«КОКТЕБЕЛЬ КАРАДАГ- 2013»

«Коктебель-Карадаг» 2013 года это уже семнадцатый московский вернисаж, посвященный крымской тематике. И на этот раз проведенный в Выставочном зале Выхино (Арт-холле Юго-Восток), он прошел под грифом Федерации Акваживописи и Международной федерации акварелистов. Так что начатая еще в 2007 году фестивальная по своей сути традиция снова вылилась не только в ожидаемый показ художественных произведений, но и в праздник профессионального и интеллектуального общения художников и гостей-зрителей.

Как то и соответствует выставкам прежних лет, и на сей раз было показано немало самых разных по характеру, технике, палитре и жанрам художественных опытов разных лет, объединяла же их, конечно, посвященность Крыму и Коктебелю. Сто десять авторов-участников представили каждый по одной, по две, по три единицы обширной двухэтажной экспозиции…

Глава Федерации Акваживописи И. И. Кочетов, основатель традиции этих столичных вернисажей, показал свои три новые мастеровитые, сдержанного колорита акварели, темой которых были вода Черноморья и камни, и прибрежные сосны в бухте. Его соратник А. Г. Майстренко, глава художественного совета вернисажа, составитель экспозиции, представил закатные крымские пейзажи, будто задумчиво освещенные поздним «таинством» солнца, его холсты и манера несколько контрастны и тем оригинальны…

Известный певец Севера, валаамских лесов и скал, С.В. Бусахин, ветеран «карадагских» показов, представил свои «Кипарисовую дорогу», «Сарабанду»… Это очень южные изображения, в них есть характерная особенность, — тут художник-путешественник, добиравшийся даже до Сейшельских островов, любит изображать две маленькие человеческие фигуры на фоне углубляющейся композиционной перспективы…

Другого путешественника-художника, В. В. Литышева, имевшего обыкновение приезжать на биостанцию на Карадаге, можно охарактеризовать как прирожденного знатока живописной эстетики цвета, умеющего тонко подать природу, пейзаж.

Впечатляюще, сурово и масштабно смотрится отвесные скалы на холсте «Карагач» Ник. Бурдыкина. Зрители прошлых вернисажей помнят и ныне представленные работы Юр. Вербовского, рисующего бахчисарайские минареты и яхты в очень четкой, почти линейной манере.

«Могила М. В.Волошина» кисти Г.Донцова обращает особое внимание своей особой задумчивой пристальностью, неяркими зеленоватыми тонами, в той же манере исполнена и его «Тропинка к Волошину», также недавно написанная.

Е. В. Володина изобразила влюбленную пару и рисующего их художника в стиле соцреализма, напоминающего фрески в санаториях и домах отдыха советского времени, оказалось, действительно, художница создавала в свое время подобные настенные фрески.

Вновь выставлены работы ветерана крымских вернисажей О. Науменко, побывавшей в 2012 году в Коктебеле и привезшей работу, на которой – коктебельский пейзаж, увиденный со стороны моря, на котором – освещенный лучом солнца Дом Поэта, — дом М. Волошина. Девятилетний сын О. Науменко, Ярослав Морочко как и на прошлом вернисаже, стал самым юным участником; он крымским песком, закрепленном на твердой основе, изобразил рыбу и пузыри воздуха вокруг нее…

И.Д.Гаврилова выступила наиболее оригинальным художественным способом, — она выставила натуральный коллаж из раковин, водорослей, морской звезды, — впечатление от этой работы богато фактурное…

Не обойдена вниманием и особая крымская тема – тема древней Эллады, сколько было некогда на Черном море древнегреческих поселений, городов, — от Ю.Г. Козак на выставке пастельное изображение, названное «Крымская Эллада» — это мифолого-этническое изображение, по сути реалистическое, в нем явлены три женские фигуры, одна из которых играет сразу на двух свирелях, другая сидит, хлопая в ладоши, а третья, основная фигура, — танцует. Похоже, тут промелькнул призрак мистерии, посвященной лесному богу Пану…

Есть на «Коктебель-Карадаге» и фотораздел, в котором – свои заслуженные имена. Художник-фотограф А.Б. Савицкий помимо своих известных коктебельских «ню», показал замечательную по пластическому решению и спонтанной естественности, свежести работу – «Ожившая амфора», тут удалось при помощи линий женского тела и света создать иллюзию древнего керамического сосуда…

К также наилучшим произведениям относятся постоянно выставляющиеся из года в год большие панорамные, аэрофото способом созданные, работы покойного В. Наугольного. Не менее интересны и цельны работы другого постоянного участника — Б. Песецкого, среди них особенно ярок — «Закат в Старом Крыму», тут цельно красив вечерний высвет заходящего солнца, создающий общий строй угаданной композиции. Хороши и его «Козы на маяке». К той же семье Песецких относится и творчество М. Песецкой, в чьей акварели, где птицы и корабли у горизонта, есть что-то перламутровое… Таким образом мы вновь вернулись из страны фотографии к живописи, графике и другим изобразительным жанрам…

Как не упомянуть очень крымскую и теплую цветную гуашь В. Е. Печерниковского «Когда уходит день», где едет по солнечной дороге под синим небом арба-можара, груженая тыквами, и управляет ею чисто крымский возчик…

Из акварелистов не забудем упомянуть художницу и поэтессу Н. И. Щербакову-Ионову, чьи работы, такие как триптих «Черное море», всегда отличались и темпераментом и мощью, и свето-цветовым совершенством. Ее коралловая прибрежность словно светится… Жрец тонкорунных переливных оттенков, мастер-акварелист Б. Арутюнян представил свои миниатюры-акварели «Коктебель. Вечерний ноктюрн», «Коктебельская чайка», «Кара-Даг»…

К преимущественно жанровым композициям можно отнести акварель С. Анисимовой, на которой на фоне балконных балясин – дама с зонтом, рыболов с удочкой, — что-то есть в них от 1950-ых годов… К той же творческой колее отнесена жанровая сцена, созданная кистью А.В. Оранской, где видим крымское застолье, на фоне моря и молодую девушку, и собаку, и представителей старого поколения за столом; тут все характерно, вплоть до травы, пробивающейся меж каменных плит веранды, и тут все живо, — живость эта непосредственная, несколько детская…

Рядом – символико-фантастическая картина Дм. Небогатова «Храмы Эллады», дополняющая уже отмеченную нами выше антично эллинскую тему, которой вторят призраки Атлантиды и образы Египта. Эта работа напоминают фантастику известного художника-крымчанина А. Худченко, но, в отличие от него, чуткий глаз уловит некоторую эскизность общей подачи, несмотря на четкость многих образов…

Из ветеранов художественного крымского движения упомянем также Марка Кунашова, который представил на сей раз холст «Перед грозой», сине-зеленого предгрозового свечения. Художник едва не попал под мощный ливень в горах, когда с натуры писал эту работу!..

Видим и акварельные блики довольно абстрактной на сей раз кисти Т. Баум, поэтессы, известной  основательницы московского литературного салона. И горный пейзаж Н. Рахлиной, и батик «Волна» Л. Коган. И фантастичные, орнаментально-цветовые, оригинальные графические работы М. Г. Васильева, на которых у дома Волошина в Коктебеле художник показал фигурки гуляющих М. Цветаевой и ее мужа Г. Эфрона, а на другом листе у него красочно явлен – «Апостол Андрей в Крыму»…

Из скульптурных работ выставки выделяется и привлекает майолика В.Н. Сабуровой «Кот голубой», тут мягкая плавность форм очень совпала с выбранным цветовым решением…

 

«Коктебель-Карадаг» — масштабный и проверенный временем проект. Немало разных художественных проектов осуществляется в муниципальных залах Москвы, каждый из которых имеет свое лицо, свое направление, свою специфику. Художники говорили не только о Крыме, они узнали от коллег, широко выставляющихся в столице, что теперь создается единая дирекция объединяемых отныне выставочных муниципальных залов. Теперь каждый зал перестанет быть самостоятельным юридическим лицом. Для каждого шага потребуются неимоверное количество всевозможных согласований с новыми, помимо давно и достаточно эффективно существующих, руководящими органами. Вот и возникает у художников закономерное опасение – не потеряют ли залы и свое своеобразие и возможность осуществить самостоятельно художественные проекты… И будет ли способствовать их деятельности расширение хозяйственного и командно-бюрократического аппарата… Залами и сегодня ведется немалая работа, связанная и с государственными и городскими праздниками, концертами, изостудиями, занятыми с детьми и молодежью, пенсионерами, инвалидами, да и просто с развитием творческих способностей москвичей… Представители художественной общественности выражали надежду, что «укрупнение» руководящих структур и объединение учреждений культуры не скажутся отрицательно на творчески самостоятельной и полноценной их работе. Это так важно во время, когда гаснут, вымирают культурные очаги, истончается под напором коммерциализации слой культуры, — вот сейчас и важно не лишать интеллигенцию в столице и других городах страны возможности объединяться вокруг Искусства, Культуры, разнообразных эстетически организованных, полнокровных, живых событий…

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись. член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины.

«КОКТЕБЕЛЬ КАРАДАГ- 2013»

«Коктебель-Карадаг» 2013 года это уже семнадцатый московский вернисаж, посвященный крымской тематике. И на этот раз проведенный в Выставочном зале Выхино (Арт-холле Юго-Восток), он прошел под грифом Федерации Акваживописи и Международной федерации акварелистов. Так что начатая еще в 2007 году фестивальная по своей сути традиция снова вылилась не только в ожидаемый показ художественных произведений, но и в праздник профессионального и интеллектуального общения художников и гостей-зрителей.

Как то и соответствует выставкам прежних лет, и на сей раз было показано немало самых разных по характеру, технике, палитре и жанрам художественных опытов разных лет, объединяла же их, конечно, посвященность Крыму и Коктебелю. Сто десять авторов-участников представили каждый по одной, по две, по три единицы обширной двухэтажной экспозиции…

Глава Федерации Акваживописи И. И. Кочетов, основатель традиции этих столичных вернисажей, показал свои три новые мастеровитые, сдержанного колорита акварели, темой которых были вода Черноморья и камни, и прибрежные сосны в бухте. Его соратник А. Г. Майстренко, глава художественного совета вернисажа, составитель экспозиции, представил закатные крымские пейзажи, будто задумчиво освещенные поздним «таинством» солнца, его холсты и манера несколько контрастны и тем оригинальны…

Известный певец Севера, валаамских лесов и скал, С.В. Бусахин, ветеран «карадагских» показов, представил свои «Кипарисовую дорогу», «Сарабанду»… Это очень южные изображения, в них есть характерная особенность, — тут художник-путешественник, добиравшийся даже до Сейшельских островов, любит изображать две маленькие человеческие фигуры на фоне углубляющейся композиционной перспективы…

Другого путешественника-художника, В. В. Литышева, имевшего обыкновение приезжать на биостанцию на Карадаге, можно охарактеризовать как прирожденного знатока живописной эстетики цвета, умеющего тонко подать природу, пейзаж.

Впечатляюще, сурово и масштабно смотрится отвесные скалы на холсте «Карагач» Ник. Бурдыкина. Зрители прошлых вернисажей помнят и ныне представленные работы Юр. Вербовского, рисующего бахчисарайские минареты и яхты в очень четкой, почти линейной манере.

«Могила М. В.Волошина» кисти Г.Донцова обращает особое внимание своей особой задумчивой пристальностью, неяркими зеленоватыми тонами, в той же манере исполнена и его «Тропинка к Волошину», также недавно написанная.

Е. В. Володина изобразила влюбленную пару и рисующего их художника в стиле соцреализма, напоминающего фрески в санаториях и домах отдыха советского времени, оказалось, действительно, художница создавала в свое время подобные настенные фрески.

Вновь выставлены работы ветерана крымских вернисажей О. Науменко, побывавшей в 2012 году в Коктебеле и привезшей работу, на которой – коктебельский пейзаж, увиденный со стороны моря, на котором – освещенный лучом солнца Дом Поэта, — дом М. Волошина. Девятилетний сын О. Науменко, Ярослав Морочко как и на прошлом вернисаже, стал самым юным участником; он крымским песком, закрепленном на твердой основе, изобразил рыбу и пузыри воздуха вокруг нее…

И.Д.Гаврилова выступила наиболее оригинальным художественным способом, — она выставила натуральный коллаж из раковин, водорослей, морской звезды, — впечатление от этой работы богато фактурное…

Не обойдена вниманием и особая крымская тема – тема древней Эллады, сколько было некогда на Черном море древнегреческих поселений, городов, — от Ю.Г. Козак на выставке пастельное изображение, названное «Крымская Эллада» — это мифолого-этническое изображение, по сути реалистическое, в нем явлены три женские фигуры, одна из которых играет сразу на двух свирелях, другая сидит, хлопая в ладоши, а третья, основная фигура, — танцует. Похоже, тут промелькнул призрак мистерии, посвященной лесному богу Пану…

Есть на «Коктебель-Карадаге» и фотораздел, в котором – свои заслуженные имена. Художник-фотограф А.Б. Савицкий помимо своих известных коктебельских «ню», показал замечательную по пластическому решению и спонтанной естественности, свежести работу – «Ожившая амфора», тут удалось при помощи линий женского тела и света создать иллюзию древнего керамического сосуда…

К также наилучшим произведениям относятся постоянно выставляющиеся из года в год большие панорамные, аэрофото способом созданные, работы покойного В. Наугольного. Не менее интересны и цельны работы другого постоянного участника — Б. Песецкого, среди них особенно ярок — «Закат в Старом Крыму», тут цельно красив вечерний высвет заходящего солнца, создающий общий строй угаданной композиции. Хороши и его «Козы на маяке». К той же семье Песецких относится и творчество М. Песецкой, в чьей акварели, где птицы и корабли у горизонта, есть что-то перламутровое… Таким образом мы вновь вернулись из страны фотографии к живописи, графике и другим изобразительным жанрам…

Как не упомянуть очень крымскую и теплую цветную гуашь В. Е. Печерниковского «Когда уходит день», где едет по солнечной дороге под синим небом арба-можара, груженая тыквами, и управляет ею чисто крымский возчик…

Из акварелистов не забудем упомянуть художницу и поэтессу Н. И. Щербакову-Ионову, чьи работы, такие как триптих «Черное море», всегда отличались и темпераментом и мощью, и свето-цветовым совершенством. Ее коралловая прибрежность словно светится… Жрец тонкорунных переливных оттенков, мастер-акварелист Б. Арутюнян представил свои миниатюры-акварели «Коктебель. Вечерний ноктюрн», «Коктебельская чайка», «Кара-Даг»…

К преимущественно жанровым композициям можно отнести акварель С. Анисимовой, на которой на фоне балконных балясин – дама с зонтом, рыболов с удочкой, — что-то есть в них от 1950-ых годов… К той же творческой колее отнесена жанровая сцена, созданная кистью А.В. Оранской, где видим крымское застолье, на фоне моря и молодую девушку, и собаку, и представителей старого поколения за столом; тут все характерно, вплоть до травы, пробивающейся меж каменных плит веранды, и тут все живо, — живость эта непосредственная, несколько детская…

Рядом – символико-фантастическая картина Дм. Небогатова «Храмы Эллады», дополняющая уже отмеченную нами выше антично эллинскую тему, которой вторят призраки Атлантиды и образы Египта. Эта работа напоминают фантастику известного художника-крымчанина А. Худченко, но, в отличие от него, чуткий глаз уловит некоторую эскизность общей подачи, несмотря на четкость многих образов…

Из ветеранов художественного крымского движения упомянем также Марка Кунашова, который представил на сей раз холст «Перед грозой», сине-зеленого предгрозового свечения. Художник едва не попал под мощный ливень в горах, когда с натуры писал эту работу!..

Видим и акварельные блики довольно абстрактной на сей раз кисти Т. Баум, поэтессы, известной  основательницы московского литературного салона. И горный пейзаж Н. Рахлиной, и батик «Волна» Л. Коган. И фантастичные, орнаментально-цветовые, оригинальные графические работы М. Г. Васильева, на которых у дома Волошина в Коктебеле художник показал фигурки гуляющих М. Цветаевой и ее мужа Г. Эфрона, а на другом листе у него красочно явлен – «Апостол Андрей в Крыму»…

Из скульптурных работ выставки выделяется и привлекает майолика В.Н. Сабуровой «Кот голубой», тут мягкая плавность форм очень совпала с выбранным цветовым решением…

 

«Коктебель-Карадаг» — масштабный и проверенный временем проект. Немало разных художественных проектов осуществляется в муниципальных залах Москвы, каждый из которых имеет свое лицо, свое направление, свою специфику. Художники говорили не только о Крыме, они узнали от коллег, широко выставляющихся в столице, что теперь создается единая дирекция объединяемых отныне выставочных муниципальных залов. Теперь каждый зал перестанет быть самостоятельным юридическим лицом. Для каждого шага потребуются неимоверное количество всевозможных согласований с новыми, помимо давно и достаточно эффективно существующих, руководящими органами. Вот и возникает у художников закономерное опасение – не потеряют ли залы и свое своеобразие и возможность осуществить самостоятельно художественные проекты… И будет ли способствовать их деятельности расширение хозяйственного и командно-бюрократического аппарата… Залами и сегодня ведется немалая работа, связанная и с государственными и городскими праздниками, концертами, изостудиями, занятыми с детьми и молодежью, пенсионерами, инвалидами, да и просто с развитием творческих способностей москвичей… Представители художественной общественности выражали надежду, что «укрупнение» руководящих структур и объединение учреждений культуры не скажутся отрицательно на творчески самостоятельной и полноценной их работе. Это так важно во время, когда гаснут, вымирают культурные очаги, истончается под напором коммерциализации слой культуры, — вот сейчас и важно не лишать интеллигенцию в столице и других городах страны возможности объединяться вокруг Искусства, Культуры, разнообразных эстетически организованных, полнокровных, живых событий…

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, искусствовед Федерации Акваживопись. член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины.