Об искренней кисти Татьяны Туркулец…

Большое познается в малом. Иисус Христос уподоблял Царствие Небесное горчичному зерну, самому малому из зерен. Эта истина вспомилась в связи с выставкой Татьяны Туркулец, проходившей в известном московском выставочном зале «Творчество», где среди немалого цветосмыслового многообразия работ, я увидел совсем небольшой авторский лист под названием «Зверь» (2004). Только прирожденный художник, жрец пера, может так, почти одной линией в динамическом повороте изобразить зверя, так обобщить… И не важно, что изображен саблезубый тигр. Изображена вся грация опасного, свободного, слитого с Природой хищного.

Я шел дальше по выставке и увидел еще и еще доказательства настоящего, невытверженного ремеслом природного таланта художницы. Ей прекрасно удаются кони. Много сотворено ею коней – добрых и грустных, выпукло-живых. Но особенно запоминается один ее «Конь» (2003), он достигает почти эпической силы, в нем чувствуется масштабность, каждая черточка его предстает и живет в движении. Сразу было видно, что это одна из важных и лучших работ московской выставки. Тематически к коню близка «Коза» (1994) более ранняя работа, — обе из обширных и ценных в творчестве в творчестве Т. Туркулец графических анималистических циклов. Ее вообще можно было бы полноправно считать художником-анималистом, если бы не легкий налет фантастичности, наброшенный на реалистические по исполнению листы. Но не только фантастические нюансы и элементы важны для понимания стиля художницы, психологической тональностью у нее неизменно звучит сочувствие к изображенным ею существам. К козам, коням, рыбам… В ее работах проникновенна тихая и задушевная нота… Оттого они порою дадаистичны, — в них есть что-то от детства, от незамутненного первовзгляда на мир.

Без сострадания тяжелеет душа.. А сострадает тот, кто сам перенес немало. Мы не пишем о тяготах детства художницы, как непросто проходилось ей в  юные годы. Однако талант Татьяны был столь ярок, что ее заметили. Первым на одаренную юную художницу обратил внимание О. А. Андреев, учитель рисования, когда она стала посещать художественную школу в городе Окуловке (Новгородской области), близ которого она жила. Однако вскоре учитель сказал, что ему сложно еще что-то дать своей ученице… Видимо опытный педагог не хотел изменить, потревожить индивидуальность, не хотел лишить ее талант несколько детской хрупкой самобытности. Однако, думается, он возможно и понимал, что дар художницы еще столь молод, что нуждается в дальнейшей огранке, в большей четкости воплощения замыслов, в большем мастерстве.

Она училась в Новгородском областном училище искусств им. С.В. Рахманинова, в которое ее приняли без экзаменов и где в первый же год учебы состоялась и первая ее персональная выставка. Далее последовали выставки в Новгороде, в галереях Петербурга, затем и в столице России, в Москве, в Музее им. Н.К.Рериха, где прошла выставка художницы в качестве стипендианта Благотворительного фонда им. Е.И.Рерих. Позже Татьяну пригласили принять участие в выставке, организованной галереей и издательством «Изограф» – «Москва – город художников». Наконец последовала важнейшая в творческой биографии Татьяны выставка в зале «Творчество», в зале, где проходили вернисажи многих замечательных мастеров отечественного изобразительного искусства. Выставку организовал Благотворительный фонд им. Е.И.Рерих. Директор зала «Творчество», академик Российско-итальянской академии Феррони, Г.Н.Гинзбург чутко уловил свежесть и естественность неподдельного дара художницы, отметив при этом, что в нем еще немало потенциальных возможностей для развития.

Татьяна Туркулец родилась в Татьянин день 25 января, , и мечтательность, свойственная людям, родившимся под звездами этого дня в полной мере отразилась в ее жизни и творчестве.

Авторы текстов, посвященных «феномену» Татьяны среди черт ее творчества отмечают философичность, говоря о том, что она обладает «уникальным философским и творческим взглядом на вещи». Творческим, художническим – бесспорно, а вот философским… Строго говоря, я не могу отметить в ее творчестве зрелых философских основ. Это, скорее, интуитивный символизм, свойственный многим ее работам.  Напротив, мне кажется, что ее творчество совершенно не от ума, а от сердца. Очень интересны в смысле примеров подобного интуитивного символизма ее «Ждущие плоды»; менее интересен по прямому ходу действия графический лист «Не губите лес», одобренный многими любителями графики.

Татьяна Туркулец создала целые серии абстрактно-цветовых работ, где почти совсем уходит от фигурации, и тут идеи вербально невыразимы, выражены лишь их тени, являющиеся нам в эмоциональных ощущениях. Тот же интуитивный символизм наблюдаем в ее анималистических циклах , во многих знакомых нам работах цикла «Цирк», в символическом ее «Алекине» (2004), одной из центральных работ московской персональной выставки 2005 года. В фигуре Арлекина – скорее смех сквозь слезы и грустная самоирония. Грусть исходит из глаз героя, в руке которого волшебный жезл, которым, возможно, он сможет коснуться чуда – своих снов, и своей мечты… Так что общечеловеческая символика может явиться в мир и без традиционной философии…

Все образы и лики Татьяны Туркулец общечеловечны. Они до краев полны теплой эмоцией. Иногда такое очеловечивание приводит к довольно причудливым последствиям, — ведь в ее картинах и графике не только животные очеловечены, антропоморфичны, также очеловечены и храмы! Они даны в оптической деформации, их образы нестройны, будто перерешены другой, нездешней природной гармонией, словно они вдруг из строений вновь превратились в камень… Правомерно ли такое изображение священных для верующих строений? Возможно и нет, с ортодоксальной точки зрения. Но мне кажется, что оно было бы недопустимым, если бы в изображении царила бы намеренная дисгармония, слом, здесь же храмы наивно-детские, добрые, будто увиденные душою ребенка сквозь клубящийся жарою воздух. Самый замечательный из храмов, по-моему тот «Храм, лист 7», где и фон и здание с зелеными крышей и куполом даны пуантелистически, то есть отдельными точечными мазками. Там верх эстетики, достигнутой в этой серии, в которой отмечается и ряд более простых работ. К этой серии тематически и по форме близки «Города», «Голубая печаль» (2000), где мечтательно-фантастичные здания подобны листьям и стеблям неземных растений.

Вообще Татьяна Туркулец наиболее выразительна там, где она проявляет себя как график-рисовальщик. Здесь ее дар ощутимо высок.

Но она пробует и совсем иные жанры, как, например, абстракцию, неоавангардные формы. В этом русле отметим работу «Не копите слезы»(2003), где опять таки мы находим несколько сюрреально выраженный символ Печали, интуитивно-философское, художественно-графическое «рассуждение» о ней…

Бывает, Т. Туркулец обращается к отрицательным явлениям  бытия – это ристалище сказочной борьбы как, например, в «Стражах замка». Там подкованный белый конь нарисован во взъяренной схватке с человекообразным демоном. Или ее «Сова» (2003), напоминающая древнекитайскую маску. Она изысканно-орнаментальна, но от нее веет опасностью запечатленной драконообразными ликами восточного искусства…

Мне кажется, Татьяне ближе много раз ею художественно отраженный подводный мир, полный спокойствия и плавного движения. Она создает полуфантастику своего видения этой глубинной стихии. Рыбы у нее живые и убедительные, как на изображении «Desert».

Татьяна Туркулец чрезвычайно благодарна людям, признающим и понимающим ее талант. Она пишет для них, старается выразить движения своей души, сколь женственной, столь и чуткой, возвышенно-сложной.

Хорошо, что существует и благородно действует Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих, поддерживающий художницу, сделавший ее стипендиантом, дающий ей возможность бывать, жить, выставляться в Москве. А есть ли большее счастье, чем полнота бытия, рожденная полнотой самовыражения?..

Без меценатов Искусство увядает, как прекрасный спелый плод, упавший в заросшую сорняками почву. Мы помним и о зерне, упавшем в почву благодатную, о чем заповедано в Евангелии. В отношении Леонардо да Винчи и Ренессанса все это так же верно, как и в отношении художников, творящих в наши дни.

Наша благодарность и поклон тем, кто помогает мастерам кисти, чья душа раскрыта чуду звезд, цветов и Солнца…

Станислав Айдинян,
член Союза Российских писателей,
искусствовед Федерации Акваживописи,
член экспертного совета Ассоциации художников-портр