В «ДИАЛОГЕ С ТВОРЧЕСТВОМ»

Выставка одного скульптора и трех художников, которая экспонируется в московском муниципальном музее «Садовое кольцо», была задумана и осуществлена в рамках арт-проекта «Диалог с творчеством», который объединил в своем составе разные по стилю, но объединенные искренностью, теплотою и профессионализмом четыре индивидуальные дарования…

Начнем с талантливого и уже замеченного в художественной среде столицы России скульптора-мастера Александра Храпачева, представившего в московском музее шесть своих произведений, в которых автор предлагает зрителю взглянуть на культурное и этическое явление – Вечную Женственность с нестандартной, своей точки зрения. У А. Храпачва его «Дюймовочка» изваянная из стали и искусственного камня, предстает стилистико-формовым экспериментом, в котором нежданно создается своя эстетическая платформа, когда образ обретает новые акценты через намеренную и своеобразную оптическую «деформацию». Женский образ здесь вырастает из эротически поданного и трактованного лотоса. Этот образ сам по себе спонтанно символичен. Настойчивый акцент на торсе, на бедрах, который создает автор, как бы говорит нам о важности и самоценности самого факта рождения. Очень изящна шея Дюймовочки, у нее совсем небольшая грудь, пышны ее проволочно-тонкие волосы. Руки – очень тонки и совершенно условны, но эмоционально устремлены вверх, будто во «вскрике» своего появления… В своем «Силуэте» Александр Храпачев дал изогнутую, черную спиралевидную полоску металла, которую скульптор разделил на три основные «секции», которые стали – головой, грудью, бедрами, ногами… Наше воображение дополняет «невоплощенное», недосказанное… Но игра экспозиционного аспекта тут в том и проявляется, что «Силуэт» появляется и осознается как женская фигура именно на фоне других фигур, сочиненных и воплощенных Храпачевым, таких как его страдающая, символико-иероглифичная «Ева», или праздничная, и в чем-то спортивная, здесь же представленная «Элегия»… В стальной двухфигурной композиции, у которой название — «Двое», скульптор будто бы отдает дань теме покаяния – мужчина там показан на коленях перед старой женщиной – момент для обоих эмоционально насыщен, трагичен. И, наконец, «Танец», где вакхично, резко две фигуры в экстатическом танце «празднуют» движение!..

 

Москва также хорошо знакома с утонченной и отменно профессионально «оснащенной» художницей и преподавателем рисунка, основавшей свою художественную студию, Людмилой Севериной. На сей раз она представила русскую, пейзажную серию. У художницы на ее холстах  «Переяславль-Залесский», «Кострома. Ипатьевский монастырь» передана естественная «стихия» провинциального города, в котором вокруг монастыря живут своей тихой, естественной жизнью деревянные дома, неширокие улочки, показанные весною, в «эпоху» цветения сирени… Автору-художнику удалось передать не только дух пейзажа, но и его таинственный, очень местный, «национальный», колорит и еще – «провинциальную тишину»… А вот в холсте «Тихий вечер» Людмила показывает еще более широкие возможности своей насыщенной палитры – тут волшебна отсветами неба и отражениями озерная вода, и две ложки, и, особенно, — освещенное ранним всплеском солнца золотое дерево, ставшее основным центром композиции, контрапостом картины… Кроме пейзажных работ художница показала и свои замечательные натюрморты «Чай с пионами» и «Кофейные зерна». Все произведения Л. Севериной, представленные на выставке новые, написаны в 2017 году.

Творчество Ларисы Акулининой женственно-загадочно, богато колористическими нюансами, Когда она создает в картине «Покой» фантастические многоцветные облака над двумя церквями и домиками в зачарованном ее кистью полевом, сельском пейзаже, кажется, что романтическая настроенность и пуантелистичность ее мазка пришли из мастерской южного, «киммерийского» художника К.Ф. Богаевского. Но Лариса, пожалуй, свободнее и задумчивее его. Ее стремит в малой форме дать насыщенный масштаб целой панорамной речной и холмистой песочной дали. И небо у нее всегда говорит и звучит красками… Все эти особенности, пожалуй, еще более фантастично переданы в холсте «Красная планета», где низкое солнце над еще одной необъятностью, безлюдьем и песочно-холмистой пустыней нежданно прервана полоской воды, блеснувшей в какой-то излучине. Может быть там, вдали – река?.. Да, неотъемлемой чертой манеры художницы видятся обширные амальгамы — свечения неба. Ей свойственно единство композиций, цельность проработки всех ее многообразных по свету и цвету пейзажей. Иногда кажется, что Лариса, когда пишет картину, к уху приближает большую морскую раковину и слушает тихий шум моря, таящий в себе другую, не такую как у других (и не такую как у ее талантливой современницы Л. Севериной), тревожную и космически-чуткую Тишину…

Анна Смирнова не менее интересный, одаренный, но другой по методу и видению мира художник. Ее диптих «Старый камин» сразу выявляет стремление запечатлеть родные ей атрибуты, предметы собственной жизни – очень уютно, вкрадчиво смотрятся и старые книги в шкафу, и спинка стула, и, в центральной части, — желтое горение огня, будто нерукотворно, чудесно вспыхнувшего в камине, и семейные фотографии на каминной полке. Анна, кажется, сдержанной своей палитрой рассказывает, — вот я так живу! У меня такой мир, который проникнут мною, и я проникнута этим миром… Ее триптих, «Путешествие из Дрездена в Рим», исполненный смешанная техникой — тут и лепнина, и стеклянная мозаика, дает в левой и правой частях урбанистические образы Дрездена и Рима, а в центре – образ лучистой Мадонны благословляющей, на синем, глубоком фоне… Над нею – мраморный по виду фрагмент карниза… Это очень европейская работа, созданная словно на память о путешествии. Еще больше говорит о художнице объемно-витражный портрет ее дочери с собакой, где над нею неясно угадываются то ли листья, то ли условные птицы – птицы-символы. Быть может, это летучие тени ее мечтаний, — тут уютное, очень теплое и обаятельное изображение. А дополняет впечатление от творчества А. Смирновой, круглый холст»Камея», если на него смотреть издали, он напоминает некоторые круглые изображения давней кисти художника-эмигранта П.А. Нилуса.

Вот такой «диалог с творчеством» получился у нашей спонтанно собравшейся творческой группы, каждый художник и скульптор которой настойчиво отстаивает свой взгляд на мир и каждый, как некогда пел Булат Окуджава, «…дышит как и пишет, не стараясь угодить», то есть естественно, правдиво, и во всю силу своего необычного таланта.

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, заместитель председателя ТСПХ, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, член ученого совета Литературно-художественного музея М .и А. Цветаевых.