Коктебель-Карадаг 2014

 

В Государственном выставочном зале «Выхино» открытием вернисажа «Коктебель Карадаг» 2014 года продолжился художественный проект, который успешно осуществляется без перерыва последние семнадцать сезонов. На сей раз в вернисаже приняли участие 110 художников и, как и в первый раз, генеральным куратором и руководителем этого масштабного начинания был и остается Игорь Иванович Кочетов, глава Федерации Акваживописи, президент Международной федерации акварелистов. Все вернисажи последних лет неизменно проходили в ГВЗ «Выхино», где их курировала директор зала Наталия Удальцова, которой участники за ее поддержку выражали искреннюю и теплую благодарность, благодарили и начальника музейно-выставочного отдела за С. В. Тхоржевского…

Для тех, для кого вернисаж в новинку, скажем, что Карадаг – это горно-вулканический массив  в Северном Крыму, близ поселка Коктебель на берегу Черного моря. Художественные впечатления от Коктебеля, от Карадага, от Крыма получают и пропускают сквозь свою призму художники.

Вот что писал .К. Паустовский в повести «Черное море»: «Я впервые увидел Карадаг. Величие этого зрелища могло сравниться только со зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов и разрушительных извержений. Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты земной коры.Могучие жилы лавы вздымались столбами из зелёных морских глубин и останавливали далёкие облака. Море не набегало волнами на каменные стены, а вспухало и медленно подымалось вверх, с гулом заливая пещеры. Потом оно так же медленно уходило вниз, как бы падало в пропасть. Из пещер вода выливалась шумными, пенистыми водопадами, выносила в водоворотах водоросли, медуз и высасывала острый воздух подземелий, уходивших под многие миллиарды тонн окаменелой магмы. Я впервые ощутил головокружение не от взгляда вниз, а от взгляда вверх. Облака проплывали над кручами. Под облаками парили орлы. Головокружение носилось, как испуганная птица. Всюду, куда бы мы ни смотрели, оно подстерегало нас, и мы потеряли черту земного горизонта…». Так что на вернисажах из года в год представлены горный кряж, Коктебель и его окрестности…

Нынешний вернисаж получился по своему характеру прежде всего живописно-графическим. Не была представлены на нем, как на ранних показах, посвященных Коктебелю и Крадагу скульптура, немного наблюдалось и прикладных предметов искусства, керамики…

В изобилии — станковые работы, акварели. Среди них часто заметны акварели очень высокого качества, как например, грозовые листы Г. Донцова, представившие легендарный крымский уголок в остужено синем предвечернем освещении.

Е. Опалева впервые в этой серии вернисажей в своих работах отразила аккуратный, приглаженный быт современных представителей обеспеченного общественно класса. Средствами натюрморта она сумела передать дух новой домашней буржуазности… Прямой идейно-жанровой противоположностью выглядят небольшие, но емкие по содержанию работы Михаила Васильева, как «Полет кометы над Карадагом» или «Ангел Коктебеля», которые привносят в большой пейзажный ряд выставки конкретную духовную составляющую, вложенную в работы воображением художника. Симферопольская художница Д. Лемтюжникова – поэт, математик, рунолог показала полуабстрактную композицию морской тематики, созданную в Коктебеле.

Основатель арт-проекта И.И. Кочетов на этот раз не ограничился чисто пейзажными работами, такими как «Закат», «Вид с годы Орел», но убедительно показал и обнаженную натуру, — «Принцесса» и «Карточная игра», — в которой царствует южная, пляжная непринужденность.

Московская серия вернисажей «Коктебель Карадаг» немыслима без интенсивной кисти Н.Щербаковой-Ионовой; в этом году она представила акварели, в которых лирический всплеск пены устремляется к солнечному горизонту, где экспрессивное начало неотъемлемо от манеры художницы…

Самобытно, блестяще выступили на сей раз реалист «горных дел мастер» Г. Майстренко и художник неоклассического направления С. Малярчук. По-прежнему  верен своим свето-цветовым исканиям М. Кунащов…  Отметим изящество цвета Л. Рыскиной, чудо вечерних свечений С. Бусахина; удачные акварели А.Стасюка, А. Радионова, Н.Ермильченко, Е.Гуляевой… Пастель удачно представлена рядом работ, среди которых выделяется «Благословенный Крым» Ларисы Сергеевой, недавно ставшей Заслуженным художником Автономной республики Крым.

Особого упоминания стоит работа Ю.Вербовского, в чьем пейзаже мы провидим европейскую строгость и стройность формы. В творческом дуэте, как и ранее, выступили Д.Небогатов и С.Оранская, — эта художница создала фантазийный портрет молодой Марины Цветаевой, купающейся в коктебельских волнах, в ветре на нее падают сорванные розы – брошенные чьей-то увлеченной или влюбленной рукою…

Мне вспомнилось как А.И. Цветаева сестра М.Цветаевой говорила что именно в Коктебеле ее сестра был по-настоящему счастлива, когда судьба ее соединила с будущим мужем С. Эфроном…

Необходимо сказать еще о ряде работ, — своим особым мастерством, эстетизмом отмечена коричневатая, в тоне сепии, палитра акварелей А.В. Шелест. Ее работы обращают на себя внимание как и своеобразнейший калорийный «портрет» тучи над Карадагом, сделанный кистью И. Горемыкиной экспрессивно и оригинально.

В жанровом отношении вернисаж весьма дополнила коллажная работа И.Гавриловой, в которой берег Коктебеля «подчеркнут» настоящими коктебельскими камешками… Ветеран вернисажей, посвященных Коктебелю, В.Синюкова обогатила выставку символико-орнаментальными работами. У нее «Корабль любви» — в форме ковша, а «Золотая рыбка» блистает многоцветием палитры.

Теперь – о фоторазделе. Традиционно были представлены панорамные пейзажи известного феодосийского фотохудожника, архитектора и эколога Валентина Наугольного, давно ушедшего от нас мастера, снимавшего Крым с дельтаплана.. Невольным наследником его линии на этой выставке стал Боримир Пясецкий, давший пять работ избранных из огромной серии его впечатлений, посвященных горному Карадагу, снятому с дальних ракурсов. Конечно, выступил и такой мэтр фотоискусства как Андрей Савицкий, представивший характерные ему фотозарисовки обнаженной женской натуры как «Муза», «Нереида» наряду с пейзажными изображениями Карадага, как «Пейзаж с Эчкидагом», «Карадаг заповедный»… В заключение хочется упомянуть выдающееся по романтическому накалу изображение Карадага, исполненное художником В.Печерниковским, который изобразил горный кряж выступающий из тьмы, сопряженный с двумя радугами, таинственными и удивительными…

Желаем кораблю арт-проекта «Коктебель-Карадаг» дальнейшего плавания, чтобы он в будущем по-прежнему заплывал в гостеприимную гавань зала «Выхино», и чтобы его там всегда радостно ждали, чтобы зал сохранился, чтобы его не заземлили, не «перепрофилировали», лишив отношения к Искусству, которое в Отечестве нашем всегда нуждалось и нуждается, как и во всех странах Европы, в бережной государственной поддержке…

 

 

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя по общественным связям Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член ученого совета Литературно-художественного музея М. и А. Цветаевых, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, главный редактор журнала «Южное Сияние».