Международный «Коктебель-Карадаг- 2011»

 

Станислав Айдинян

 

Большой ежегодный международный вернисаж «Коктебель-Карадаг- 2011», в очередной, четырнадцатый раз, масштабно развернут в экспозиционном пространстве государственного выставочного зала «Выхино» в Москве. В  вернисаже приняли участие художники России и Украины. Как и во всех предшествующих выставках этого цикла, основа заждется на большом, объемном массиве работ изобразительного ряда – это более или менее «традиционные» живопись и графика, акварель…

Однако первая же увиденная на вернисаже работа, это «Коктебель» Т. Малюсовой, уводит от строгой традиционности и академизма, — на фоне фантомно вырисовывающихся в слепящем мареве гор, в солнечном растворяющем сиянии, перекрывающем как горы, так и море и небо – две небольших юношеских фигуры бегут из моря к берегу, где их ждут две сидящие женщины… Тут изображен миг полноты жизни… действительно отражающий свободу и солнечность Коктебеля. С этой скромной по размеру работой автора можно поздравить…

Многолетний участник цикла выставок С. Бусахин представил холст «Вид на биостанцию», почти панорамную эффектную работу, исполненную довольно открытым цветом. Не менее многолетний участник-крымчанин — И. Хандожко, ранее выставлявший в основном акварельные большие листы, на сей раз он представил холст «Бухта Аю Дага», в нем он остался верен свойственным ему сдержанным, песочным тонам.

Основатель «Коктебель-Карадага», президент Федерации Акваживописи, Игорь Иванович Кочетов, выставил четыре емких акварельных листа из созданных им семи, носящих общее название «Закаты в Новом Свете»; настроение этих темных по палитре, талантливых произведений романтико-фантастическое.

Особым выставочным событием стало появление в зале работы «Башня в Чуфут-Кале», принадлежащей кисти видной советской художницы Е.В.Нагаевской (1900 — 1990). Творчеству Елены Варнавовны, ученицы академика А.В.Куприна, посвящен частный музей, ныне открытый в доме художницы, в Крыму, в Бахчисарае, близ ханского дворца. Художница, когда прошел ее первоначальный период увлечения кубизмом, отразила в своих работах немало крымской старины, храмов, мечетей, древних развалин.

Крымский удожник С. Коваль, (которого рекомендовал к показу выставочному комитету известный «коктебелец», фотомастер С. Гусев), показал романтический пейзаж «Судак», своего рода реминисценцию к XIX столетию…

Совершенно иным выглядит холст Ю. Вербовского «Джума хан Джами» — на холсте изображена самая большая и величественная мечеть Крыма — Джума-Джами. Это известный памятник мусульманской архитектуры. Мечеть была заложена в Гёзлёве, теперь это Евпатория, в 1552 году. Художник изобразил мечеть с минаретами в прохладно синей палитре, будто на нее пали поздние ночные сумерки прошедших веков…

Художник А.Курушин представил на наш взгляд необходимую вернисажу работу – это реалистическое, светлое и ясное по настроению отображение Дома поэта, названное – «Дом М. Волошина в Коктебеле». Дом дан таким, каким он был до того, как его обступили ресторанные столики и глушащие низкопробной музыкой коммерческие палатки нового, уже буржуазного века… На предыдущих вернисажах работ, прямо посвященных М.А.Волошину было много, в этот раз эта тема не стала одной из ведущих… Выставки цикла тематически не повторяют одна другую. Но в работе Ольги Науменко, исполненной в оригинальной технике, виден интерьер Дома поэта; точнее его мастерской, где стоит египетская гипсовая голова царевны Таи-Ах; да и профиль Волошина, изваянный самой природой, все же мелькает на многих работах выставки, или появляется в сиянии заката, на холсте М. Кунашова. (Пользуясь случаем деятели и участники выставки поздравляли М. Кунашова с тем, что он стал «двоедедушкой», — у него родились два внука-близнеца…) Ольга Науменко, кроме собственной графической работы представила еще и графико-мозаично-коллажную работу своего семилетнего сына Ярослава Морочко, который по праву считается самым юным участником выставки.

К весьма заслуженным корифеям коктебельско-карадагских выставок относится Н. Щербакова-Ионова, прославленная прежде всего как московская акварелистка-флористка. Кроме своих мощных, темпераментных букетов она показала и на этой выставке крымскую тематику – «У берегов Херсонеса», «Окрестности Кара-Дага», «Прибой»…

Лауреат многих акварельных конкурсов, один из лучших акварелистов Москвы, Борис Арутюнян показал несколько новых акварелей, где присущие ему призрачность плывущих в вечернем свете гор, луны, неясно-гармоничных, загадочных, вдруг перебиваются другой темой – красной травой Крыма, но и эта тема подана акварельно многоцветно и оригинально.

К несомненно оригинальным работам из графического раздела выставки относится «Воспоминание о море, портрет Майи Луговской». Этот рисунок создан С.Л. Соложенкиной, виднейшим литературным критиком советского времени, талантливым поэтом, одним из полноправных членов художественного сообщества «Родники», существующего при выставочном зале «Выхино». Рисунок этот, характерный для авторской графики Светланы Соложенкиной, на этот раз витражно составлен, и на одной из частей видна подруга Светланы Львовны, Майя Луговская — московская поэтесса и художница, геолог, жена известного поэта, и рядом с ней на блюде – ракушки – атрибуты моря, Крыма, где довелось побывать…

К оригинальнейшим произведениям выставки знатоки относили скульптурную графику, которую можно созерцать в застекленной витрине. Это ряд работ, созданных скульптором, ювелиром, Александром Семеновским, который проявил себя еще и ученым-изобретателем, поэтом и писателем-афористом. Особая оригинальность их состоит в том, что на темном фоне обрамленного пространства (или постамента), подается беспрерывная, без единого стыка, темная металлическая линия, изогнутая рукой мастера каждый раз в новое изображение… И изображения эти отличаются изяществом, плавностью, неповторимостью. Это своего рода очередная в жанровом и формальном отношении яркая «премьера» вернисажа.

Не споря манерой с А. Семеновским, своеобразие выставки дополняет деревянный коллаж на темном фоне и в раме, сделанный В.С. Ерохиным, назван сей композиционный коллаж «В морской пучине», — тут есть и то, что можно увидеть на дне морском, но особенно знаменательно, что средь представленного есть и настоящий – габриак, — это корень виноградной лозы, укатанный волнами по морскому дну. Такие габриаки любил собирать и приносить к себе в дом М. Волошин…

Тонкой отнесенностью к Серебряному веку русского изобразительного искусства отличается графическое произведение  М.Г.Васильева «Хождение по водам моря», созданное недавно, в 2011 году. Тут художник идет по стопам евангельского предания, желая отразить тревогу и тоску в современном обществе… Вот что изображено: Великий учитель, Христос, идет по водам, его голова увенчана нимбом. Ученик Христа, Петр, пытался встать на воду вслед за Учителем, но он засомневался, сможет ли идти по водам морским, и стал тонуть, — видно, как один из сидящих в лодке тянется – спасать… Ученик чуть не утонул, так как усомнился и был наказан близостью к гибели в результате маловерия… Известный евангельский сюжет намеренно и осознанно, по словам художника, выражен в традициях «мирискусников». Мы видим тут сходство с М.Врубелем, А.Бенуа, Е.Лансере, особенно с Л. Бакстом… Исключительно тонко поданы цветовые «расплывы» волн, их прихотливая мозаичность создает эстетическую основу, придает легендарное настроение всему в синих тонах исполненному изображению…

Чисто авангардных, абстрактных работ на выставке совсем немного, отметим  работу «Спасательная станция» Ю.Фатеева, в которой наблюдается кубистичесая угловатость, и черты абстракционизма. А В. Губин в холсте «Крымский сфинкс» отдал дань фантасмогорическим легендам Крыма… Широта этого вернисажа такова, что он не обошелся и без социалистического реализма, представленного, в частности, «Набережной Балаклавы» Н.В. Кондратенкова. А вот С. А. Малярчук, нарисовав приморскую набережную, смело соотнес Крым с Карфагеном…

Непременным разделом «Коктебель-Карадага-2011», традиционно предстает фотоэкспозиция, всегда размещаемая на втором этаже выставочного зала «Выхино». С. Гусев, известный «жрец Коктебеля», один из основателей и организаторов Культурного центра им. М.Волошина в Москве, уже ранее нами упомянутый, представил на сей раз всего одну работу из его популярной серии «100 видов Сюрю-Кайи». На панорамном изображении коктебельской горы солнце освещает каменную громаду сбоку, почти горизонтально и этим эта фоторабота совершенно уникальна. Сделана она в конце ноября с третьего этажа дома на улице Грина, № 15, где тогда жил С. Гусев…

Фотограф А.Н. Сокол представил горные панорамы – «Панорама Кизил-Таше», «Панорама из Лис», «Панорама Коктебеля».

Отдельной творческой личностью, воспевающей гедонизм, радость жизни Коктебеля предстает известный фотомастер А. Савицкий. На сей раз, возможно не без нотки лукавства, он отдал дань по-рубенсовски полновесной фактуре. В его загорелых обнаженных феминах — августовская спелость лета, а не утонченность весны… Но А. Савицкий идет еще дальше, кроме пышнотелых дам он представляет не менее «мощных» сидящих за столом на отдыхе, (впрочем одетых), мужчин – «Три толстяка»; и тут же, в том же расслабленном ключе – «Отдыхающие псы на набережной Коктебеля». Вот так отразился в фотообъективе А. Савицкого «конец сезона»…

В жанре «фото-ню» пробовал себя и Борис Пясецкий, которого пользователи интернета и московская богема знает под псевдонимом Боримир. Этот жанр осуществлен в его работе «Коктебельская маха». Есть у него и фото с птичьего полета. Есть и волны и чайки, сфотографированные с катера. Это очень пространственные фотографии, они хорошо передают цветовоздушную среду Крыма, его дыхание… Сестра Бориса, Мария Пясецкая, также непременная участница крымских вернисажей, представила очень крепкую, профессиональную, реалистическую акварель – «Тихая бухта»…

В заключение скажем, что в открытии «Коктебель-Карадага-2011» приняло активное участие Московское крымское землячество. С презентацией многих новых ценных крымских изданий выступил еще один известный крымчанин-феодосиец Дмитрий Лосев, глава Издательского дома «Коктебель».

Станислав АЙДИНЯН,
вице-президент Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись