ХУДОЖНИЦА РАШИДА – вопросы и ответы… Вернисаж в галерее «Фьюжн»

Рашида Гайнуллина – художник интенсивного творческого поиска, обретший уже свои художественные свершения. В известной галерее «Фьюжн», находящейся в центре Москвы, недалеко от театра «Современник», прошла ее персональная выставка, показавшая широкий веер творческой коллекции художницы. Выставка продемонстрировала ее достижения на поле современного изобразительного искусства. Художница Р. Гайнуллина отвечает на вопросы о ее творческом пути, о ее жизни и судьбе. Она рассказала нам, где жила, у кого училась, когда начала рисовать, чьим творчеством увлекалась, что особенно ценит в природе, чего хотела бы достичь в живописи,  что чувствует, когда начинает рисовать, как выбирает сюжет…

Рашида, каковы биографические истоки Вашего творческого пути, — где Вы жили, у кого учились?

Родилась в 1958 году в Казани и прожила в этом городе 22 года.  Окончила казанскую художественную школу, затем архитектурный факультет Казанского инженерно-строительного института. В программе обучения архитекторов,  естественно,  присутствуют и рисунок и живопись. А перед поступлением в институт мы очень много времени посвятили рисунку. После окончания архитектурного факультета работала в проектном институте ГИПРОИВ под Москвой, в городе Мытищи, позднее в Мытищинской проектной мастерской.  Занималась проектами генпланов различных территорий, таких как городские районы, микрорайоны, коттеджные посёлки, деревни, спортивные, рекреационные  зоны  и т.д.

Когда Вы начали рисовать?..

Рисовала всегда, сколько себя помню.  В художественной школе у меня был замечательный педагог – Татьяна Евгеньевна Олимпиева. Очень строгая, требовательная. Как же сложно было получить у неё пятёрку! Как мы ни сопротивлялись, она всё-таки научила нас рисовать… Во время обучения в институте я  для себя рисовала карандашом, фломастерами, пером. Хотелось выработать какой-то свой стиль. Тогда мне даже казалось, что вырисовывается что-то такое очень отдалённо напоминающее стиль. Кто-то сказал мне тогда, что это похоже на работы японского художника Тадасигэ  Оно. Наверное, имелся  в виду чёрный контур, который присутствовал в моих рисунках,  и который мне хотелось сделать пластичным. Писать маслом я начала в 2009 году.

Чьим творчеством  Вы увлекались?..

Когда я училась в художественной школе, в Казани прошла большая выставка  работ Нади Рушевой.  Конечно, мы все её  посетили. Я помню, что после этого был несколькодневный  шок и абсолютная неспособность рисовать, а позднее  я и многие мои одноклассники вдруг стали  работать в стиле, похожем  на стиль Нади Рушевой. Правда,  продолжалось это не  очень долго. Затем  было увлечение Чюрлёнисом. Купить в Казани книгу о Чюрлёнисе было абсолютно невозможно. Моя литовская подруга прислала мне из города Молетай  книгу о нём  и репродукции его картин. Это было нечто на грани фантастики. Странный, как тогда казалось, не похожий ни на кого художник и музыкант. В это же время я увлеклась книгами братьев Стругацких. Кстати, обожаю их до сих пор. Прочитала всё, что они написали. У меня мечта сделать серию графических работ или, может быть, работ маслом  по мотивам их произведений. Почему то видятся картины к их  повести «Малыш». Это потрясающая вещь, хотя сами они считали её неудачной.

У Вас еще были пристрастия и художественные привязанности?..

Мне всегда нравился Гоген, потому, что это искренняя живопись. Мне всегда нравился Питер Брейгель Старший, потому, что он настоящий. И мне всегда нравился Дюрер, потому что (кто бы спорил) он великий рисовальщик. В этом мои пристрастия, к сожалению или к счастью,  не оригинальны.

Что особенно цените в природе?..

Многие дети, а может быть и все, очень  тонко чувствуют природу. Сужу по  себе  в детстве. Взрослые теряют эту способность. Порой взрослый человек после сильных потрясений  вдруг начинает видеть, чувствовать, понимать красоту природы.  У меня было так.  После определённого  отрезка времени, который был нужен, для того, чтобы прийти в себя, я стала замечать, то,  на  чём моё внимание  раньше  не задерживалось. Букет увядающих тюльпанов на фоне  сияющего голубого неба. Невероятная красота цветов, которым  осталось жить не так долго. Сердце сжимается от созерцания увядающей красоты. Но это не жалость, а восторг!  Причем эти цветы кажутся мне интереснее свежих, наверное,  потому, что в них есть история пусть даже нескольких прожитых дней.  Я обнаружила, например, что никогда не замечала, насколько утончённо  красив может  быть обыкновенный цветок чеснока. Похож на голову какого-то фантастического животного.

Какой сезон года Вам, как художнику, наиболее нравится?

По поводу времени года, которое нравится больше всего… Да, пожалуй, все хороши. Если это в срок,  и если не экстремально. Но, если попытаться дать конкретный ответ на вопрос, то, скорее  весна, потому что весной есть ощущение начала.

Чего Вы хотели бы достичь в живописи?

По поводу того, чего я хочу достичь в живописи.  Я  хочу добиться того, чтобы человек, смотрящий на мою работу, ощущал бы положительную энергию, исходящую от картины. И ушёл бы этот человек с надеждой и теплом в сердце, как ни банально это прозвучит. Но, естественно,  я считаю, что нужны  и такие картины, скульптуры, инсталляции и пр., которые могли бы разбудить человека, взбудоражить, заставить думать. И, конечно, хотелось бы выработать свой узнаваемый стиль.

Какой цвет вы любите более других?

У меня нет любимого цвета, мне кажется,  так скажет любой художник. Но можно ещё ответить так:  мой любимый цвет – цвет неба. Оно в зависимости от времени года, времени суток, состояния погоды, может быть абсолютно разным по цвету. Вся палитра красок.

Что Вы чувствуете, когда начинаете рисовать?..

Что я чувствую, когда  начинаю рисовать?  Я долго настраиваюсь на новую работу. Если это натюрморт, я долго его ставлю, долго выбираю предметы, драпировки и прочее.  Мне должно очень-очень нравиться то, что я собираюсь рисовать. Затем, когда я перехожу к нанесению рисунка  на холст углем, я стараюсь сделать это точно, но достаточно быстро, потому что мне не терпится начать работу маслом.  Это то, что я обожаю.  Когда я пишу маслом, у меня нет ощущения потерянного времени. Время вообще не  имеет значения. Оно  перестаёт существовать.

Как Вы выбираете тему, сюжет для картины?

Было несколько сюжетов, которые мне приснились. Один сюжет приснился  и, самое главное, запомнился во всех подробностях: персонажи, их позы, их одежда, цвет фона картины. На выставке её не было и сейчас она не закончена.  Сюжет работы «Полёт»  родился как-то сам собой.  Сначала был маленький эскиз  карандашом на клочке бумаги, затем  захотелось перенести его на холст. Я выбрала большой  размер холста.  Хотелось, чтобы зритель почувствовал пространство неба и обилие воздуха. Я понимаю, что размер холста, конечно, ни причём.  Возможно, у меня  привычка с институтских времен работать на больших подрамниках, причем квадратных. Возможно, сказывается и мой  еще не огромный опыт. Может быть, со временем я перейду к маленьким форматам…

 

Беседу вел искусствовед Станислав АЙДИНЯН,

вице-президент Творческого союза профессиональных художников