О ВЕРНИСАЖЕ ТСПХ «ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ…» 2013


 

Творческий союз профессиональных художников (ТСПХ) в Московском государственном зале «Творчество» провел успевшую уже стать традиционной выставку под красноречиво говорящим названием – «Из дальних странствий возвратясь…» Были представлены живопись, графика, скульптура, фотография,   декоративно-прикладное искусство – каждое произведение на тему всевозможных, — но чаще всего реальных, а иногда и вымышленных, намечтанных путешествий авторов-художников. Неизбежными были и красочность и разнообразие и разножанровость вернисажа, собравшего в снежной Москве, на Таганке, немало художников и их заинтересованных гостей – любителей искусства.

Спектр произведений был настолько широк, что трудно пытаться отразить все оттенки этой прихотливой палитры. И все же остановимся на впечатлении от некоторых, избранных из многообразия работах. В первом же зале экспозиции есть работы, по-своему привлекательные, — такие как «Дарьяльское ущелье» кисти Т. Герасимовой преимущественно абрисами-контурами она рассказывает об ущелье Терека, о зелени предгорий и прикорнувших домиках аула… Дух места, несмотря на минимализм изображения тут уловлен, и оттого картина будто дышит горным воздухом…

А рядом – абсолютно другая и по характеру и по сути картина Романа Клементьева. Он изобразил не конкретное место, а символически дал весь Восток! – Концентрически овальный цветовой круг огибает Глаз Духа, а справа, прямо на основном «поле» этого круга четко изображен Лотос вечного произрастания, живородящего принципа Вселенной… Вот так разумом можно войти в представление о Мудрости и возможных путешествий в ее глубь…

Далее – совершенно реалистическое изображение кисти Алины Тимофеевой, привезенное ею из Иордании – «Овцы в развалинах Петры», тут пример теплого, спокойного и достаточно миниатюрного письма… А Марина Лыкошина побывала в Египте, откуда привезла образы сфинкса и пирамид, воплощенные в ее «Дыхании вечности», а также тени Древней Эллады — в ее «Храме Артемиды Эфесской»…

Из исключительно профессиональных, богатых вибрацией цвета картин хочется выделить работу Ольги Левашенко «Олимпус. Турция», исполненную корпусным мазком…

Многих привлекла тематически знаковая акварель Анатолия Солдаткина «Крик», которую знатоки сразу посчитали своеобразным «парафразом» на тему знаменитого «Крика» Мунка, только тут кричащее лицо вплавлено в камень древнего города на фоне развалин дворцовых арок… Кларисса Лоншакова представила «Сиреневый туман» — нарисованы четко горы в манере, несколько напомнившей Святослава Рериха, однако сиреневый оттенок на самом деле более свойственен другой ее работе – «Утро в Пиренеях», вот тут действительно доминирует сиреневый цвет!..

Олег Карасев  своей кистью переносит нас из дальнего зарубежья в Россию, и достигает неожиданного эффекта, когда реалистически изображает на фоне облачного неба деревянную старорусскую церковь, а передний план делает намеренно условным, песочного тона, так достигается особая реальность основного, церковного образа… Ход этот нестандартен. О его «Северной деревне», очень удачном холсте, где покосившийся придорожный крест и дальние стены деревенских домов, можно с уверенностью сказать, что основные герои тут – Снега, снега, снега…

Елена Комягина создала свой «Летний день в Киото», где европейская художница, владеющая европейской же перспективой, несколько приправила изображение цветотональностью, рожденной традициями Японии. Более по-японски выглядит работа Ирины Золотой «Цветение зимы в Киото», где больше японизма, и даже есть красное клейми – обычное в японской живописи.

Приятно, что на вернисаже зрители видели и «классический» карандаш – его выставила Наталия Красносельская, работа названа «Библиотека в Клементинуме. Чехия».

А вот у Елены Никулиной – средство железнодорожного транспорта, на котором путешествуют в дальние страны, подстать и название – «Наш паровоз вперед летит», однако на небольшом изображении вовсе не паровоз, а тепловоз. А это большая разница, остается подумать, что название скорее поэтическое, чем фактическое!..

Нельзя не упомянуть известного художника Владимира Лаповка, давшего мастеровитый, основательный цикл холстов, посвященных Италии – тут и «Закат на Сан-Марко» и «Рио-Формоза», — это, конечно, в Венеции. А есть и «Венеция Хрустальная» Т.Малюсовой, повествующая о волшебстве вечного и таинственного города… Итальянской теме отдана также картина кисти Татьяны Малюсовой, видной деятельницы ТСПХ, «Мечта о Флоренции», которая предстает в ореоле дымки тумана…

Существенно жанрово разнообразили выставку живые коллажи Ирины Гавриловой, где живые раковины экзотически сопутствуют пейзажам Египта, «вплавленным» рукою создательницы в цветной коллаж…

В заключение скажем, что на вернисаже был и особый фото раздел, где художники-фотографы также актуально заявили о себе. Александр Чигенов показал свои фото находки, найденные им в Камбодже и Вьетнаме, Егор Данилов – чешскую Прагу, а Р. Длоуги побывал на красочном острове Куба…

Нам не удалось рассказать о всем огромном многообразии вернисажа – то есть трудно было объять художественно почти необъятное. Остается констатировать, что эта выставка, как художественное событие, полноправно осуществилось и прошло на хорошем, добротном художественном уровне, несмотря на разность вкусов, значения, мастерства и тематики художников, графиков и прочих талантливых мастеров изобразительного Искусства…

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент по связям с общественностью Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись