Выставка ТСПХ в Венгерском культурном центре 2013 г.

 

Выставка членов ТСПХ «Мир Центральной Европы: диалог культур — соседство религий», открылась 6 июня 2013 года в Венгерском культурном центре на Поварской улице в Москве. Задача центра заключается в популяризации исторических, культурных ценностей, которыми Венгрия обогатила европейскую культуру. Одновременно, культурный центр гостеприимно принимает в своих залах выставки российских художников и графиков. Именно к таким выставкам, тематически соответствующим направлениям работы центра и относится выставка, подготовленная художниками ТСПХ.

Центральная, фронтальная часть экспозиции отдана православной христианской линии. Возглавляет ее большой, традиционный, исполненный в манере 1970-80 годов авторский гобелен Натальи Озерной, на котором образы Кирилла и Мефодия, просветителей

славян, создателей славянской азбуки. Венгрия, конечно, преимущественно христианская страна, там различные христианские конфессии соседствуют церквями на одной городской площади, как например, в венгерском приграничном городке Захони, где на центральной площади – и католический костел, и молитвенный дом евангельских христиан-баптистов и восточнокатолическая церковь, использующая столь сходный с православным, литургический обряд.

Очень высокое впечатление зрители получают от лицезрения картины члена ТСПХ, сербского художника Меленко Янятовича, ныне живущего в Москве. Он изобразил Белого ангела Сербии, прямо реминисцирующего к древне сербским церковным фрескам, ведь Белый Ангел – духовный символ православной Сербии. Эта работа очень тонка и благородна, как по своей сути, так и по избранному автором методу исполнения.

 

Рядом – работы изографа Игоря Шуршакова, образы – «Пресвятая Богородица Тихвинская», «Покрова Пресвятой Богородицы», эта икона относится к разновидности – «праздники», и не менее каноничный, в окладе, благословляющий «Господь Вседержитель». Над ними – исключительно уютный, женственный образ Богородицы, созданный художницей Еленой Карповой, которая окаймила его золотистыми орнаментациями…

 

Иконописец Иван Зябин на этой выставке — автор Иконы Божией матери Пантанассы, то есть Всецарицы. По типу изображения богородицы это Одигитрия, Путеводительница, ибо она указывает рукою на младенца-Христа, а тот, в свою очередь, также рукою указывает благословенный путь…За плечами  Богоматери – два архангела с нимбами над головами… Сидит она на цветных подушках богатой тронной скамьи. И фон иконы золотой, византийский по художественному происхождению…

 

«Рождество Богородицы» Анны Назаровой не только канонично, но еще несет на себе черты стилизации под старорусскую иконопись, тому порукой «вдавленное», «рамообразное» изображение центральной, главной изобразительной части этой торжественной, исполненной в красных тонах, композиционно сложной иконы…

 

Наиболее оригинальная икона выставки это, по мнению многих художников-участников, Икона Божиекй матери Иверская, исполненная мастером Игорем Арафаиловым резьбою по дереву… Работа тонкая, такое впечатление, что она литая, из волшебно расплавленного дерева, столь отсутствуют на ней следы резца!.. Иг. Арафаилов резал и складень иконы «Казанской Божией Матери с предстоящими», образы которой изографически

бережно написал Иг. Северов…

 

Завершает этот христианский ряд работ картина Игоря Мирошниченко – Образ Иконы Иверской Богоматери. Однако перед нами не икона, а картина в синих тонах, изображающая икону. Внеканоничны в этом изображении стилизованные, графичные волны пространства, горы, живущие в пределах нарисованного. Лики Богоматери и младенца также даны светски, мирским письмом, вне строгого православного канона. Нам кажется, что это романтическое прочтение Вечноженственного Священного образа…

 

Михаил Рудник представил две работы, на одной из них канал меж домов старой чешской Праги, на другой – водный вид Дубро́вника, города в Далмации, в южной части Хорватии, на адриатическом побережье, — изображена набережная и яхты, тут изумителен изумрудный цвет моря у берега, что отдаленно напоминает прибрежные свечения в Венеции, близ Моста вздохов…

 

Куда более строг европейский урбанистический мир, который создал и представил известный московский живописец Владимир Лаповок, деятельный участник крупных выставок ТСПХ, он показал реалистические холсты «Прагу в сумерках», где впечатляют отражения огней в текущей реке; Львовский городской вид в зеленых спокойных тонах, и, наконец, «Вечер во Вроцлаве, где вновь – город, собор, его отражение в вечерней реке, фрагмент лодки…

 

Пастель «Сторожевые башни в Пеште» и «Будапешт. Старые замки» принадлежат одному из лучших художников ТСПХ Вячеслава Деревянко. Первая из пастелей и живописна и изящна, несмотря на намеренную сдержанность цветовой палитры. На второй изображено строение, находящееся за Площадью героев в Будапеште. Это здание некогда было возведено в дереве, объединив в себе архитектурные элементы нескольких старинных венгерских замков, оно было сделано для выставки, но так полюбилось венграм, что его осуществили в камне, так построился один из ведущих памятников архитектуры Будапешта…

 

«Киево-Печерскую лавру» на выставке представила московская художница Елена Краснеощекова, подав ее очень просто, в сине-зеленых тонах… К ней близка картина Ольги Молчановой «Псков. Белые птицы».

 

Графическую часть выставки удачно представляет урбанистической серией Светлана Мелета, отразившая кистью и «Осень в Праге» и Будапешт, ее работы похожи манерой на акварели и рисунки монмартрских художников Парижа середины ХХ века…

 

Эта выставка непредставима и без загадочных по тону и палитре живописных работ Татьяны Малюсовой, у нее изображен притягательно-таинственный ночной замок, отметим и мечтательно-природные мотивы в ее – «Хорватии» и «Вечере в Будве»…

 

Выставка на многих произвела положительное впечатление высоким художественным уровнем большинства представленных работ. После открытия вернисажа в концертном зале Венгерского культурного центра состоялся концерт поздно начавшего свой успешный творческий путь венгерского вокалиста Яноша Мессароша, лауреата творческого конкурса «Рождение звезды», исполнившего арии из опер и венгерские народные песни… Концерт был принят слушателями с благодарным вниманием к исполнителю.

 

Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников, член правления Международной Ассоциации содействия культуре, член Союза Российских писателей, член Конгресса литераторов Украины, искусствовед Федерации Акваживопись