Выставка Татьяны Малюсова – «Страна Замоскворечье» и далее…

 

Известная в художественной среде, талантливая художница Татьяна Малюсова, выставила большую авторскую графическую серию, посвященную Замоскворечью, и, шире – Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры. У Т. Малюсовой за плечами объемные панорамные показы своих графико-лирических «свидетельств» о архитектуре Москвы. Ее выставки прошли в Музее А.Н. Островского, в Московском доме национальностей, в Российской государственной библиотеке, в Центральном Доме журналиста и других культурных центрах.

У художницы давно уже выработался свой художественно-графический стиль, который ею проявлен во всех трех томах изданных ее московских произведений. Произведения эти, как правило, изящны, обладают своеобразным плавным штриховым фоном, придающим особый эстетический характер и обобщенность этим урбанистическим изображениям. На вернисаже в Международном фонде помимо характерных для художницы работ, представлены и иные, отражающие порой иной творческий период творчества. К их числу относится, например, «Ударник». Это созданный в 1995 году «портрет» известного советского кинотеатра, находящегося радом с правительственным сталинским «Домом на набережной». Татьяна нарисовала его карандашом, и эта карандашная «штудия» выглядит сегодня не менее художественно убедительно, чем иные современные ее серийные работы. Ту же мысль подтверждает рисунок «Пятницкая», появившийся в 1999 году. К ретро-направлению выставки относится и «Фабрика «Красный Октябрь», написанный маслом еще в 1978 году. С другой стороны, такая работа, как «Дом детского творчества на Полянке» тоже не нова. Это 1997 год. В альбоме название сего графического листа – «Дом с привидениями на Большой Полянке». Юрий Гуллер, сопроводивший своими текстами все три графических изданных ее альбома, намекает на то, что там живут привидения, — витает призрак повесившегося в этом доме архитектора, которого купец-заказчик запутал долгами… Потом тот же богатый купец в том же доме погубил свою дочь, бежавшую с гастролером-певцом итальянцем, и потом беременной вернувшееся в этот дом к отцу, себе на погибель… Запертая отцом, она умерла и тоже превратилась в призрак. Далеко не все «прототипы» архитектурных «подробностей» Москвы, вышедшие из-под пера Татьяны, имеют столь леденящую сердце трагическую историю. Но вместе они – от цикла к циклу, — создают ценное творческое свидетельство о первопрестольной столице…

На вернисаже в Международном фонде представлены, как мы сказали, не только графические работы, наряду с уже упомянутым «Красным Октябрем»; мы видим разные по световому «звучанию» работы по холсту маслом. Среди них «Родные перелески» (2013), «Музей Лермонтова на Молчановке» (2014). Несколько особняком среди них стоит «На турбазе под Звенигородом» (2005), где отразилось стремление войти в поэтическое таинство лунной ночи… Также особенное впечатление у зрителя вызывает холст Т. Малюсовой «Лес у деревни Саликово» (2007), где пленяет глубина прописанных планов, один за другим «открывающих» многоступенчатую гармоничную экспозицию. От розоватости посохшей теплой травы первого плана до таинственно-облачных свечений плана самого высокого, небесного идет заинтересованный взгляд зрителя…

И интересно отметить, что типичные для Татьяны Малюсовой графичес кая работа «Дом Игумнова на Якиманке» (2012), где изображен стилизованный «русский терем» или «Храм Николая Чудотворца близ Якиманки», все эти работы как-то не создают никакого контраста станковым, живописным работам художницы. У нее стройный, гармоничный «Храм Иоанна Воина» (2012)он  на той же Якиманке, может спокойно соседствовать с любой ее станковой работой. Так на ее выставках и бывает.

Мы ждем от кисти Татьяны Малюсовой все новых опытов «освоения» Москвы, ее тихих красот, спрятанных в заповедных уголках, примонастырских, прицерковных тихих улицах, переулках. И, несмотря на то, что не сохранилось всех храмов из легендарных «сорока сороков», Татьяне Малюсовой еще на годы хватит той красоты, которая для нее сохранила родная ей Москва…

Станислав АЙДИНЯН,

заместитель председателя ТСПХ по общественным связям, вице-президент Российско-итальянской Академии Феррони, член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов, искусствовед Федерации Акваживопись, лауреат литературных премий.