«Параллели визуального восприятия» — новый успешный выпуск

Большой полноценный выставочный проект «Параллели визуального восприятия, на сей раз имеющий подзаголовок. «Грани весны», начатый известным московскими арт-деятелями Алексеем и Мариной Гиляровыми, продолжился очередной выставкой в известном выставочном зале МОСХа на Беговой, 7. Первая выставка этой серии прошла в 2014 году. Летом 2019 года выставка той же серии экспонировалась в Московском академическом художественном лицее при Российской академии художеств. Как и прошлые вернисажи, собранные кураторами работы отличались и большим разнообразием и профессионализмом. Во второй выставке в МОСХе приняли участие более 100 художников. В третьей около 90 разных мастеров кисти, графического пера и резца.

Сам художник Алексей Гиляров выставил экспериментальный холст «Корни», на котором даны плотно сплетенные древесные корневые формы, летящие в пространство на условно небесном фоне. Смысл в том, что своими жизнями люди расплетают кармические узлы прошлого, стремясь к свету, который остается в сердце… Работа эффектная, впечатляющая, она понравилась многим.

Особое внимание знатоков вызывают работы художника Александра Абинова. Михаил Шаньков, член-корреспондент Российской Академии Художеств, характеризовал реалистический стиль А. Абинова как «…нежный и  бережный, согласный с тем, о чем поет его душа…». Стихия художника – отражать тонкой кистью южные, загородные виллы, дома, патио в Провансе или других краях Европы. Он создает кистью уют розоватого цветения на полотне  «Капри» (2015). Не менее успешно он проявляет себя, когда рисует скользящую по морю яхту в холсте «Регата» (2019). Нужно согласиться с тем, что художник преимущественно работает в русле камерного пейзажа. И в этом направлении с каждым новым опытом он обретает все более  определенное совершенство и силу.

В том же зале выставлен совсем другой художник, живописец-исследователь, Александр Жабинский. Его излюбленная тема – исторические образные реставрации, когда в современности костюмированные персонажи изображают людей старинных эпох. Два станковых холста А. Жабинского на сей раз посвящены Вильяму Шекспиру – это «Сонеты Шекспира. Сад наслаждений». И «Сонеты Шекспира. Корабль мечты». Обе работы композиционно изобретательны, написаны акриловыми красками на холсте в 2020 году.

Одна из самых русских и прямо скажем, жанровых по стилистике работ выставки, это психологический холст кисти Екатерины Балабановой – «За окном весна» Мы не увидим на картине ни весны, ни самого окна. Вместо этого спиной к нам за рабочим столом сидит трудяга-школьница. Она напряженно занимается… Весь облик источает напряженную усидчивость. На стене у стола висят матерчатые мешочки с наточенными карандашами. Это определенно русская жанровая живопись, традицией восходящая ко второй половине позапрошлого века…

У Елены Кротовой не менее жанровый, чем у Ек. Балабановой, исконно русский холст «Масленица»(2020). Созданный в отечественной реалистической традиции, он изображает на заснеженном фоне русскую деревенскую женщину, со связкой баранок и рядом с нею, на столе со всякой сенедью, стоит «под парами» самовар. Скорее всего она на ярмарке. Это жизнерадостная, убедительная своим жизнелюбием работа.

Рядом – еще очень психологически оснащенный, «фронтальный» портрет женщины, молодой дамы, в ней, в ее лице, такая напряженная «переливчивость» выражений, сосредоточенность выразительности и остроты взгляда… Героиня портрета отдаленно напоминает французскую киноактрису Мишель Морган, игравшую с Жаном Габеном в фильме «Набережная туманов»… С этой работой определенно можно поздравить автора, талантливую художницу, чье имя – Ама Николич. У нее сербская фамилия. Работа же называется – «Ветер перемен».

Художница Людмила Рыбина идет по той же жаровой психологической колее, но делает это абсолютно по-своему. Она создала образ мальчика-подростка – с рук которого рвется на свободу поднятый с земли довольно крупный кот… Образ юноши очень летний, по-дачному уютный.

А Елена Скоромная продолжила тему анимализма – у нее в холсте «Гаврик в машине» – собака за стеклом популярной машины «Мини», такие седаны считаются женскими…

Поляковы, Ирина и Алексей, постоянные участники вернисажей «Параллели визуального восприятия», и на этой выставке верны своим стилевым основам. В холсте «Японский танец с веерами» (2020) на темном фоне образы японской легенды, одна из танцующих богинь украла солнце, другая пытается его вернуть, сделать так, чтобы солнце возвратилось из темного плена… На второй их картине «Рассвет. Закат. Наследие» (2020), изображена гордая индейская женщина, олицетворяющая вековое величие седой индейской цивилизации. Для создания этого холста, художники, по их словам, специально изучали индейские орнаменты…

Валерий Мамчур – один из «центральных» художников вернисажа, у него прихотливая серия работ, созданных по мотивам образности древней Эллады. Тут и вечный в истории искусства сюжет «Похищения Европы», где остро переданы эмоции похищаемой. На другой работе – женский крылатый сфинкс, в этих изображениях есть чуть шаловливая игра с пространством, изобретательная стилизация.

Максим Тимофеев – видный современный абстракционист, специально прибывший для участия из Саратова. Он любит размышлять о измерениях бытия, для него время – «переменная четвертого измерения». Свои размышления он воплощает в холсты, на сей раз песочной палитры…

Художница-абстракционистка, чей творческий псевдоним — Элайя Глори, недавно начавшая свой творческий путь, весьма убедительно и со вкусом создает абстрактные сложные холсты. Эффектен и многопланов ее холст в розовых доминантных тонах.

Очень интересно произведение «Корсет», принадлежащее кисти художницы Елена Бойченко. Она родом из Одессы, училась у известной Елены Ильичевой – выдающегося мастера, автора уточенных декоративных натюрмортов. Этот эстетический настрой и тон живописи унаследовала у своего учителя и Е. Бойченко, умеющая неожиданно подать старинный предмет женского туалета, как некий загадочный культовый атрибут, имеющий свое самостоятельное эстетическое значение…

К весенним по теме работам почти отнесен холст Риммы Смирновой «Вид за окном». Оголенные ветви – там, за оконным стеклом, это мечта о весне на фоне абстрактно-условных зданий… В искусстве порой можно прибавить тем, что отнимешь. Это можно сказать о неярком минимализме и этого изображения.

Ирина Мухамедшина, как и генеральный куратор выставки, Алексей Гиляров, заканчивала МГХИ им. В.И.Сурикова, и в своих работах предстает во всеоружии обретенного технического совершенства. Ее работы очень убедительны профессионально, классичны по духу. Такова, в частности, ее «Сирень». На других ее работах женская фигура может быть изображена «как овал», а рядом – готовая взлететь бабочка…

В заключение очень хочется упомянуть характернейшую скульптурную работу – это резьба по дереву. Изображен вытянувший в эмоциональном порыве мартовский кот. Называется – «Март» (2020), он принадлежит резцу скульптора Натальи Муромской. Эта работа, как и многие и многие картины художников вернисажа, созданы в самое последнее время или в последние годы. В этом смысле вернисаж невольно новационный и очень весенний. Так и задумывалось…

Станислав Айдинян,

заместитель председателя ТСПХ, академик Российской академии художественной критики, действительный член Европейской академии естественных наук, действительный член Международной академии современных искусств.