Главная » Выставки и вернисажи » Выставка художников-прихожан часовни Воздвижения Креста Господня

Выставка художников-прихожан часовни Воздвижения Креста Господня

В выставочном зале «Выхино» завершилась «Выставка художников прихожан часовни Воздвижения Креста Господня, посвященная всем святым земли Русской», где представлены были живопись, графика  и образцы прикладного искусства.

В декларации, предварявшей выставку есть такие проникновенные слова: «…В каждой творческой работе присутствуют Святые и Ангелы, которые помогают нам, на кого мы опираемся на нашем духовном пути. Творческая работа есть отражение Богопознания и Богообщения. Творения художников — молитва, написанная красками…»

Должен сказать, что выставка верна этому первослову духовного посыла, который послужил исходным импульсом к ее устройству. .Дело в том, что отец Александр Егоров, сам еще до принятия сана— художник и педагог живописного искусства, сумел собрать вокруг вверенного ему священного места служения худодожников-христиан, чей удел — не  зарывать грешно свой талант в землю, а отдавать его в красках и радугах людям, тем, кто еще открыт красоте,. тем, кто  воспринимает душою прекрасное и нетленное. Это духовно важно в наши скудеющие суетою дни, скованные властью золотого тельца, когда слова и дела денежные объяли даже невинных еще детей. Нетщетно всегда служение Истине христианства,  оно может  преображаться служением Искусству и, уже образно претворенным, противопоставлять духу наживы дух добра и красоты. Служение  Искусству невозможно без Труда на ниве изображения и отображения мира — будь то образы, рожденные в фантазии, либо взятые прямо из жизни…

Наблюдаю серию работ, выполненных с натуры о. Александром Егоровым — здесь темпера, пастель, масляная живопись. Особенно величав в уходящей к далям горизонта цветовой перспективе вид на монастырь соловецкий. Естественна чарующая закатность, свет из-за монастырских прочных стен, близ которых замечаем символические образы святых, молящихся, будто явившихся чудесно из невидимых ангельских сфер небесного мира.. Эта черта  вообще свойственна всему творчеству живописца-саященника, присуща циклу, написанному в Переславле. К этому циклу относится и «Закат», которому предпослан подзаголовок «Декабрь». На холсте — чисто российский, неповторимый снежный световой уют. Кисть передала и свет в заснеженных избяных окошках, и стайку птиц у плетня и другую — в небе…Переславская зима это у о.Александра действительно объемная и плодотворная тема. Сюда отнесена и «Горецкая слобода», что близ Горецкого монастыря на горе…Тут цветовой золотисто-серебряный диалог красок, вписанных в зимнее искристое пространство, приглушенное вечерними тенями, закатом…В слободе – дым из труб… Старинные стены вокруг развалин монастырских построек были разобраны, кирпич хотели пустить на строительство бани, да баню так и не построили — рассказывает отец Александр. Для него очень существенна трагедия разрушения, утрата памятников христианской культуры. Тем радостнее говорит он о сохранившихся фресках в Даниловском монастыре в Переславле….

Отец Александр еще в детстве лет десяти – двенадцати уходил с этюдником в простор русской морозной зимы и с натуры рисовал…

Однако кроме пейзажных трудов о.А.Егорова на выставке, в просторных залах двухэтажной галереи «Выхино» находим и его мистическую серию. Тут изображение Армагедона, последней битвы сил Света и тьмы. Своеобразно интерпретирована священная тема троицы — три ангела ниспосылают благодать на земную Церковь…Явление небесного – земному, нисшествие  видения к отшельникам и праведникам русского Севера… Рядом — «Ночной Ангел» (1997) — в густой синеве мерцающего света, струящегося из глубины ночи — Ангел благословляющий, ангел трубящий, и Шестикрылый Серафим… — все они над Русью, живущей своею простою жизнью, во трудах, скорбях и тихих радостях творящей молитву… В произведениях о..А.Егорова заметны символы, воспринятые от Откровения Св.Иоанна — евангелическая апокалиптическая символика стихий, подвластных Богу и, одновременно, символов Евангелистов — льва, орла, ангела, что имел «лице как человек»…Постоянен мотив ангела — благословляющего, на иных картинах он доминирует, например —в «Вестнике»… Несомненно к тому же циклу относится «Последняя чаша», также апокалиптической тематики  — и тут трубящий ангел над церковью и ангел, выливающий переполнившуюся чашу… Наступает Явление Бога, Господа Вседержителя. Все эти работы выполнены темперой, акваживописны.

.. Невдалеке от творений А.Егорова видим мы оригинальные образы, созданные кистью художницы Татьяны Невзоровой. В ее творческом методе реалистические мотивы переплетены с условно поданными гранями взаимослиянных пространств. Фрагментарны, но ясны и видимы ангелы и святые в работах — «Георгий Победоносец», «Михаил Архангел», «Воскресающие лики» ( посв. Св.Марфе ) или работа «Вход в храм»,  показывающая будто первоначальную раздробленность мира на пороге цельного восприятия. И, победою Света — «Сияние Богородицы», «Крылья Архангела», продолжающие ту же афигуративную линию…

Привлекательны дышащие воздухом естественной живописности плоды кисти Игоря Кочетова.  На  его  акварели  «Церковь в Яропольце»  ( 1998 ) видим колонны барочной церкви, и знакомые по иным многочисленным вернисажам мотивы природы, необходимой художнику, недавно воспевшему пушкинские места, неотъемлемая составляющая его дарования — пейзажность…

В части подбора разных живописных работ Елены Кирсановой мы не найдем обязательной и прямой реминисценции к христианству, это пастозные калористические работы. Тут доминанта желтозолотого и белого  цветов, но есть среди них и прямообращенные  к высокой теме. Тому порукой образ золотого ангела и пара больших, необрамленных, как древние свитки, фрескообразных не тотально записанных, эффектных фактурою  холстов.

Среди выставочного многообразия остановимся на работах Ольги Руновской; например пастельная работа «Валаам», созданная на Ладоге — скалы, вода, луна, белизною похожая на солнце, все это пейзажное великолепие подано в теплой гамме…В голубых с золотом «ризных»  тонах решена пастелью «Молитва» (1998). Церковь, прототип которой существует в Архангельском, над нею — силуэт Богоматери.  Художница рассказывает что, по словам о.Александра, над церковью от молит в ней верующих поднимается световой видимый  лишь самым чистым глазом столб — это хотела отразить О.Руновская. И тут произошло чудо — над изображением церкви пространство никак, никакими усилиями не закрашивалось…А намерение было — лишь сделать более светлым небо. И как бы сам собою, сужденно —нарисовался образ Богоматери!.. Еще представлено ее же «Пробуждение» — на нем Москва с птичьего полета, откуда видно концентрическое стержневое значение для города Храма Христа Спасителя. Тут не только день, но дух просыпается. И еще, рядом, — два кавказских горных пейзажа…

Запоминаются и работы Л.Савиной — на них монастырская заповедность куполоносных храмов, увенчанных, как и башни, крестами, сказочна некоторая намеренная оптическая закругленность изображенного. Упомянем — «Сергиев свет», «Благовещенье», «Молитвы Киприана Белозерского», «Явление  Бориса и Глеба», «Борьба Иакова»…

В выставочном калейдоскопе мелькают и — темперное изображение ангела кисти Ал. Иосифова, изображения ангелов, святых в шамоте, раскрашенной глине — скульптурном произведении Елены Маргаровой, и удлиненные, оригинальной формы пейзажные «окна в мир», условно-фантастичные, лаковые живописные опусы Ю.Р.Якименко…и пастозная, тонально сдержанная работа Б.Сафронова «Близ Кадникова» (1994), на ней церковь, возносящая купол в краски заката…И, циклом, реалистические многофигуные  холсты Е.Устинова— «Распятие», «Снятие с креста», «Се человек», на котором глумление возмущенной толпы над Спасителем…

Представлен и батик — роспись по шелку —здесь отметим труды Галины Вересоцкой, представляющей Реставрационный центр им. И.Грабаря и Елены Гребильниковой, которая вместе с Т.Невзоровой преподает детям и прихожанам, членам общины, технику батика…К ним близка «тематически» Анна Левкова, в батике создавшая «Плащаницу» Из прикладных экспонатов многим запомнятся расписные ложки и лубкообразные росписи по дереву Н.П.Великановой, и резьба по дереву Людмилы Семеновой.

Нет, не объять необъятного. Скажем лишь в заключение, что художественный центр при часовне, что близ Белого Дома, обещает многое соцветием преклонившим здесь дух свой талантливых мастеров и подмастерьев. Поблагодарим директора галереи «Выхино» А.Г.Савельева, продолжившего традицию, начатую в 1997 году в галерее «Нагорной» выставкой, посвященной всем Святым Российским…

 

Станислав АЙДИНЯН