при Международном художественном фонде и секция Акваживописи Творческого союза художников России. Возглавляет Федерацию и секцию художник И.И.Кочетов, представивший на выставку четыре оригинальных графических листа, созданных еще в 1973 году и написанный в 2005 году большой холст из его известной серии «Рождение Карадага». Серия изображает вулканическое прошлое горного массива… Это И. Кочетов был инициатором выставок, основным «героем» которых выступал полуостров Крым, горная гряда Карадага и своеобразная «Мекка» любителей искусств – курортный поселок Коктебель, где основным центром притяжения остается дом классика кисти и пера Серебряного века, Максимилиана Волошина. Тысячи тысяч москвичей и жителей других городов, местечек посетили Коктебель с начала ХХ-го века. Особенно это место любимо писателями, художниками, поэтами.

Анастасия Цветаева, близко дружившая, как и ее сестра Марина, с М.Волошиным, годы спустя писала: «Коктебель – позади. Карадаг, Сюри-Кайя- вулканические уступы потухших кратеров, готические пики и острия, с двух сторон обступившие плавный крутой полукруг зеленой Святой Горы, вечно синяя, из утреннего серебра рождающаяся, в вечернее золото тонувшая черта моря, белая лента дороги, под горами сузившаяся в почти нить – стрекот цикад, жара крымского дня…» Это написано о днях после посещения Коктебеля в 1915 году.

Каждая из выставок «Коктебель-Карадаг» чем то своеобразна, хотя давно сформировался постоянный состав художников, некоторые принимали участие во всех выставках с первой по последнюю. Есть и неизменные темы, такие, например, как портреты М.Волошина. На последнем вернисаже портрет Волошина, удивительно тонкий по передаче характера, души, представил Ю.Куликов, создавший образ художника и поэта пастельными мелками по картону. Как на всех прошлых выставках, и на этой была масса пейзажных работ. Среди них легко узнаваемы классичные акварели Б. Андрейкина, Н. Щербаковой-Ионовой, И. Поляковой; фантазийные акварельные листы С.Федотова, своеобразная палитра М.Пясецкой, загадочные виды-пейзажи В.Уварова, декоративные, уверенные, крепко построенные гурзуфские виды Т. Зебровой, монотипии по мотивам легенд старого Крыма О.Науменко, мастерски выполненные гравюры И.Хандожко, высокого уровня «отражения» цветосветовой стихии – многослойные акварели Б.Арутюняна. Среди пейзажных работ особо отметим небольшой крымский пейзаж Ю.Авалишвили, официального представителя Союза художников Грузии; его участие расширяет географический диапазон выставки, в которой принимали участие в основном художники России, Украины, Белоруссии.

Своеобразным отличием «Коктебель-Карадага 2005» можно считать впервые экспонирующиеся листы компьютерной графики Л.Коган, известной более как мастер батика; сюрреалистическую картину А.Федорова… Есть место на вернисаже и натюрмортам. Упомянем в этой связи акварельные натюрморты А. Актюфеева и пастельные натюрморты, составленные из ракушек и камней Т.Волковой. Особый отдел, как и на прошлых вернисажах, отдан фотохудожникам. Здесь лидируют, конечно, громадные панорамные работы покойного В.Наугольного. Среди фоторабот меньшего формата интересны, цельны, работы А.Гусева, и «лирический портрет» очаровательной чайки, сидящей на камне, А.Савицкого. Глубинно выразительны работы Л. Сачковой, А. Васильева, ночная серия С. Григорьева.

Заметим особо, что на вернисаже не последнее место занимают сдержанной палитры акварели отца Александра Егорова, православного священника, и в прошлом и в настоящем – профессионального художника. Отец Александр рассказал, что для него ощутима исключительная первозданность Коктебеля. Он вспомнил, что еще до нашествия татаромонгол в Крыму были старинные обители первохристианства, пещерные монастыри. В тех местах крестился Святой Равноапостольный Князь Владимир…

Множество «взглядов» на Крым, на Коктебель, на Карадаг представили художники. На такой большой выставке нет и речи о равномерном или однообразном уровне талантов, однако теплая южность, излучаемая изображениями гор, моря, крымских домиков, ракушек, создает особое ощущение очарования и мечты о лете, о юге, о солнце…

Своей регулярностью выставки обязаны гостеприимству выставочного зала «Выхино» Юго-Восточного административного округа, лично художнику А.Г. Савельеву-Извекову, директору этого двухэтажного уникального московского экспозиционного пространства.

Станислав Айдинян,
почетный член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов Москвы